Она стала аннотацией на опубликованное в этом же номере газеты «Письмо казахского народа фронтовикам-казахам». Примечательным являлось и то, что в главном печатном органе Советского Союза впервые увидел свет материал, посвященный боевым и трудовым подвигам одного из народов СССР. Вот такие строки: «Сыны казахского народа доблестно сражаются в рядах героической Красной армии», «За Украину и Белоруссию, за Кавказ и Ленинград бьются с врагом тысячи и тысячи отважных сынов Казахстана. Они не знают страха в борьбе, смело идут в бой за свою родную землю», «Хорошо бьются казахи на фронте, хорошо работают для фронта их отцы, матери, жены в тылу», «Любят у нас прямую, открытую, мужественную душу казаха, его скромность, его верность».
Подобная комплиментарность в отношении конкретного народа в целом не была характерной для многонационального Советского Союза, где господствовала коммунистическая идеология и во главу угла ставились классовые отношения и интернационализм.
Тем более Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) и не предполагала отказываться от вышеназванных устоев марксизма. Безусловно, выделение в условиях тяжелейшей войны заслуг отдельного народа можно рассматривать как особенность национальной политики в СССР того времени. С другой стороны, вклад Казахстана в победу над фашизмом действительно был весом, многогранен.
И опубликованное в газете «Правда» обращение казахстанцев – дополнительное тому подтверждение. Письмо подписали более 2,6 млн представителей всех народов, проживавших в Казахстане, что говорит о глубине тревог, чаяний и надежд всего населения, когда в смертельной схватке с гитлеровской Германией решался вопрос –быть или не быть Советскому Союзу. В письме казахстанцы обращаются к фронтовикам: «Пусть каждый прочтет его не только глазами, но и сердцем, потому что его писал весь наш народ…».
В нем также дается хроника некоторых исторических событий: «Семь столетий назад наши предки-кыпчаки помогали русским громить тевтонских рыцарей, предков нынешних фашистов, на льду Чудского озера». Здесь речь идет о битве Александра Невского с тевтонскими рыцарями, произошедшей в 1242 году. Но парадокс заключался в том, что в официальных исторических изданиях советского периода отсутствовало подтверждение участия какого-либо иностранного формирования в союзе с русскими дружинами в битве на Чудском озере. В фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» также нет участия в битве каких-то войск на стороне русских.
Вместе с тем Р. Гейденштейн в «Записках о Московской войне», изданных в 1889 году в Санкт-Петербурге, сообщает о предоставлении ханом Батыем военной помощи Александру Ярославовичу. И составители письма вовсе не выдавали желаемое за действительное в попытке, к примеру, подкрепить тезис о совместной борьбе русских и казахов против внешних врагов в далеком прошлом.
Полагаю, что в письме упоминается факт, который реально мог произойти в один из самых трагических периодов российской истории. И вот почему.
Как известно, Русь в XIII веке подчинилась улусу хана Батыя, внука Чингисхана. В тех условиях неординарно поступил один из самых почитаемых в России выдающихся государственных деятелей – Александр Невский. Признав вассальную зависимость от завоевателей и проводя искусную политику, он не только уберег от набегов ордынцев на новгородские земли, но и сотрудничал с ханом Батыем и его преемниками. Такая политика Александра Невского в числе других позитивных последствий дала возможность защитить новгородские земли от агрессии со стороны крестоносцев. Более того, он многое сделал в выборе Северо-Восточной Русью в пользу Востока, отказавшись от сотрудничества с латинским Западом.
Но при чем тут наши предки-кыпчаки? Дело в том, что в войска «Потрясателя Вселенной» входили многие степные племена, в том числе расселенные на территории современного Казахстана. Представители племен, впоследствии вошедших в состав казахского народа, составляли значительную, если не большую часть войск хана Батыя и его потомков. Исходя из этого, вполне вероятно участие наших предков в оказании военной помощи дружинам Александра Невского в 1242 году в битве против тевтонских рыцарей на Чудском озере.
В письме упоминается и 15-летний Карасай, сын Орака, который 500 лет назад защищал свою землю от врага. Во время гражданской войны хорошо было известно имя батыра Амангельды, а 4 бойца-казаха в числе 28 панфиловцев совершили подвиг, защищая от немецко-фашистских полчищ Москву. Врагу памятно имя сержанта Абдибекова, застрелившего 227 фашистов, имена бесстрашного Бауыржана Момышулы и Героя Советского Союза Малика Габдуллина, имя молодого бойца Расулова, храбро вступившего в рукопашную схватку с тремя вооруженными до зубов гитлеровцами. Он застрелил одного фашиста, другого заколол штыком, а третьего сбросил в реку, применив борцовский прием из арсенала қазақша күрес. В письме подчеркивается, «...могли бы привести еще много имен тех бойцов, которые доказали, что рука казаха, чей предок умел бить на лету птицу, не ослабла и так же верно бьет врага».
Обращаясь к фронтовикам, казахстанцы пишут: «Дорогие воины! Вы бьетесь с врагом, вы знаете свою силу, но сознание, что за вашей спиной Родина, богатая, великая земля, должно удесятерять ваш натиск. В горах и степях Сары-Арки найдены все металлы, какие имеются на земле. Нет в Европе свинцовых заводов крупнее Шымкентского. Второе место в СССР занимает сейчас Карагандинский угольный бассейн. Его уголь питает десятки оборонных заводов страны. Редкие металлы, добытые в Казахстане, можно сейчас найти в броне танков, в стволах артиллерийских орудий, пулеметов, винтовок, в корпусах военных кораблей и самолетов. Лучшие сорта бензина и смазочных масел вырабатывают для авиамоторов из великолепной эмбинской нефти.
Ваши отцы, жены, братья и сестры думают о вас и ждут вашего возвращения не на пороге своих домов, не в бесплодной тревоге и воспоминаниях, а в батальонах всеобуча, на заводах, в шахтах, на полях, где они сменили вас. Они не оставили осиротевшим ни один станок, ни один трактор, ни один плуг. Бесчисленные скирды золотой пшеницы, твердые зерна риса, снежные кипы хлопка – все это ваш родной Казахстан растит для вас и для нашей победы. В одном только Мойынкуме в Джамбулской области ваши отцы и братья выкармливают для армии полумиллионное стадо. Все больше мяса, кожи, шерсти, масла дает республика фронту. Так отвечает далекий тыл на ваши подвиги, за ваше мужество. Так сообща наносим мы смертельный удар врагу».
В письме отмечается, что тысячи казахстанцев отдают свои сбережения для оснащения танками Красной армии, называются имена таких передовых людей, как Оразбай Бокенбаев, Кабаш Козыбаев, Сапий Байжанов, Кадели Искакова, Бисе Бедесаров, Бектай Ундасынов, Абдукарим Юсупов. При этом подчеркивается, что «вскоре на фронте вы увидите среди сотен и тысяч новых мощных танков и танки, построенные на средства ваших отцов, жен, сестер и братьев». Завершается письмо обращением к фронтовикам-казахам со словами: «Будьте стойки, упорны, сражайтесь умело и самоотверженно рука об руку с вашими братьями русскими, грузинами, украинцами, киргизами, белорусами, узбеками и другими народами нашего великого Союза».
Безусловно, письмо казахского народа фронтовикам-казахам было рассчитано на поднятие на более высокий уровень боевого духа и трудового энтузиазма казахстанцев, и налицо его идеологическое предназначение. Казахстанцы с самого начала Великой Отечественной войны участвовали в сражениях с фашистской Германией. По источникам профессора Л. Ахметовой, более 500 казахстанцев встретили войну в Брестской крепости, и многие из них проявили отвагу и героизм при ее защите. В их числе артиллерист Габбас Жуматов, снайпер Абдразак Мамиев, минометчик Владимир Фурсов. Дивизии, сформированные в Казахстане, доблестно сражались на всех фронтах, и многие из них за массовый героизм стали именоваться гвардейскими.
К моменту опубликования письма казахстанцы – работники тыла, наладив производство, снабжали всем необходимым Красную армию. Поставка на фронт вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, военного обмундирования и продуктов питания была настолько существенной, что нашу республику впоследствии называли арсеналом фронта.
До Победы оставалось более 2 лет сражения с фашизмом, и страна узнает о новых ратных и трудовых подвигах казахстанцев и невосполнимых потерях. Но в любом случае нет сомнения в том, что письмо казахского народа фронтовикам-казахам, уникальное по своему содержанию, имело огромное нравственное и военно-патриотическое значение и никого не оставило равнодушным как на фронте, так и в тылу.