Марат Когамов, доктор юридических наук, профессор, почетный юрист РК:
Причины, масштабы январской трагедии, ее последствия, правовая оценка произошедшего – так можно охарактеризовать хронологическую и тематическую канву тех событий в выступлении Генерального прокурора Берика Асылова в Парламенте РК.
Для мероприятия с далеко идущими политико-правовыми последствиями характерно, что оно прошло в Мажилисе, и в нем принимали участие и выступали руководители правоохранительных и государственных органов страны, представители независимой общественной комиссии по расследованию январских событий и иных структур гражданского общества.
В целом на данном мероприятии впервые были озвучены конкретные результаты выполнения поручений Главы государства в ряде его выступлений после январской трагедии. Так, в достаточно последовательном и мотивированном выступлении Берик Асылов прежде всего акцентировал внимание на таком немаловажном вопросе, как причины неприменения боевого оружия сотрудниками полиции, военнослужащими на первом этапе развития событий. Спикер отметил, что только после того, как ситуация стала принимать различные формы проявления терроризма и иных особо опасных преступлений, связанных с совершением взрывов, поджогов, создающих опасность для жизни людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления других серьезных последствий, появились правовые основания для его законного и обоснованного применения.
В содержании тех событий он особо выделил три последовательно сменившие друг друга скоординированные волны: вначале это были мирные публичные акции, затем с появлением вооруженных экстремистов они переросли в радикальное русло. И наконец, их уровень значительно возрос: в этот процесс был вовлечен откровенный криминалитет. Все это в совокупности преследовало одну конечную цель их организаторов – насильственный захват власти в стране.
Существенное место в докладе заняла и статистика объемов процессуальной работы по уголовным делам созданными межведомственными следственно-оперативными группами, возглавляемыми специальными прокурорами Генеральной прокуратуры. В частности, прозвучали такие цифры: заключены под стражу 766 подозреваемых, в основном это молодые люди в возрасте до 30 лет, безработные, без высшего образования, многие к тому же приверженцы деструктивных религиозных течений, запрещенных экстремистских организаций, члены различных уровней действующих преступных групп, ранее судимые.
Среди направлений работы следственно-оперативных групп им были выделены правовая оценка действий и решений отдельных руководителей правоохранительных и военных органов, которые вместо принятия мер по предотвращению событий покинули свои служебные здания, оставив там боевое оружие, расследование организации и участия в массовых беспорядках, актов терроризма.
Кстати, о терроризме. Стоит напомнить о том, что Закон РК от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму» определяет его понятие как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству.
В развитие данного понятия пункт 30 статьи 3 УК регламентирует порядка пятнадцати статей, устанавливающих уголовную ответственность за различные преступные формы (виды) проявления терроризма, в том числе наемничество; создание баз (лагерей) подготовки наемников; нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой; диверсию; захват заложника; акт терроризма; пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма; создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности; финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму; прохождение террористической или экстремистской подготовки; нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват; угон, а равно захват воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава и т. д.
Уже из законодательного перечня террористических преступлений очевидно, что в отличие от иных преступлений, они обладают повышенной степенью общественной опасности. Поэтому далеко не случайно, что за совершение 11 видов данных преступлений уголовная ответственность наступает уже с 14 лет, а за 4 вида – с 16 лет. Кроме того, именно характер этих преступлений предполагает ограничение гласности или закрытость досудебного расследования и судебного разбирательства по данным уголовным делам.
В целом некоторые вопросы квалификации террористических преступлений получили определенное разъяснение в нормативном постановлении Верховного суда РК № 11 от 8 декабря 2017 года «О некоторых вопросах судебной практики по применению законодательства о террористических и экстремистских преступлениях». Так, субъективная сторона акта терроризма как самостоятельного вида террористического преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью, будь то нарушение общественной безопасности; устрашение населения; оказание воздействия на принятие государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами и международными организациями решений либо с целью прекращения деятельности государственных либо общественных деятелей или из мести за такую деятельность; провокация войны; осложнение международных отношений.
К примеру, Закон от 6 января 2012 года «О национальной безопасности» определяет общественную безопасность как состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечиваются целостность общества и его стабильность. Тогда как устрашающими население признаются такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и другое.
Также оказание воздействия на государственные органы Республики Казахстан, иностранные государства, международные организации, государственных либо общественных деятелей может выражаться в побуждении соответствующих субъектов к принятию определенных решений либо к воздержанию от их принятия и т. д.
Тревожной была и та часть в выступлении Генерального прокурора, в которой он вполне определенно отметил, что из 3 000 похищенных единиц оружия обнаружена только треть, или 771 единица, то есть более 2 000 автоматов, пистолетов, гранатометов, ружей до сих пор на руках у преступников.
Не обошел вниманием Генпрокурор и вопрос о незаконных действиях со стороны сотрудников правоохранительных органов, жестоком обращении в ходе расследования уголовных дел. Ведь по некоторым из них, как выяснилось, подозреваемые скончались в стенах ИВС.
Жертвы событий – не менее актуальная часть выступления Генерального прокурора. Ими стали 230 человек, в том числе 19 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. При этом погибли ни в чем не повинные люди!
По сведениям Генерального прокурора, случайно погибшими в ходе перестрелок считаются 20 человек: 11 – в Алматы, 8 – в Алматинской области и один в Таразе.
Вне всякого сомнения, уже совсем скоро мы узнаем об итогах национальной трагедии. Однако к ее последствиям нам придется периодически возвращаться, чтобы исключить их в будущем.