

– Легенду о происхождении степной гончей записали задолго до меня. Например, известный этнограф, член научных обществ Ташкента, Казани, Москвы Абубекир Диваев (1855–1933) писал: «Нам несколько раз довелось услышать от казахов Казалинского, Перовского и Шымкентского уездов рассказ про загадочную птицу италаказ («собака – пестрый гусь»). Италаказ для гнезд использует покинутые звериные норы, в которых из ее яиц вылупляются щенки, называемые кумай. Они появляются крохотными, но, вырастая, эти псы отличаются исключительной ловкостью и отвагой. Некоторые казахи даже верят, что у италаказ бывают месячные, как у обычной суки. По этой причине их мясо не употребляют в пищу. Вера казахов в происхождение борзых от птицы италаказ настолько велика, что все наши попытки разуверить оказались тщетными…»
Схожее предание записал и Сакен Сейфуллин. Так, по его словам, в народе говорят, что «из яиц сары-ала каз (рыже-пестрый гусь) иногда вылупляется щенок. Он становится кумай и достается тому человеку, которого избрал Тенгри…».
– А вам самому довелось услышать иную версию происхождения тазы?
– Если даже услышанная мною история отличается в деталях, в целом она повторяет птичье или небесное происхождение собаки. Вот, например, что посчастливилось записать мне: «В Зайсанском районе Восточно-Казахстанской области на отвесном берегу реки Кендирлик, русло которой прорезает горы Сайхан-Сауыр, есть птичье гнездо размером с небольшой домик, известное под названием «Кумай уясы» («гнездо Кумай»). Построенное из сучьев и сухой травы, гнездо хорошо сохранилось. Местные жители всегда диву даются: «Если гнездо такое большое, то какими же должны быть яйца?!» Говорят, что борзые тазы много веков назад впервые появились как раз из яиц этой гигантской птицы кумай, а затем разошлись по всей казахской земле. Отсюда и возникло словосочетание кумай тазы – гончая тазы. До сих пор самых резвых и выносливых собак называют настоящей кумай тазы».
Местные охотники рассказывали, что в местечко Акколка в Сайханских горах Зайсанского района Восточно-Казахстанской области с 1950 года стали прилетать рыже-пестрые гуcи или по-казахски сары-ала каз. Никто их не трогает, так как люди продолжают верить, что птицы уникальны.
Исследуя эти легенды, можно сделать вывод, что культ собаки вырос из ее чисто практической пользы. В народе даже родилась поговорка: «У джигита есть три товарища – быстроногий конь, борзая тазы и ловчий беркут». Поэтому щенка тазы казахи всегда высоко ценили и никогда не отдавали в другие руки просто так, даром. Новый хозяин обязательно должен был дать что-либо взамен, и такой обряд назывался каргыбау (в переводе «ремешок для ошейника, поводок»). До сих пор в некоторых регионах казахи, когда узнают, что у кого-либо ощенилась тазы, говорят: «Надо бы на одного из щенков накинуть поводок».
Существовал еще один интересный обычай, свидетельствовавший о высокой ценности, которую люди придавали степной борзой. Согласно традиции после сорока дней новорожденного «пропускали» через стремена лошади акына, жырау, батыра и других достойных людей. Так вот, такой же чести наравне с ребенком удостаивался и щенок тазы! В связи с этим приведу любопытный рассказ.
…На Алтае, говорят, жил волостной Кулим из рода акнайман, весьма нерешительный человек. Другой персонаж – бий Каирбай прославился тем, что превратил воровство в свое ремесло, он даже держал барымтачей. И третий их сверстник – многословный Кенжалы, в разговоре с которым никто не мог его переспорить, даже если он был и неправ. Собрались как-то сверстники и остановили своих коней возле дома одного зажиточного человека, чтобы отобедать у него. В это время домой пришел младший сын хозяина, баловень семьи Мухаметкали со своим любимым щенком тазы. Отец и говорит ему: «Сынок, давай перенесем твоего щенка через стремя коня одного из наших гостей», и предложил стремена лошади бия Каирбая. Но тут вмешался Кенжалы и предостерег: «Если перенесешь щенка через стремя Каирбая, то он может вырасти вором, не делай этого!» «Хорошо, – говорит отец своему сыну, – тогда перенеси щенка через стремя волостного Кулима». На это возразил уже отвергнутый Каирбай, пугая тем, что щенок может стать боязливой собакой. Хозяин снова не стал возражать, а лишь предложил сыну лошадь Кенжалы. Злорадный Каирбай опять не согласился: «В таком случае твоя собака научится много лаять и не даст другим аульным собакам и пасти открыть!..»
Эта смешная байка, рассказывающая о людских недостатках, до сих пор жива среди восточных казахов. Для меня же стал важным тот факт, что рассказ был построен, по сути, на том высоком уважении, с каким народ относился к тазы.
[caption id="attachment_8281" align="alignright" width="312"]
– Традиция зародилась в начале VI века нашей эры, в эпоху изобретения кочевниками жестких стремян. Именно стремя помогло поднять культуру всадника на более высокую ступень и начать использовать в бою коня. Неудивительно, что стремена в древности олицетворяли прочность, силу и выносливость. Люди верили, что соприкосновение малыша со стременами уважаемого человека поможет ему перенять его положительные черты характера и добиться в жизни таких же успехов.
– Существовали ли суеверия, связанные с собакой?
– Конечно, например, если у щенка тазы под глазами имелись белые пятнышки, а ноги были рыжеватыми, то от какой бы породистой собаки он ни родился, казахи не брали его. Таких щенков называли четырехглазыми и считали приносящими несчастья. Хорезмийские узбеки их также называли дорткуз (четырехглазые) и не брали в дом. Думаю, это было связано с какими-либо генетическими отклонениями и в итоге помогло сохранить породу в чистоте.
Чистокровных же породистых собак народы Алтая и казахи Косагаша даже хоронили, украшая их тела лентами. Эта традиция до сих пор мало изучена. Обычай предавать земле таких преданных друзей, как тазы и быстроногий скакун, зародился у нашего народа много веков назад. Так, при раскопках города Сарайчик в 2003–2004 годах археологи обнаружили скелеты четырех погребенных собак. Два скелета находились в одной глиняной камере (скорее всего, собаки были из одного выводка). Два других находились отдельно. Погребения относятся к XIV–XV векам.
Кроме того, у казахов, кыргызов, узбеков и татар до сих пор сохранились такие понятия, как «ит жейде», «ит койлек», «эт кульмяк», которые в буквальном переводе означают «собачья рубашка». Их смысл уходит корнями в глубокую старину, к временам поклонения предку-тотему.
– И в чем же суть «собачьей рубашки»?
– Эта древняя традиция проводилась, когда новорожденному исполнялось сорок дней. В этот день с него снимали распашонку и наполняли ее сахаром, щербетом, сухофруктами и другими сладостями. Затем привязывали к шее собаки и отпускали ее. Дети весело гонялись за собакой и лакомились сладостями, которые рассыпались из распашонки во все стороны. В некоторых регионах «собачью рубашку» даже хранили и в качестве оберега брали с собой в дорогу или долгое путешествие.
– «Высокое положение» тазы позволяло преподносить собаку в качестве дорогого подарка правителям. А сами правители как относились к ней? Сохранились ли сведения об этом?
– Согласно казахской поговорке, «чин собаки в ее ошейнике и поводке». То есть чем выше положение хозяина, тем дороже будет и ошейник собаки. В жизни знаменитого казахского хана Кенесары был действительный случай, связанный с тазы, когда собака сумела снискать милость хана и тем самым спасти жизнь человеку. Во время одного из первых боев с кыргызским войском в местности Акыртобе Кенесары одержал победу и взял в плен их предводителя Калшу. Тогда кыргызские роды солты, сарбагыш и кусшы, посовещавшись, отправили к хану послов с просьбой освободить батыра. Хан дал им удивительный ответ: «Хорошо, я освобожу его, но взамен вы мне дадите тазы Кокдауыла (в переводе означает Серый Смерч), который принадлежит вашему батыру Баястану, сыну Ескожи из рода солты».
Этот пес во времена Кенесары прославился тем, что однажды в схватке с девятью волками сумел стать победителем и остаться в живых. Хану привезли этот драгоценный подарок, и он настолько был восхищен красотой, грациозностью и стальной силой мышц собаки, что решил помиловать Калшу и освободить его.
Все эти уникальные сведения удалось записать благодаря такому феномену, как народное устное творчество, сконцентрировавшее в себе нашу богатейшую многовековую историю. Грандиозная работа по переосмыслению национальной истории с позиций суверенитета, которая, что важно, проводится при всемерной поддержке Главы государства, продолжается. Поэтому, уверен, впереди нас ждет много новых открытий.
Беседовала Раушан ШУЛЕМБАЕВА