Секретами создания домбры делится мастер из Жезказгана Сарыбас Жунисов

2296
Юлия Пулина

Струнные народные ин­струменты мастер создает уже 28 лет. По его скромным подсчетам, изготовил свыше шести тысяч домбр, а еще гитары, мандолины и кобызы. Лет десять назад он выполнил заказ для целого народного ансамбля из Жанааркинского района, начиная от ударных инструментов и заканчивая струнными.

фото автора

Сарыбасу Жунисову 71 год, родом он из Шымкента. В 1996-м с семьей переехал в Жезказган вслед за братом. Инженер по образованию, а сегодня мастер музыкальных инструментов, с детства увлекался спортом и музыкой, в юности даже руководил эстрадным ансамблем. И хотя музыкального образования не получил, нотную азбуку, гаммы освоил самостоятельно.

– Мое увлечение самобытным ремеслом началось, когда нужно было отреставрировать свою старенькую домбру, которую привез в Жезказган из Шымкента, – рассказывает он. – Здесь я мастера не нашел. Впрочем, сам я хорошо понимаю струнные инструменты, играю на многих из них. Благодаря опыту работы в столярной мастерской разбираюсь в дереве. Так я сделал свою первую домбру.

Сегодня мастер чаще всего использует в качестве основного материала березу. Это дерево хорошее и доступное по цене для многих заказчиков. Другое дело ценные породы древесины – палисандр, клен, бук. Инструменты, изготовленные из них, стоят очень дорого.

Палисандр – один из «любимчиков» у Сарыбаса Жунисова. Его цвет очень красивый, темный, и жаль, что в Казахстане такие деревья не растут. Для мастера это дерево гарантирует не только красоту и долговечность – в первую очередь оно придает домбре красивое звучание.

– О чем поет палисандр, объяс­нить сложно. Он звонкий, громкий, словно создан для сцены. Сравнить с другими звуками очень сложно, – объясняет Сарыбас Жунисов. – Когда у кюйши домбра из палисандра, такое ощущение, что музыкант играет на электрической домбре. А вот инструмент из березы поет неж­нее, приятнее. Некоторые кюи, народные произведения лучше исполнять именно на таком.

Но в любом случае, если инструмент сделан качественно, то и сосна заиграет, говорит мастер. Правда, долго домбра из этого хвойного дерева не прослужит. Именно потому ремесленники выбирают твердые породы древесины.

70% хорошего звука зависит от лицевой части инструмента, от деки. Как правило, для ее изготовления мастер использует тянь-шаньскую ель, пихту. Это очень хорошие акустические материалы. К примеру, в советское время во многих домах были пианино, музыкальный инструмент делали из тех самых хвойных деревьев. Сегодня ненужные клавишные служат прекрасным материа­лом для создания струнных инструмен­тов. Разновиднос­тей привыч­ной нам дом­бры нема­ло – круг­лая прима-домбра, бас-­домбра, контрабас-домбра.

– Заводского производства в Казахстане нет, – рассказывает Сарыбас Жунисов. – Хорошие качественные струнные, как правило, ручной работы. Мастера в Казах­стане часто даже не успевают исполнять заказы для всех желающих. Порой мне приносят на реставрацию инструменты, приобретенные в Интернете, но не так-то просто их привести в порядок. Они, скорее, декоративные, сделаны из дешевых материалов, с ошибками – звучание не то, быстро изнашиваются. Если человек серьезно намерен играть на домбре, то лучше приобретать ее у проверенного мастера.

Со струнами дело обстоит иначе. Чаще всего их делают из лески. В древности лески у казахов не было, для струн сушили и растягивали кишки и сухожилия коз, овец. Сегодня такие инструменты заказывают те, кто хочет с помощью природных струн передать красоту, необычность и уникальность звука степи. К сожалению, такие струны недолговечны, потому заказывают их редко. Разве что в подарок. Но и к леске у ремес­ленников есть свои требования. По мнению нашего собеседника, лучше всего подходит леска японского производства.

– Сейчас почти все наши улы­тауские акыны поют под аккомпанемент инструментов, созданных моими руками, – отмечает Сарыбас Жунисов. – Я недавно подсчитал: оказывается, более шести тысяч домбр сделал. Рука набита, основу могу сделать за сутки, а заготовки делаю заранее. Заказы поступают постоянно. Вчера в мастерской пять домбр стояли, а сегодня две осталось – вечером их заберут заказчики.

К слову, мастер делает также гитары, мандолины и один из самых любимых своих инструмен­тов – струнный смычковый кобыз. В его звучании – вся гармония степи, говорит он, однако кобызы, прима-кобызы заказывают реже.

Сарыбас Жунисов редко берется делать этот сложный инструмент. Во-первых, потому что это очень кропотливая работа. Что еще важнее – он не умеет играть на кобызе, а это очень существенно: если берешься делать музыкальный инструмент, должен уметь на нем играть, чтобы понять, как звучит, что еще нужно улучшить.

– Всего я сделал около тридцати кобызов, – продолжает он. – Очень жалею, что в юности не научился играть на нем, а теперь времени нет: если раньше заказы поступали из Жанаарки, поселка Жезды, Улытау, Жезказгана и Сатпаева, то сейчас со всех уголков Казахстана.

Сарыбас Жунисов подметил, что, когда появился праздник – День домбры, она обрела невероятную популярность. Сейчас игре на национальном музыкальном инструменте обучают чуть ли не с детского сада, открываются новые кружки в школах и дворцах школьников. Да и в каждом доме сегодня точно есть домбра.

– У меня нет личной коллекции, – признается мастер. – Да и как сохранить что-то для себя, если часто звонят и просят срочно сделать домбру в подарок. Бывает, отдаю те, что для внучек изготовил.

Впрочем, память о созданных инструментах хранится в фото, дипломах, благодарственных письмах и других наградах. Есть и памятный снимок с первой леди Турции Эмине Эрдоган, чье внимание он привлек песней под аккомпанемент домбры на ЭКСПО-2017. В международной выставке мастер участвовал с коллегами из Карагандинской области.

– Я не считаю себя супермас­тером, – говорит Сарыбас Жунисов. – Слышал звук инструмен­тов мастеров из Алматы, вот там поистине уникальные творения. Так и с музыкальными произведениями – у всех свои предпочтения. Я вот очень люблю простые медленные мелодии, нравятся кюи, которые были написаны знаменитыми кюйши из Южного Казахстана.

Начав заниматься изготовлением инструментов, он понял, что это дело, которое ему нравится, дарит удовольствие, а также приносит доход.

– Как сказал выдающийся акын Кадыр Мырзалиев: «Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра» – «Истинный казах не сам казах, а его домбра», – резю­мировал Сарыбас Жунисов.

Тот, кто делает инструмент, должен понимать, что музыка радует сердце, и он должен душу вложить в свою работу. Когда найдется такой человек, мастер обязательно передаст ему все свои знания. У Сарыбаса Жунисова шестеро детей, двадцать внуков, и вполне возможно, что кто-то из них захочет продолжить дело отца и деда.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Семей: что показать туристам?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Если бы коучи могли научить кое-чему
Самую глубокую голубую дыру на планете обнаружили в Мексике
Степь цветет, радует глаз
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Более 5 тысяч казахстанцев совершат хадж в этом году – ДУМК
Чудотворную икону привезут в Алматы из Москвы
Чиновников оштрафовали за нарушения прав детей в Шымкенте
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуж…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]