Представители республиканских бизнес-ассоциаций выступают за кардинальное реформирование Национальной палаты предпринимателей.
Сервисный центр для бизнесменов
В преддверии IX внеочередного съезда НПП «Атамекен», ключевым вопросом на котором будет дальнейшее существование организации, небывалую активность проявляют отечественные бизнесмены. Сформирована рабочая группа по трансформации нацпалаты, в которую вошли 90 человек: представители отраслевых ассоциаций, региональных советов, эксперты, общественные деятели.
В считаные дни собрано без малого 400 предложений по реформированию крупнейшего предпринимательского объединения. В числе обсуждаемых тем – структура и функционал НПП, процедуры аккредитации входящих в союз организаций, порядок уплаты членских взносов, экспертиза нормативно-правовых актов, развитие платных услуг.
В рабочую группу поступило несколько сотен проблемных вопросов по ведению бизнеса, которые после рассмотрения планируется вынести на площадку съезда.
Сейчас в онлайн-формате проходят заседания бизнес-структур, в ходе которых звучат порой диаметрально противоположные мнения о деятельности национальной палаты, ее эффективности либо ненужности для предпринимателей. Впрочем, большинство участников дискуссий выступают за то, чтобы сохранить и реформировать НПП.
Так, в интервью нашей газете глава Казахстанской ассоциации таможенных брокеров
Геннадий Шестаков предложил кардинально перестроить работу «Атамекен», усовершенствовав структуру наподобие торгово-промышленных палат развитых стран. По его мнению, необходимо установить правила взаимоотношений отраслевых союзов с Правительством, Парламентом, обеспечить систему защиты прав бизнеса.
– Сами бизнесмены, а не правление палаты должны решать, в каких условиях им работать, – считает эксперт. – Тогда это будет профессиональное объединение. А у нас все делается наоборот: нет ни добровольности участия, ни подотчетности правления перед участниками. В связи с тем, что членские взносы собирает только НПП «Атамекен», а отраслевые ассоциации этого права лишены, в них остались единицы, работающие «за идею».
Мы хотим, чтобы деятельность нацпалаты была под контролем входящих в нее союзов и предприятий, чтобы наше мнение учитывалось при принятии важных для сферы бизнеса решений.
По словам Геннадия Алексеевича, правление НПП могло бы стать сервисным центром для участников объединения, своего рода исполнительной дирекцией. Вместе с тем необходимо убрать созданные при «Атамекен» компании, которые на платной основе оказывают членам палаты бухгалтерские и информационные услуги, организуют учебные курсы. Принцип их работы схож с деятельностью уполномоченных операторов на таможне, которых недавно резкой критике подверг Глава государства.
Как отметил предприниматель, важно, чтобы реформирование нацпалаты не сводилось только к косметическим процедурам, а были учтены и приняты к действию кардинальные предложения деловых кругов.
«Камни преткновения»
С мнением коллеги согласна президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана
Жибек Ажибаева, по словам которой, с 2013 года, когда был принят Закон «О Национальной палате предпринимателей РК», произошло много изменений в жизни общества, экономическом развитии страны. Настала пора внести корректировки в законодательство.
– В последние годы в связи с пандемией и локдаунами обострились проблемы в экономике, – говорит Жибек Турехановна. – Есть также большой запрос на перестройку гражданского общества, доказательство чему – недавние трагические события января. К сожалению, власть не обеспечила гражданам достойную жизнь, и необходимо в срочном порядке решать эти глубинные социально-экономические задачи.
К примеру, «Атамекен», по мнению эксперта, не уделял достаточно внимания вопросам развития малого и среднего бизнеса, а именно в этом сегменте экономики работает основная масса населения.
– Мы хотим видеть в составе правления и президиума палаты своих коллег-единомышленников, представителей бизнес-сообщества, душой радеющих за общее дело, – сказала глава торговой ассоциации. – В целом структура «Атамекен» стала громоздкой, есть лишние департаменты и отделы, которые нужно расформировать. Палата должна стать более мобильным организмом, способным быстро перестраиваться. Кроме того, не хватает специалистов, которые умеют работать с населением, отстаивать позицию бизнеса. В итоге региональные филиалы «Атамекен» превратились в дополнительные подразделения акиматов, идут на поводу местных властей. Чтобы это исправить, надо взращивать молодых лидеров-организаторов, способных системно мыслить, правильно оценивать ситуацию, а главное – брать на себя ответственность.
Еще один «камень преткновения» – сложные взаимоотношения отраслевых объединений и национальной палаты. Исходя из своего более чем 20-летнего опыта работы Ассоциация торговых предприятий (основана в 1999 году) предлагает переформатировать НПП, сделав ее исполнительным органом, сократив управленческие функции. Соответственно, членские взносы нужно аккумулировать вначале в аккредитованных структурах, а затем часть этих денег передавать в правление. Тогда задачи перед палатой будут ставить бизнес-ассоциации, роль которых значительно повысится, особенно в сфере защиты прав и имущественных интересов предпринимателей.
– Сейчас мы направляем свои предложения по реформированию палаты, но, к сожалению, видим, что не все они вносятся в сводную таблицу для обсуждения, – сетует собеседница. – Никто за это не несет ответственность. Была бы подотчетность, дело обстояло бы по-другому. Тем не менее идут серьезные дебаты. Думаю, съезд поставит точку, и нацпалата обретет «второе дыхание». На мой взгляд, трансформация «Атамекен» должна происходить каждые 3–4 года, потому что стремительно меняется мир, появляются новые информационные технологии, которые требуют от нас гибкости и быстроты реакции в принятии решений.
Кто платит, тот и заказывает
Аналогичную точку зрения о том, что реформы назрели, в разговоре с нами выразил заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана»
Павел Беклемишев. По его словам, «Атамекен», однозначно, нужен предпринимателям, и это международная практика.
– Другое дело, что мы, двигаясь по рекомендованным мировым стандартам, к сожалению, стали изобретать, как всегда, свой «особенный» путь, – поясняет Павел Иннокентьевич. – Например, краеугольная тема, о которой мало кто говорит сегодня, – это трехстороннее сотрудничество работодателей-предпринимателей, власти и работников в лице профсоюзов. Почему-то вопросы взаимоотношений этих трех сторон переданы Национальной конфедерации работодателей, хотя по логике вещей данный аспект должен быть в компетенции нацпалаты как ведущего бизнес-объединения страны. Ну и как всегда у нас: создав структуру и поставив во главе ее человека, аффилированного с властью, мы сразу получили нарушение всех демократических принципов, которое привело к серьезным недочетам в работе.
Как отметил бизнесмен, один из самых острых вопросов, обсуждаемых сегодня, – порядок уплаты членских взносов. Некоторые считают, что их не надо платить. Но если даже малые предприятия будут вносить в кассу нацпалаты символическую сумму в 1 тыс. тенге в год, можно собрать 1,4 млрд тенге, так как таких субъектов бизнеса в республике насчитывается 1,4 млн.
А ведь именно представители малого предпринимательства больше других нуждаются в защите и поддержке, потому как им накладно содержать у себя в штате грамотных юристов, бухгалтеров и других специалистов. И если крупные и средние предприятия заплатят условно в тысячу и сто раз больше, чем малые, то в итоге соберется хорошая сумма, из которой можно выделять определенные транши на решение насущных проблем того же сектора МСБ.
Даже тот, кто сделает минимальный платеж, имеет полное право требовать за свои деньги обещанные ему услуги. Вот почему нужны членские взносы, говорит эксперт, хотя порядок их начисления и сборов следует изменить. А так люди и вовсе платить не хотят, поэтому и спрос соответствующий.
– Все это в совокупности – вопросы общей культуры, которая целенаправленно подавлялась в нашем обществе, – подчеркнул Павел Беклемишев. – В итоге мы получили взрыв бескультурья, наблюдавшийся в дни январских событий, после которых, к слову, и встал остро вопрос о реформировании экономики и социальной политики государства, в том числе палаты предпринимателей. То, что люди вышли на митинги и сказали: «так жить нельзя», – это правильно. Но все, что произошло после этого – погромы и мародерство, – неправильно. Мы пока еще не научились грамотно давать оценку происходящему...
Первый шаг на пути к реформам
Позицию самой НПП «Атамекен» озвучил председатель правления
Аблай Мырзахметов, сказав, что предпринимательский союз готов к переменам и обновлению.
– Сегодня идет жаркий спор о том, какой должна быть нацпалата, – констатировал глава НПП. – Мы признательны руководителям отраслевых ассоциаций и другим неравнодушным коллегам, направившим свои предложения по трансформации нашего объединения. Все эти рекомендации вносятся в специальную сводную таблицу. Также мы формируем блок проблемных вопросов по различным отраслям: логистике, торговле, аграрному сектору, промышленности, сферам финансов, госзакупок и другим. Их тоже уже собрано немалое число. В «Атамекен» аккредитовано 199 ассоциаций, все они участвуют в подготовке к внеочередному съезду, который состоится 18 февраля в столице. Делегаты форума и определят дальнейшую судьбу палаты.
К слову, первым шагом на пути к реформам стала презентация концепции цифровой экосистемы «Правительство для бизнеса», проведенная на днях в онлайн-режиме в соцсетях.
– Мы начали эту работу с 2018 года и сегодня представляем промежуточный этап цифровизации палаты, – отметил Аблай Мырзахметов. – Суть в том, что в «едином окне» предприниматели смогут получать более 600 госуслуг, а также пользоваться мерами поддержки «Атамекен». В текущем году планируем ввести в систему более миллиона субъектов малого и микробизнеса, которые нуждаются в такой поддержке. На мой взгляд, альтернативы этой площадке нет, она очень удобна для каждого пользователя, и уже с апреля группа предпринимателей начнет работу в тестовом режиме.
По информации НПП, в перспективе единое цифровое окно охватит около 1,4 млн субъектов бизнеса, а также личные подсобные хозяйства и начинающих предпринимателей. При помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) можно будет зарегистрироваться на сайте «Правительство для бизнеса» и пользоваться услугами ресурсов egov.kz, elicense.kz, online.damu.kz и другими сервисами, предоставляющими меры господдержки, не покидая портал. В общей сложности запланирована интеграция платформы с 215 информационными системами и базами данных.
Преимущество заключается в том, что предпринимателям теперь не придется тратить время на поиск нужной информации в Интернете, вся работа будет вестись в личном кабинете. Каждый пользователь может подобрать индивидуальные адресные услуги в зависимости от отрасли и вида деятельности, формы бизнеса и потребностей. Кроме того, бизнесмены получат возможность напрямую участвовать в экспертизе нормативно-правовых актов, запускать бизнес-петиции, обжаловать решения, полученные от госорганов и НПП.
В ходе презентации руководители некоторых предприятий дали хорошую оценку будущей цифровой модели «Атамекен», которая, на их взгляд, облегчит жизнь предпринимателям, особенно начинающим. Если платформа даст возможность им достучаться до Правительства, озвучить насущные проблемы, это будет прорыв. Представители МСБ уже озвучили свои пожелания по наполнению экосистемы, включив в нее базу судебных решений, усовершенствование электронной документации. По их словам, все это позволит сократить теневой сектор экономики.
Личные кабинеты на портале смогут создать юридические лица и их филиалы, индивидуальные предприниматели, крестьянские и фермерские хозяйства, самозанятые, ассоциации и союзы. Для удобства там разместят окно по оперативному решению возникшей проблемы через персонального менеджера. Все услуги можно будет получить, пользуясь как стационарным компьютером, так и мобильной версией сайта.
По словам Аблая Мырзахметова, главное в этом деле – прозрачность. Все контакты предпринимателя будут сохраняться, и с помощью цифрового следа собственник бизнеса всегда сможет оспорить решение, пожаловаться на низкое качество обслуживания, информировать об отсутствии ответа на обращение с помощью конструктора жалоб или обратившись в call-центр по номеру 1432.
Как подчеркнул глава НПП «Атамекен», цифровизация нацпалаты полностью соответствует концепции «слышащего государства», которую инициировал Президент Касым-Жомарт Токаев.