​Путь межкультурного диалога и взаимопонимания

2509
Абдумалик Нысанбаев, доктор философских наук, профессор, академик НАН РК, советник директора Института философии, политологии и религиоведения

Социальная память народа

Духовный мир казахов веками вбирал в себя многие культурные влияния, переплавляя и ассимилируя их в горниле своих исконных степных тюркских традиций. Эти традиции были столь глубоки и прочны, что ни политические катастрофы и войны, ни культурная экспансия великих соседей, как Китай и Иран, ни арабское и монгольское влияние, ни исламизация не смогли изменить их коренным образом. Причина этой жизнеспособности и жизнестойкости кроет­ся, видимо, в том, что способ хозяйствования и тип цивилизации оставались практи­чески неизменными на протяжении многих веков. Это способствовало постоян­ному воспроизводству определенных ментальных структур мировосприятия и необычайно высокому уровню развития со­циальной памяти народа.

Процесс ее генезиса занял нес­колько столетий, но, вероятно, он протекал бы еще более продолжительный период времени, не сыграй здесь немаловажную роль фактор «культурной транзитнос­ти» цивилизации центральноазиатских номадов. Распола­гаясь на перекрестке большинства торговых и миграционных путей евразийцев, предки современных казахов обладали широкими между­народными связями, одновре­менно контактируя с Китаем и Византией, с Ираном и Египтом. Еще Геродот упоминал о скифах, стерегущих золото, и достоверно известно, что степная кавалерия широко применялась как союзническая или наемная практически на всей азиатской части Евразии. Небезызвестен знаменитый поход наших предков саков в страны Средиземноморья, который так выразительно описал в своей поэме Олжас Сулейменов.

Регулярно контактируя с представителями различных по содержанию культур, номады выработали в себе доброжелательность и культурную толерантность, что присуще и современным казахам. Именно эти ценные качества номадов и стали определяющими чертами ментальности казахского народа.

Большую роль сыграло и государственно-политическое устройство древних кочевников. Некоторые исследователи утверждают, что говорить о существовании государства у номадов нельзя, что они еще не прошли в то время путь от родоплеменного общества до феодального, характеризую­щегося для оседлых народов соз­данием государства. Но они забывают или не берут во внимание уникальность и радикальное отличие культуры степняков от известных нам сугубо городских культур Востока и Запада. Существование же государственности и в древнюю, и в современную эпохи подразумевает и существование доминирующей религии, на базе которой складываются правовые нормы. Для номадов доисламского периода, в частности древних тюрков, такой религией являлось тенгрианство.

Культура тюрков, соединившая в себе три модели – оседлую, полуоседлую и кочевую, имеет в своей основе культурно-мировоззренческую философию номадов. Возьмем в качестве примера знаменитый миф о Коркыте. Само содержание легенды говорит о ее кочевом происхождении. Повествование о странствиях Коркыта не мог бы дать оседлый человек. Для этого необходимо посетить и воочию увидеть такое множест­во различных регионов, какое даже в современных условиях может представлять определенную трудность.

Являясь по своей сути результатом соединения двух противоположных по мировоззрению и способу ведения хозяйства культур – кочевой и оседлой, культура казахов тем не менее гармонично развивалась в этих руслах. В силу чего одной из базисных категорий в понимании истории и культуры казахов стала компромиссная ментальность. Взаимосвязь городской и кочевой культур создала устойчивую и четко функционирующую систему экономических и политических отношений. Город притягивал взоры номадов в первую очередь как место торговли и обмена ценностями, а следовательно, и прибыли. Проведя анализ истории возникновения и развития Казахского ханства, мы можем прийти к выводу, что первые казахские ханы вели тяжелейшую борьбу с шайбанидами именно за обладание средневековыми городами Южного Казах­стана, которые с древнейших времен вели оживленную торговлю и находились на важном отрезке Великого шелкового пути.

Философия будущего

Казахстан исторически стал местом встречи, сближения и взаимного обогащения цивилизаций, взаимопроникновения культурных моделей, создания общности различных народов. Это было особенно явным на Великом шелковом пути. Можно утверж­дать, что установление прочного и равноправного диалога между цивилизациями Востока и Запада, взвешенный, сбалансированный и гармоничный тип их взаимодейст­вия и взаимообогащения, философия взаимопонимания – это поистине философия будущего, нацеленная на решение сложных проблем и задач сосуществования народов в новом тысячелетии.

B данном контексте общенациональная идея способна мобилизовать общество и указать направление пути, задать вектор цивилизационного развития Казахстана. И ее несущей смысловой конструкцией, центральной категориальной опорой должна стать основная философская идея модернизации общественного созна­ния, провозглашенная Президентом Нурсултаном
Назарбаевым в качестве главного духовно-практи­ческого ресурса страны на ее пути в 30 самых развитых государств. Необходимо представить эту философскую идею в качестве всеобъемлющего теоретического конструкта нацио­нального образа и проекта будущего народа, важнейшим звеном формирования национального социального капитала.

Разработка национальной идеи стала лозунгом эпохи независимости, одной из самых ключевых проблем строительства состояв­шегося государства. Как известно, ранее Глава государства в своем Послании народу Казахстана выдвинул идею «Мәңгілік Ел» в качестве национальной идеи современного Казахстана. За годы суверенного развития соз­даны главные ценности, которые объеди­няют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего страны. В этих государство­образующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа нового казахстанского патриотизма.

Единство народа – это ценностное единство в этническом много­образии, сплоченности, солидарнос­ти, взаимопонимании. Оно может быть обусловлено этническим родством и ментальным единством казахского и русского народов, единением на основе согражданства, социально-экономической, духовно-нравственной и культурной общности. Евразийское братство и единство тюркоязычных и славянских народов – есть основа диалога и взаимопонимания при решающей роли евразийской идеи.

Казахстан – перекресток цивилизаций

…Казахский народ с песней «Елім-ай» на устах, по словам великого Мухтара Ауэзова, «как трагический странник, кочевавший по степям и столетиям», словно Асан Кайгы, скитался в поисках земли обетованной, где бы воплотилась казахская идея о создании национального государства, мечта о мирной и счастливой жизни. Сегодня, когда эта идея осущест­вилась в форме суверенного состоявшегося государства, она должна интегри­ровать весь полиэтнический поликультурный народ нашей страны в единую, устремленную в будущее нацию. Поэтому сейчас казахская нацио­нальная идея, выполнив свою историческую миссию, трансформируется в общеказахстанскую национальную идею «Мәңгілік Ел», носящую универсальный и всеобщий характер.

Обширное пространство Великой степи исторически было одной большой дорогой, где скрещивались пути цивилизаций, народов, культур, религий и ценностей. Мы видим, с кем соседствует наша страна, и очевидно, что у независимого Казахстана есть огромная перспектива стать перекрестком цивилизаций, связующим звеном между Востоком и Западом в новом глобальном мире.

Вместе с тем духовное наследие казахов несет глубокий отпечаток социальных потрясений, катастрофического характера развития региона. В прошлом политические бури в Казахстане нередко приводили к разрушению традиционных очагов культуры, к распространению новых религий, к изменению письменности. Менялись формы интеллектуального творчества, в том числе философского, хотя тип цивилизации и темпы ее развития оставались в целом прежними. Наиболее яркий пример тому – последствия арабских завоеваний юга Казахстана в VII веке: распространение ислама, арабской письменности, возникновение философии как самостоятельной формы духовного творчества.

Характер, тип, сущностные черты, мировоззренческие традиции, язык – все это позволяет рассматривать духовное наследие казахов как древнейшую степную ветвь богатой тюркоязычной культуры, включающую глубинный пласт индоиранской культуры и развивающуюся во взаимодейст­вии с цивилизациями Востока и Запада. Однако проблемы взаимо­действия разнообразных культурных и философских традиций в Казахстане и прояснение роли идейного синтеза в духовном становлении казахского народа до сих пор еще остаются недостаточно исследованными.

Одна из причин заключается в распространенном представлении о кочевничестве как некой «антицивилизации», воплощении сил разрушения и невежества. Подобный ущербный взгляд, безусловно, не способствует адекватному рассмотрению истории и культуры мусульманского Востока и особенно кочевых в прошлом тюрко­язычных народов. А это, в свою очередь, отрицательно влияет на общую оценку философского насле­дия того или иного народа, на понимание его особенностей, происхож­дения, путей развития, роли и места в мировой цивилизации.

Целостность восприятия мира

В настоящее время понимание особенностей кочевого типа цивилизации существенно пересматривается в связи с основательной критикой европоцентризма, призна­нием ценности истории кочевых народов, их материальной и духовной культуры, общест­венного и государственного устройст­ва. Кочевничество – это особый способ взаимодействия социума и природы, особый способ адаптации человека в специфической среде обитания. Отсюда следует вывод: кочевой образ жизни, безусловно, способствовал формированию свое­образного ментального универсума, духовного космоса, отражающего мировоззрения посредством понятийного инструментария с особенными нюансами мышления, идеями, образами.

Вопрос о формах развития философского мировосприятия в условиях кочевничества заслуживает пристального внимания. Является ли оседлость гарантом непременного развития философии, а кочевой образ жизни, напротив, исключает ее пол­ностью? Ведь философское мировос­приятие может быть выражено нетрадиционными средствами. В сознании людей существуют и переплетаются разные уровни и пласты, и философское осмысление действительности может развиваться в латентной форме – философско-религиозной, философско-художественной, философско-поэтической.

В последние десятилетия особенно актуальным стал поиск цивилизационных истоков и основ казахской государственности на исконно древней земле казахов, культурно-цивилизационной идентичности. Особенностью казахской государственности является то, что в историческом прошлом она относилась по своим сущностным характеристикам к казахской цивилизации. «Казахи, – отмечает Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории», – наследники великих цивилизаций сумели пронести свое национальное «Я» над всеми историческими про­пастями и впадинами. И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить».

Первой и самой важной задачей казахстанской философии в условиях независимости и культурного многообразия стали освоение богатого казахского философского наследия, воссоздание уникального национального образа мира с его ценностными смысложизненными ориентирами. Целостность восприятия мира и человека, единство разума и сердца, духовно-нравственные приоритеты истины, добра и справедливости, особый тип толерантности и доброжелательности – все эти уроки Великой степи вобрала в себя казахская философия.

Популярное

Все
Между уголовным и административным правом
Прикоснуться к космосу… на земле
Пресечена деятельность ряда финансовых пирамид в Алматинской области
ЦА и Китай выводят сотрудничество на новый уровень
Опора единства и преемственности
Консолидация и институциональное лидерство
Тот самый вкус детства
Угольщиков обяжут участвовать в углехимических проектах
Взаимодействие без условий
Состоялся форум «Рабочие профессии: вызовы и пути развития»
Село – опора устойчивого развития и продовольственной безопасности
Учителя повышают квалификацию за рубежом
Ашимбаев в авторской статье рассказал об ответе Токаева на кризис идентичности в 21 веке
Начат экспорт пшеницы во Вьетнам
Концепт "Смарт-нации" станет основой "казахского ренессанса" – Спикер Сената о "Модели Токаева"
Арыки возвращаются
Трансформатор не вынесет двоих…
Точкой роста национального возрождения станет креативная индустрия – Маулен Ашимбаев о "Модели Токаева"
В поисках приюта для пожилых людей
Благополучие в каждом гектаре
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
ИИ управляет природными рисками
Токаев провел встречу со спикерами парламентов стран – участниц ТюркПА
Госаудит выявил нарушения на всех этапах процесса обеспечения лекарствами
Атомная энергетика: реалии и перспективы
Выступление у озера Копа
Международная летняя онлайн-школа стартовала в Шымкенте
Президент Казахстана выразил соболезнование Премьеру Индии
Молочный флагман республики
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Возобновляется пожарный контроль при вводе в эксплуатацию объектов высотой более 28 метров
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Евразийский фонд стабилизации и развития отказывается от доллара и евро
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Здесь будут растить казахстанских Пеле
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве

Читайте также

Территория добра и вдохновения
На шаг ближе к мечте
Полигоны ТБО – удар по природе
Однако воз и ныне там, и пахнет скверно

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]