Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы…

4785
Дана Рысмухамедова

Развитие мультимодального коридора – Транскаспийского международного транспортного маршрута – позволит переориентировать грузопотоки маршрута Восток – Запад. На казахстанском участке коридора осуществляется сразу несколько инфраструктурных проектов.

фото из архива "КП"

Десятилетиями по стальным магистралям круглосуточно ходят составы из одного в другой конец нашей большой страны. И естественно, что физическую нагрузку от перевозок в первую очередь принимают на себя железнодорожные пути. По данным нацио­нальной компании «Қазақстан темір жолы», на сегодняшний день изношенность железнодорожного полотна по республике в среднем составляет 57%. Инфраструктура работает на пределе возможностей. В своей предвыборной платформе Касым-Жомарт Токаев обратил на эту проблему особое внимание. Президент пообещал казахстанцам, что за семь лет магистральные сети в Казахстане будут отремонтированы.

Кроме того, глава государства отметил, что отечественная экономика нуждается в расширении транспортных коридоров, необходимо построить новые качественные дороги, склады, портовые мощности, обеспечить отрасль локомотивами, фурами, контейнерами, увеличить грузооборот и пропускную способность транзитных коридоров.

По железной дороге президент детализировал: необходимо активизировать Транскаспийский международный транспорт­ный маршрут, отремонтировать 11 тыс. км железнодорожных магистралей, запустить железнодорожные линии Достык – Мойынты, Дарбаза – Мактаарал, обходную ветку вокруг Алматы, железнодорожный переход Бахты на границе с Китаем.

По информации «Қазақстан темір жолы», компанией разработана комплексная программа поэтапного вывода железнодорожной инфраструктуры на нормативный уровень до 2030 года. В ней определены объемы капитального ремонта, модернизации, нового строительства объектов инфраструктуры. Из запланированных до 2029 года объемов по ремонту 11 тыс. км железнодорожных путей в этом году будет отремонтировано 1 388 км.

На сегодня выполнен ремонт 1 261,2 км пути, в том числе капитальный ремонт – 529,9 км, покомпонентный ремонт – 177,7 км, планово-предупредительный ремонт – 553,6 км. Также, по данным КТЖ, в течение трех лет будет построено свыше 1 300 км железных дорог (для сравнения: за предыдущие 30 лет построено 2 500 км). Компания входит в период большой стройки.

В первую очередь ведется работа по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута – мультимодального коридора, который позволит переориентировать грузопотоки маршрута Восток – Запад. На казахстанском участке коридора осуществляется сразу несколько инфраструктурных проектов.

В прошлом году начато строительство вторых путей на участке протяженностью 836 км Дос­тык – Мойынты.

Запуск проекта позволит нарастить объемы транзитных перевозок между КНР и государствами Европы, увеличить пропускную способность участка в пять раз – с 12 до 60 пар грузовых поездов – и повысить скорость перевозки с 800 км⁄сутки до 1 500 км⁄сутки. Это полностью снимет вопросы перевозок казахстанских экспортеров в китайском нап­равлении.

По данным КТЖ, доля казах­станского содержания при строи­тельстве вторых путей Достык – Мойынты составит 85%. Для строительства на участке Дос­тык – Мойынты национальный железнодорожный перевозчик закупит у отечественных производителей 108 тыс. тонн рельсов, более 1 500 тыс. комплектов железобетонных шпал и рельсовых скреплений.

Сегодня в фазе активной стройки находится более 70% участка. На перегонах одновременно ведется отсыпка земляного полотна, строятся мосты, устанавливаются водопропускные трубы, опоры для высоковольт­ных линий. На временных звеносборочных базах соби­раются элементы рельсошпальной решетки, которые по мере готовности земляного полотна будут уложены во второй путь. С помощью спе­циальной техники уже завершена укладка второго пути и стрелочных переводов на станциях Буйрек, Кокдомбак, Акжайдак, Ащыозек, Жайпак, Акши и других. На объекте работают около 1 000 рабочих и задействовано более 520 единиц техники.

В компании планируют, что за 20 лет проект возвратит в Национальный фонд 543 млрд тенге с процентами и обеспечит налоговые поступления в бюджет более 4 трлн тенге.

Буквально на этой неделе нач­нется строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал между Казахстаном и Узбекистаном. Участок протяженностью 169,9 км должен разгрузить ветку Сарыагаш – Ташкент, соединить Макта­аральский район с магис­тральной железнодорожной сетью, открыть новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую границу и расширить выход на Иран, Афганистан, Пакистан и Индию. Оценочная стои­мость этого проекта – 250 млрд тенге. Их намерены заимствовать в Нацфонде по примеру проекта Дос­тык – Мойынты.

Железнодорожники надеются, что строительство этого участка позволит не только перерас­пределить грузопоток, но и повысить мультипликативный эффект за счет соединения гус­тонаселенного и агропромышленного района с основной сетью железных дорог, а также сократить транзитное расстояние в страны Центральной Азии. При реализации проекта предусмот­рено создание свыше 1 000 рабочих мест. В настоящее время ведутся топогеодезические и изыскательские работы в Сарыагашском и Мактааральском районах Туркестанской области.

Также до конца года планируется начать строительство новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз протяженностью 272 км. Открытие третьего пограничного перехода с КНР должно разгрузить железнодорожные станции Достык и Алтынколь и увеличить пропускную способность между Казахстаном и Китаем еще на 20 млн тонн. Рост объемов грузопотока придаст импульс развитию народного хозяйства Казахстана в целом и позволит оживить экономику в Аягозском и Урджарском районах области Абай.

Сметная стоимость проекта – 577,5 млрд тенге. Источник финансирования – кредит ЕАБР, также рассматриваются частные инвестиции.

Между тем уже на прошлой неделе стартовало строительство железной дороги в обход Алматы. Инфраструктурный проект реализует АО «НК «Қазақстан темір жолы» по поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева. В церемонии закладки первого звена железнодорожного полотна принял участие премьер-министр РК Алихан Смаилов.

Растущие в последние годы железнодорожные грузоперевозки между Казахстаном и Китаем в прошлом году превысили исторический максимум, составив свыше 23 млн тонн. С начала 2023 года этот показатель вырос на 22%.

В условиях быстрорастущих объемов перевозок испыты­вает нагрузку железнодорожный узел Алматы, находящийся на перекрестке основных международных маршрутов.

Осуществление проекта позволит переориентировать грузопоток на новую железную дорогу Жетыген – Казыбек бек, минуя станцию Алматы. Новая ветка снизит нагрузку на Алматинский узел на 40%, сократит время доставки грузов до 24 часов, а также позволит развить пассажирские пригородные перевозки Алматинской агломерации.

Выступая на церемонии начала строительства, премьер-министр Алихан Смаилов подчеркнул: «На данном транзитном коридоре Алматинский железнодорожный узел обеспечивает движение поездов по четырем направлениям: Шу, Актогай, Алтынколь и Алматы-2. Ввод указанного проекта значительно сократит срок доставки грузов».

Заместитель председателя правления АО «НК «КТЖ» Канат Альмагамбетов также добавил, что сейчас грузы на железнодорожном узле Алматы задерживают на полтора-два дня, но благодаря появлению обходной дороги сроки их доставки значительно сократятся.

– Я думаю, это сразу почувст­вуют все грузоотправители и грузополучатели, которые здесь обслуживаются. Эта работа ведется в рамках реализации ­Послания Президента в части развития транспортно-логистических возможностей Казахстана, – сказал Канат Альмагамбетов.

В процессе стройки уложат 130 км железнодорожных путей, построят три раздельных пункта, 13 мостов, пять железнодорожных и один автомобильный путепровод. Для этого у отечественных производителей планируется приобрести около 228 тыс. единиц шпал, 16 тыс. тонн рельсов.

Строительство магистрали позволит создать порядка 1 400 рабочих мест. Предварительная стоимость проекта – 128 млрд тенге, часть из них пойдет на выкуп земельных участков в Алматинской облас­ти. Под строи­тельство железной дороги Жетыген – Казыбек бек всего подпадают 306 земельных участков в Илийском, Жамбылском, Талгарском, Карасайском районах, из которых необходимо выкупить 167.

Вместе с тем предусматри­вается, что проект за 30 лет дополнительно обеспечит прямые налоговые поступления в респуб­ликанский бюджет в размере 53 млрд тенге.

Реализация масштабных задач по ремонту и строительству дорог в целом позволит увеличить долю транспортной логистики в структуре казахстанской экономики, сократит логистические издержки, которые сейчас выше, чем в развитых странах. Через эти проекты станет возможной серьезная модернизация железнодорожной инфраструктуры и ее интеграция в международную транспортную систему.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Когда отходы превращаются в доходы
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Основа стабильного будущего
Браконьеры наносят огромный ущерб
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

Поступления обуви на казахстанский рынок сократились до мно…
Когда отходы превращаются в доходы
Как укрощается сталь
Правительство РК приступает к масштабному финансированию ре…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]