Почти полгода житель Туркестанской области добивался возврата денег от автосалона за приобретенный автомобиль, который в итоге даже не завелся

6572
Любовь Доброта, Шымкент

Житель села Аксукент Туркестанской области Шукурулла в середине прошлого года решил купить новую машину. Ну как новую? Бывшую в употреблении. Причем, как выяснилось потом, в изрядно «поношенном» состоянии, хотя и намного новее той, что у него на тот момент имелась.

Цена в миллион тенге с гаком за автомобиль Opel Astra, возраст которого перевалил за четверть столетия, мужчине показалась весьма привлекательной. Да и нашел он его не на каком-нибудь там автомобильном рынке, а в автосалоне. В понимании покупателя это уже само по себе является синонимом добросовестности и доверия.

Продавцы по телефону наперебой расписывали все прелес­ти езды на «ласточке», которая, надо сказать, находилась в филиале автосалона в Таразе. А чтобы покупатель не сомневался в технических характеристиках и возможностях, на видео продемонстрировали, как автомобиль выезжает из автосалона и делает круг на площадке перед магазином.

Увидев покупку, так сказать, в действии, клиент «созрел» окончательно и выразил готовность тут же оплатить ее стоимость. Правда, тут же выяснилось, что перегонять машину из Тараза покупателю придется самому. Это обстоятельство слегка испортило настроение, но покупатель уже представлял себя за рулем Opel Astra, а при таком настрое планы на покупку, сог­ласитесь, меняют очень редко. Ну, не может же расстояние между Аксукентом и Таразом в 160 км стать причиной отказа от приглянувшегося автомобиля?!

Шукурулла оформил кредит на приобретение автотранс­портного средства и в соответствии с договором купли-продажи полностью оплатил стоимость машины. Тут-то выяс­нилось, что покупателю необходимо сразу же подписать еще один документ – акт приемки-передачи автомобиля, подтверждая тем самым, что товар принят и каких-либо видимых изъянов он не имеет.

И хотя клиент машину, напомним, в глаза не видел и собирался отправиться за ней в Тараз только через неделю, в автосалоне настояли на своем. Дескать, только так, а иначе – никак, вплоть до расторжения договора купли-продажи и кредитного соглашения...

Поездка в Тараз закончилась полным разочарованием, если не сказать крушением надежд. Тот самый автомобиль, который на видео бодро раскатывал по площадке перед магазином, не смогли даже завести. Чуть ли не каждый сотрудник фирмы садился за руль, заглядывал под капот, пытаясь понять и устранить причину отказа двигателя, однако... все оказалось тщетным.

Домой Шукурулла вернулся в расстроенных чувствах. И на следующий день обратился в филиал ТОО «АСТЭР АВТО» города Шымкента, заявив, что отказывается от покупки и просит вернуть деньги.

Со стороны продавцов уже не наблюдалось той вежливости и обходительности, что при покупке. Автолюбителю было категорически отказано в возврате денег. Как вариант, предложили выбрать другой автомобиль, либо подождать, пока машину… отремонтируют.

Видя настойчивость покупателя, продавцы даже предложили сделать скидку, уценив машину на 200 тыс. тенге. Тот же настаивал на расторжении договора, грозился подать в суд. В автосалоне стояли на своем, заявив буквально: «Обращайся куда хочешь, деньги мы тебе все равно не вернем!»

Юрист-консультант Палаты юридических консультантов по городу Шымкенту Айжан Сейдалиева, к которой обратился легковерный покупатель, смело взялась за дело. За 12 лет работы она поднаторела в конфликтах, связанных с защитой прав пот­ребителей. Обучение на курсах повышения квалификации, организуемых Комитетом по защите прав потребителей, поз­воляет ей успешно отстаивать законные интересы граждан. Для юриста каждый такой случай интересен, ибо позволяет наработать новый опыт.

– Обычная история: не читая, подписал договор и даже акт приемки-передачи товара, не видя самого товара, – комментирует действия Шукуруллы юрист. – Мой клиент умудрился оформить договор купли-продажи и полностью оплатить покупку машины в филиале, притом что сам автомобиль находится в Таразе. И увидеть его лишь спустя девять дней. А ведь так бывает довольно часто. Даже мои близкие оказывались в подобных ситуациях.

Юристы обычно хорошие психологи. Мне было интересно узнать мнение Айжан Сейдалиевой, что движет людьми, когда они соглашаются на такой вариант покупки.

– Дешевизна, возможность приобрести относительно дешевый товар, – ответила юрист. – Точно такие же машины на тот момент стоили чуть дороже. Конечно, Шукурулла потом сильно пожалел, говорил, лучше бы новое авто купил. Но, к сожалению, это осознание приходит уже потом, когда изменить ничего нельзя.

К счастью, наша история имела благополучный исход, хотя покупатель и не очень верил в него.

– Продавцы в таких слу­чаях ведут себя напористо, буквально давят на покупателей, – говорит Айжан Сейдалиева. – Плюс дает о себе знать отчаяние покупателя. Люди заведомо считают, что у них не получится выиграть дело, и сдаются. Менеджеры Шымкентского филиала автосалона буквально запугивали моего клиента, говорили, дескать, у них самая лучшая коман­да юристов, они все равно выиграют дело в суде. Клиент на каком-то этапе был готов пойти на попятную, согласиться на замену каких-то деталей или машины. Они просто ломали его психологически. Я предложила не идти у них на поводу.

Айжан Сейдалиева говорит, что для тех, кто знает и умеет применять законы, доказать нарушение прав потребителей несложно. Там на каждой странице договора, который подписал, не читая, покупатель, есть зацепки для того, чтобы договор опротестовать.

Тем более что на стадии досудебного урегулирования спора к ситуации подключился департамент торговли и защиты прав потребителей Шымкента. Там даже оформили и передали материалы в правоохранительные органы, полагая, что в действиях автосалона четко просматриваются действия, которые можно квалифицировать как обман покупателя, а это уже административное правонарушение. И хотя из-за истечения срока давности не удалось привлечь автосалон к ответственности по этой статье Административного кодекса, Шукурулла вышел из суда победителем.

Судья, изучив материалы дела, встал на сторону истца, предложив сторонам заключить соглашение. Оно предполагало возврат покупателю в полном объеме денег, а также взыскание с ответчика представительских расходов за услуги юриста.

– Благодаря слаженной работе с департаментом по защите прав потребителей удалось переломить ситуацию в пользу покупателя, – говорит Айжан Сейдалиева. – Мы согласились на мировое соглашение, потому что там намного короче сроки.

Соглашение вступает в силу через десять рабочих дней, а решение суда – в течение месяца. К тому же есть возможность проигравшей стороне подать апелляцию. Это займет еще два месяца. Поэтому мы пошли по легкому и короткому пути. Я настаивала на возмещении морального вреда, но клиент, радуясь возврату денег, отказался продолжать судебную тяжбу. Это его право.

Главный специалист Шымкентского городского департамента торговли и защиты прав потребителей Бахытжан Салхожаев считает, что эта история со счастливым концом показательна и призывает покупателей быть более осмотрительными. Подобных случаев в последнее время становится больше. Все чаще в неприятные ситуации попадают именно клиенты авто­салонов. Жалобы на их работу – явление относительно новое, они начались с прошлого года.

Например, в Шымкенте в 2022 году автосалоны стали продавать машины с «довес­ком», вынуждая покупателей оплачивать некое дополнительное оборудование, тем самым провоцируя волну недовольст­ва со стороны потребителей.

Шымкентский департамент Агентства по защите и развитию конкуренции после многочис­ленных обращений покупателей с подобными заявлениями проверил четыре городских автосалона и выявил, что в каж­дом из них навязывали дополнительное оборудование, стоимость которого варьировалась от 900 тыс. тенге до суммы, намного превышающей мил­лион тенге.

В перечень «дополнительного» включались аксессуары: полики, тонировка, обклейка бронепленкой, коврики в багажник, авточехлы, а еще – элект­ронные установки, такие как парковочный радар, зеркало с видеорегист­ратором, камера заднего вида, защита картера или топливного бака, защитная сетка для радиа­тора, вешалка на подголовник и даже зимние шины.

После проверки, штрафов и предупреждений автосалоны слегка поубавили свои аппетиты, но, как оказалось, ненадолго.

– Буквально вчера обратился покупатель, купивший машину в салоне и открывший в банке кредитную линию, – рассказывает Бахытжан Салхожаев. – Когда пришло время платить, ему назвали сумму намного выше первоначальной. Объяснили это тем, что в салоне, мол, нет машины с базовой комплектацией, есть только с дополнительным оборудованием. И тут же добавили: если для него это дорого и он не хочет покупать, то надо ждать, пока автомобиль базовой комплектации появится в салоне. А когда – неизвестно. Тем более сейчас за машинами целая очередь...

Так что история с дополнительным оборудованием в Шымкенте продолжается. Просто если раньше его навязывали, то сейчас пошли другим путем, замаскировав под отсутствие поставок машин с базовой комп­лектацией. По сути дела, пот­ребителю выкручивают руки, лишая выбора, хотя он должен быть. В итоге люди вынуждены покупать авто с навязанным дополнительным оборудованием, притом что на рынке все это можно купить и установить в три раза дешевле.

Бахытжан Салхожаев рассказал случай из своей практики, когда обратившемуся гражданину за дополнительное оборудование насчитали 1 млн 250 тыс. тенге. Когда тот стал возмущаться, сделали скидку до 950 тыс. тенге. После подсчета оказалось, что на самом деле с установкой красная цена всем этим «наворотам» – 250–300 тыс. тенге.

В департаменте считают, что, видя в каком-то смысле безропотность основной массы покупателей и чувствуя свою безнаказанность, автосалоны идут дальше, изобретая новые методы отъема денег у автолюбителей.

– Появилась так называемая «клубная карта», пока у нас один такой случай, – дает расклад Бахытжан Салхожаев. – В автосалоне сидят менеджеры банка и после одобрения кредита говорят покупателю: если он не оформит «клубную карту» за 150 тысяч тенге, то тотчас одобрение на кредит будет отозвано…

На днях с подобной жалобой обратился покупатель, который немного разбирается в законах. Но есть много тех, кто не знает, что делать. Они-то и отдают деньги за пустышку. Пришлось даже пояснение подготовить для автосалона. Заявителю вернули его деньги.

– Знаете, что дает эта самая «клубная карта»? Если машина сломалась, то можно будет вызвать эвакуатор. За… дополнительную оплату! Представ­ляете? – возмущается Бахытжан Салхожаев.

В городском департаменте торговли и защиты прав потребителей обращают внимание покупателей еще на одну уловку, о которой стали сообщать автолюбители. Допустим, у человека в банке на счете лежат деньги на машину. Так вот, для того чтобы их перекинуть на счет автосалона, надо заключить некое соглашение у нотариуса, который сидит здесь же, в автосалоне. И стоит эта услуга всего ничего – каких-то 10 тыс. тенге. Сущие пустяки, учитывая стоимость машины. Вот и не мелочатся покупатели.

Специалисты Шымкентского городского департамента торговли и защиты прав потребителей советуют тем, кто идет за машиной в автосалон, обязательно заключать договор. Прак­тика свидетельствует: часто этого не делают. После покупки у клиента на руках нет ни одной бумаги – ни на машину, ни на дополнительное оборудование. Все на доверии. Только договор залога в банке на кредит, а вот непосредственно договора о куп­ле-продаже автомобиля нет. В случае проблем, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации, потребителю намного сложнее будет добиваться защиты своих прав.

А еще следует внимательно читать прописанные в договоре условия. Тогда не получится так, как в случае с жителем Шымкента, подписавшим договор купли-продажи автомобиля, оговаривающий, что автосалон берет на себя обязанность регистрации автомобиля, получая за это оплату. Фактически же потребителю пришлось это делать самому, еще раз оплатив услугу. Наверняка он не один такой, кому пришлось расплачиваться собственным кошельком за невнимательность.

– Это раньше автосалон ассо­циировался с надежностью покупки, гарантией качества, добросовестностью и ответст­венностью продавца, – предуп­реждает автолюбителей Бахытжан Салхожаев. – Теперь практически все автосалоны навязывают дополнительные услуги – оборудование, «клубные карты», регистрацию, услуги нотариуса там, где ничего этого и в помине не должно быть. Покупатель должен быть внимательным, чтобы обезопасить себя. Поэтому рекомендую для начала заключать договор, а уж потом смотреть машину.

Необходимость действий именно по такому алгоритму доказывает еще одна история, которой сейчас занимается департамент. В прошлом году житель Шымкента купил в салоне автомобиль за 10 млн тенге. При покупке его предупредили, что две детали на авто – бывшие в употреблении, они покрашены в мастерской по ремонту автомобилей. Этот момент прописали в договоре купли-продажи.

Через год покупатель решил воспользоваться специальной программой, позволяющей поменять машину на новую, сдав ее в автосалон и доплатив определенную сумму. Старый автомобиль оценили в восемь миллионов тенге. Потребитель не согласился с такой низкой оценкой, аргументируя свою позицию тем, что за прошедший год машины не только не по­дешевели, но и выросли в цене.

Тогда-то он и узнал, что его автомобиль полностью перекрашен, отсюда и сумма оценки. Кто кого и когда ввел в заблуждение, предстоит выяснить в ходе предстоящей экспертизы. Сейчас же специалисты департамента по защите прав потребителей помогают автолюбителю подготовить досудебную претензию к автосалону. Совершенно очевидно: не будь на руках у покупателя договора купли-продажи, защищать его права было бы намного сложнее.

Участившиеся случаи, мягко говоря, «неджентльменского» поведения автосалонов натолк­нули на мысль составить их черный список. Сейчас сотрудники департамента торговли и защиты прав потребителей для этого анализируют все обращения, чтобы создать нечто вроде антирейтинга недобросовестных участников авторынка. Возможно, его существование заставит автолюбителей быть более бдительными и осмотрительными, совершая такую серьезную покупку, как автомобиль.

Популярное

Все
Полководец. Писатель. Патриот
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Для лесхозов Восточного Казахстана закупят больше 100 единиц техники
Будет ли в столице новый сквер?
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Фестиваль тюльпанов провели в ЗКО
Заморозки снова придут в Казахстан
Токаев произвел кадровое назначение
Взрыв в Иране: Токаев выразил соболезнования
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
Свыше 200 тысяч мешкотар заготовлено силами военнослужащих Нацгвардии в СКО
В Иране назвали причину взрыва в порту в Бендер-Аббасе
Социальный автокараван проехал по селам
Глава Казахстана поздравил президента и народ ЮАР с Днём свободы
Школьное питание: Минздрав применяет новые подходы госконтроля
Паводки в СКО: укрепляется защитный вал на реке Есиль
Большая вода: спасатели работают в СКО круглые сутки четвертый день
В Астане готовятся к военному параду
Милад Карими стал победителем этапа Кубка мира
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В каких районах Астаны появятся новые школы
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Джей Ло едет в Астану
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда

Читайте также

В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано бол…
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатп…
Два ангела-хранителя

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]