И, безусловно, подтверждает жизненность национальной идеи суверенного Казахстана "Мәңгілік Ел", инициатором которой является Президент страны Нурсултан Назарбаев, говорит директор Института, член-корреспондент НАН РК Ханкельды Абжанов. Ученый утверждает, что по внутреннему устройству Казахское ханство являлось унитарным государством. Даже возникновение в начале XVIII века трех казахских жузов со своими ханами не привело к отмиранию ни унитарных свойств государства, ни централизованного правления ханством. Только после принятия российского подданства Младшим жузом в 1731-м и Средним жузом в 1740 году прекратилось существование государства как национального единого образования. И началась децентрализация властных полномочий хана, стоявшего во главе государства.
– Опасность децентрализации государственной власти для судеб народа указывалась еще в VIII веке Кюльтегином, Низами ал-Мульком (XI век), атабеком "Великих сельджуков" Алп Арсланом и Малик-шахом, – продолжил Ханкельды Махмутович.– В книге "Сиасет-наме" ("Книга о правлении") об этом пишется: "…не следует, чтобы подручные государю становились начальствующими, ибо от этого порождаются большие непорядки, государь лишается силы и достоинства".
Но возвратимся к структуре древнего государства. Возраставшее по численности Казахское ханство со временем овладело обширными землями, утвердило границы и поднялось на уровень международного субъекта. Х. Абжанов напомнил, что в своих исследованиях А. Левшин, Ч. Валиханов, Т. Шонанулы указывали, что уже в ХVІ веке казахи занимали территорию нынешнего Казахстана. В средневековых восточных рукописях встречается множество сведений о том, что казахи поддерживали политические и торговые отношения с узбеками, Россией, Афганистаном, Ираном, Индией и Турцией. О государственных границах говорится и в послании хана Тауке от 1692 года, адресованном русскому правителю: "После дедов и отцов наших люди ваших государств к нам приезжали, а наши – к вам, и всяко бы доброе дело промеж нами по-прежнему совершалось многия лета, дороги залегли, чтоб ныне очистились и промеж нами ваши и наши убогие люди ездили и полнились, а нам бы была добрая слава".
В социальной иерархии государственных правителей, помимо хана, располагались бии, султаны, батыры, тарханы, қожа и старейшины-аксакалы. Ознакомившись только с "верхушкой" традиционной власти, российский историк Александр Левшин (1798–1879), не скрывая изумления, писал: «Все соседи киргиз-казаков управляются или монархическим или деспотическим правлением, все родственные им народы живут в рабстве, достойном сожаления, а они (киргиз-казаки – Авт.) почти совсем не знают подчиненности, у них не существуют даже ни имя подданного, ни имя владельца. Явление очень любопытное для политиков!»
В Казахском ханстве, обратил внимание Ханкельды Махмутович, были урегулированы отношения государства и права, действовали "Столбовой путь Касымхана", "Древний путь Есимхана", "Семь установлений" мудрого хана Тауке, гуманистические принципы ислама. В казахском государстве небезызвестны были прообразы гражданского, финансового, семейного и уголовного права классического периода. Основу степной демократии составляли жизнь, права и свободы человека. Тому свидетельство – неукоснительное действие решений биев на равных с ханскими указами.
Судя по сведениям известного востоковеда А. Левшина, народ четко понимал, что законы Великой степи формировались на протяжении веков. Российский историк отмечал, что "было время, говорят благоразумнейшие из киргизов Меньшей орды, когда и наш народ жил в покое, было время, когда и у нас существовал порядок, были законы и правосудие. Сей золотой век, о котором вспоминают они со вздохами, есть царствование знаменитого Тявки (хан Тауке – Авт.), который, если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с солонами и ликургами. Усмирив волновавшие долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы".
В связи с этим Ханкельды Абжанов добавил, что социально однородное, обретшее гармонию и согласие между гражданами общество, которое описал А. Левшин, это отнюдь не мечта утопистов или марксистов. Из истории известно, что противоречий и междоусобиц в Казахском ханстве было достаточно. Об этом свидетельствует, к примеру, стихотворение жырау Маргаска (ХVІІ век): "Эй, катаганский Турсын-хан,/ Будь проклят ты, клятвопреступник,/ Безбожник ты, что весь народ/ От горя заставлял рыдать./ Не хан ты – кровожадный волк,/ Чтоб покарал тебя злой дух!/ Пускай на троне ты сидишь,/ Недолог будет здесь твой век!/ Уж прибыл богатырь Есим,/ Он жизнь твою забрать готов,/ Он кровь твою пролить готов!"
Сохранившееся в устной литературе это стихотворение доказывается и историческими данными: в 1627 году хан Есим убил правившего Ташкентом хана Турсына. Однако в целом степная демократия, характерная для Казахского ханства, способствовала стабилизации и развитию государства. Динамичное развитие казахского государства в классический период увенчалось судьбоносным достижением – формированием конкурентоспособного общества.
Средневековое Казахское ханство вело немало сражений с ближними и дальними соседями. Особенно в годы, получившие в истории название "Великого бедствия" – "Ак табан шубырынды". Однако сумело дать отпор и поднять на достойный уровень свой политический, интеллектуальный, духовный и демографический потенциал. Народ сумел выжить и не исчезнуть в бескрайних просторах Времени.
Плоды героических усилий тех минувших веков мы пожинаем сегодня в лице суверенного Казахстана с четко оформленными государственными границами.