
О времена! О нравы!
И произнес Зевс громовым голосом: «Отныне ты навеки превратишься в волка. Волка среди волков. Это твоя кара. Смерть – незначительное наказание для тебя». Эти страшные слова были адресованы Ликаону – аркадскому царю, который ради смеха и забавы накормил громовержца блюдом из человечины. Так древнегреческая легенда повествует о появлении оборотней. Но символом зла в античности волк был не всегда.
Вспомним хотя бы Ромула и Рема, ставших основателями Рима. Выкормила их Капитолийская волчица, которая до сих пор почитается в Италии как образ самоотверженного материнства. Спутниками другого великого бога – Одина – также всегда были верные волки – Джерри и Фрекки.
Символом зла волк как «конкурент» человека стал во времена инквизиции, когда начались судилища над оборотнями и ведьмами, как правило, мнимыми. Несчастных пытали до тех пор, пока те не признавались в получении даров от сатаны. Например, мази для превращения в оборотня.
Читаешь эти дикие истории – и мороз по коже. Под пытками люди оговаривали себя и близких, но это только усугубляло их вину. Так, в 1541 году обвиненный в убийствах крестьянин утверждал, что он – оборотень, и волчья шкура у него спрятана внутри тела. Судья, дабы убедиться в этом, приказал отрубить подсудимому руки и ноги. Шкуру, естественно, не нашли. Крестьянина оправдали, но он уже скончался от потери крови.
Охота за оборотнями набирала обороты. Только во Франции с 1520 по 1630 год инквизиция «выявила» более 30 тыс. оборотней. Всем им не поздоровилось! Однако средними веками дело не закончилось. В 1927 году газеты писали о французском полицейском, осужденном за расстрел мальчика, которого блюститель порядка принял за оборотня. Удивительно, но факт: в том же 1927 году во Франции был убит последний дикий волк.
Осторожно! Ликантроп
Однако убить волка, это еще не значит забыть об оборотнях. Даже термин есть такой – «ликантропия», который имеет греческие корни: lycos – волк и anthropos – человек. Он официально используется в психиатрии для обозначения умопомешательства, при котором человек воображает себя животным.
В психиатрии известны многочисленные примеры ликантропии, когда люди ощущали себя волками, кошками, собаками... Классический пример – случай с японской девушкой, которая была одержима образом лисицы. Постепенно ее поведение стало полностью соответствовать поведению придуманного ею образа. Причем у детей, рожденных этой больной, позже проявились признаки волчьей ликантропии.
Ранее наука полностью отвергала возможность существования оборотней – ликантропов. Однако затем взгляды медицины существенно изменились. Она признает факт существования оборотней, понимая под таковыми не только людей, страдающих расстройствами психики, но и научно подтвержденные факты чисто физического свойства.
В Мексике в Гуадаладжаре расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся проблемами ликантропии. Доктор Льюис Фигуера уже много лет изучает мексиканскую семью Асиево (более 30 человек). Все они страдают от редкой генетической болезни, передающейся по наследству и вызывающей сильное изменение человеческого облика. Их тела, включая лицо, ладони и стопы, покрыты густой шерстью. У них изменены голос и фигура.
Миновав пять небес
Почитание волка или волчицы наглядно отразилось и в мифах. Одну из запоминающихся историй приводит в своей книге «Мифы древних тюрков» Асылбек Бисенбаев.
В древние времена, когда предки тюрков жили на краю огромного озера, на них напало соседнее племя и почти всех уничтожило. В живых остался только десятилетний мальчик. Враги его пощадили, но отрубили руки и ноги. Ребенка спас Великий Тенгри, который, обратившись в ворона, стал кормить мальчика мясом. Затем отправил к нему волчицу, она-то и вырастила несчастного, а позже стала его женой.
Время шло. И вот шаманы известили хана враждебного племени о том, что потомство спасшегося мальчика принесет гибель его государству. «Убить его немедленно!» – последовал приказ. Мальчику, к тому времени уже юноше, отрубили голову и преподнесли хану. Он приказал устроить пир, а из черепа сделать чашу для вина. Но рано радовался правитель. Мальчик погиб, а волчица спаслась и родила десятерых сыновей, каждый из которых стал основателем рода.
Шли годы. Потомство мальчика и волчицы все увеличивалось. Настало время объединиться. Собрались братья и начали обсуждать, кто станет первым каганом. Долго они спорили и не могли прийти к согласию. Тогда они обратились за советом к каму. Тот долго думал, а потом начал священный обряд. Душа его вышла из тела, миновала пять небес и остановилась у рукоятки посоха Тенгри – звезды Алтын Казык. Услышав заветные слова, душа кама вернулась обратно.
Кам передал братьям волю Тенгри: «Кто взберется на Байтерек и окажется выше всех братьев, а значит, и ближе всех к Тенгри, тот и станет каганом».
Пришли братья к великому дереву и стали подниматься вверх. Срывались, обдирали руки и ноги, падали вниз. Единственным, кто поднялся выше всех, оказался Ашина. Он смог даже до крыльев священного орла дотронуться, прежде чем начал спускаться вниз. Именно ему и доверил народ возглавить первый каган тюрков.
Следует отметить, что имя Ашина означает «благородный волк». И совсем не случайно над ставкой Ашины всегда развевалось знамя с золотой волчьей головой. В память о праматери тюрки называют себя вскормленными молоком волчицы. А в знак уважения к ворону, который не дал прародителю погибнуть, золотой род Ашина стали называть родом золотой птицы или золотого красного ворона.
Потомок Ашины Асянь-шад вывел пятьсот семейств из пещеры и поселился на Алтае, где они смешались с соседними народами и приняли название тюрк, что значит сильный, крепкий. Когда же тюрки размножились, то пришел к ним синегривый волк и повел их на покорение новых земель. Когда нужно было идти, то волк кричал «Кош, Кош – в путь!», и люди следовали за ним. Покорили они многочисленные земли и создали огромную империю.
Эх, люди, люди!..
Не менее впечатляет и вайнахская легенда, которая гласит, что давным-давно Всевышний, создавший людей и животных, заповедал им жить в мире и согласии. Поначалу так и было. Потом люди стали убивать друг друга. Сильные звери уничтожали слабых. И только одна – единственная волчица – не захотела становиться как все. Она пыталась изменить ситуацию, но ее никто не слушал.
Чтобы образумить свои творения, Всевышний отправил ангелов, но и их не послушали. Разгневался Господь. Солнце стало кроваво-красным, рушились горы, а ледяной ветер вырывал с корнями деревья, погребая под ними все живое. Заметались люди и звери, ища спасения. И только волчица не дрогнула, заслонив своих волчат.
От сильного ветра у волчицы лопалась кожа, но она не сдавалась. Всевышний поразился ее стойкости и мужеству и утихомирил стихию. Люди же, трусливо прятавшиеся по «щелям», не пережив позора, убили раненую волчицу. С тех пор они и убивают волков, стараясь стереть из памяти свое чувство вины перед Всевышним. А волки с тех пор нестерпимо воют, призывая Всевышнего, чтобы он повернулся к Земле и простил наши грехи.
Пожиратель чертей
Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами, пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. В то же время зубы, когти и шерсть волка считались оберегами от злых чар и болезней. Кроме того, этот серый хищник считается пожирателем чертей. Первоначально – злых духов. И тем не менее встретить волка в пути считалось добрым знаком.
Вот и получается, что волк – существо двуединое. С одной стороны, он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой – хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. И тут опять вольно-невольно приходится обращаться к теме оборотней – наполовину людей, наполовину зверей.
Вера в оборотней – волкодлаков – есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотиться в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте. По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит преимущественно два раза в году – на Коляду и в Иванову ночь, во время летнего солнцестояния. Так, например, в Польше на Коляду (новогодние святки) ряженые – активные участники святочного ритуала – бегали по селу с чучелом волка или с волчьей шкурой. Рядились в волков, носили волчьи маски и другие волчьи атрибуты. Это объясняется тем, что именно на время зимних святок приходились «волчьи праздники» или «велесовы дни», связанные с плодородием и скотом.
Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка в народе нередко служили амулетами и лечебными средствами. Так, например, волчий зуб в некоторых местах давали грызть ребенку, у которого резались зубки. Считалось, что тогда у малыша будут такие же крепкие и здоровые зубы, как у волка. «Целебным» был и волчий хвост. Считалось, что он защищает от порчи. Атрибутом ворожбы у чародеев служили волчьи лапы.
Tapetum lucidum
Бегает себе серый по лесам-степям, ни сном ни духом не ведает, как хорошо человек изучил его родословную, привычки и особенности характера. А то бы почитал и сам удивился. А удивительного хватает!
Например, вы знали о том, что викинги носили волчьи шкуры и для поднятия своего боевого духа пили перед боем волчью кровь? И это еще не все. Самые ранние изображения волков найдены в пещерах на юге Европы. А им, представьте, уже более 20 000 лет.
Волки, оказывается, различают около 200 млн оттенков запаха. А люди – лишь 5 млн. Интересно и то, что глаза у волчат при рождении всегда голубые. Они желтеют только к восьми месяцам. Кстати, беременность у волчицы длится всего 65 дней, а детеныши рождаются глухими и слепыми. И весят всего полкилограмма. Чтобы облегчить боль при появлении зубов у щенят, волчица натирает им десны своим языком.
Светоотражающий слой в глазах волка называют tapetum lucidum (с латыни переводится как «яркий гобелен»), он светится в темноте, а также помогает видеть ночью. Там, где обитают волки, часто водятся вороны. Иногда их называют «волчьими птицами». Вороны часто следуют вслед за волками, чтобы доклевать остатки их охотничьих трофеев.
Немало послужили волки человеку, спасая его от всевозможных хворей. Греческий ученый первого века Плиний Старший, например, считал, что волчий навоз помогает при лечении желудочных колик и катаракты. Ацтеки использовали волчью печень в лечении меланхолии как ингредиент для лекарств. В средние века европейцы использовали порошки из волчьей печени, чтобы облегчить боль при родах.
Греки верили, что если кто-то съел мясо волка, который убивает ягнят, то велик риск, что он станет вампиром. А вот индейцы пренебрегали охотой на волков. Они считали: братья убитых будут им мстить. Да и оружие, которым был убит волк, считалось «испорченным».
Охота на волков между тем продолжается. В Индии, например, до сих пор популярны ловушки-ямы, замаскированные ветками и листьями. Волки падают на острые колья, а люди добивают их камнями. Кстати сказать, этих животных настолько нещадно истребляли, что они первыми попали в Красную книгу как вид, которому грозит полное уничтожение.
В начале ХХ века популяция серых хищников настолько уменьшилась, что грозило даже уничтожением лесной экосистемы. Сейчас численность волков восстанавливается, а внимание к их мифологической персонализации по-прежнему вызывает неослабный интерес. И не только как байкерская эмблема.
Приворотное лыко
Кому из нас не известно растение, которое в народе называют «волчья ягода»? Мамы им обычно детей пугают: «Не трогай! Отравишься! Умереть можно!» Цветет эта красота в апреле – начале мая, а научное ее название «волчье лыко». Считается, что растение посвящено волку. Ягоды у него, действительно, ядовиты, а вот кора, настоянная на спирту, лечит застарелый ревматизм.
Знаменито это самое «лыко» как приворотное средство для жениха и сохранения верности мужа. Искательницы счастья закапывали пять красных спелых ягод на два сантиметра в землю и ставили на это место туфли мужчины носами по направлению к дому. И это не вся польза от волчьей ягоды. Нектар, собранный пчелами с ее цветов, превращается во вкусный и ароматный мед, который тоже обладает магическим действием. Если пить чай с таким медом, да еще вдвоем с любимым, крепость чувств вам обеспечена.
И еще! Знатоки утверждают, что статуэтка волка, стоящая в спальне, благотворно влияет на супружескую верность.