Солдат и просветитель

1042
Светлана ФЕРХО, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «Нур Отан»
Кумаш Нургалиев вошел в историю Советского Союза, Казахстана и своей малой родины Маркаколя как человек-легенда. Его ярчайшая судьба стала символом удивительного жизнелюбия, колоссальной силы духа и энергии, высочайшей нравственности и беззаветного служения Родине.
Казахский Маресьев
Когда грянула Отечественная война, все мысли и устремления Кумаша Нургалиева, как и его сверстников, были обращены к фронту, где в жестоких сражениях решались судьбы Родины. Не раз он обращался в райвоенкомат с просьбами о направлении в действующую армию, но по возрасту был призван в армию только в мае 1943 г.
В рядах 56-й стрелковой дивизии 10-й Гвардейской армии командир отделения автоматчиков Кумаш Нургалиев и его однополчане с тяжелейшими боями прошли по фронтовым дорогам Псковской и Калининской областей. Много сражений прошел Кумаш, 19-летний паренек из Восточного Казахстана, но одно из них – октябрьское под городом Ауце в Латвии, когда он выполнял боевой приказ по уничтожению вражеского дзота, оказалось для него трагическим. Кумаш получил тяжелое ранение – остался без обеих ног выше голени и левой руки. «В палатку медсанбата, – вспоминает медицинская сестра Валентина Шевелева, – внесли еще одни носилки, но они почему-то были пустые, только посредине лежал под шинелью какой-то сверток. Приподняв шинель, я вскрикнула. Там лежал мальчик без обеих ног и руки – ее оторвало выше локтя – бледный, беззащитный. Мне так жалко его стало, что я взяла его на руки».
Борьба за жизнь Кумаша началась в прифронтовом медсанбате. Хирург Александр Молоденков вспоминал: «Самая большая награда хирургу от больного это та, что он жив. 40 лет моей работы, в том числе и в тяжелые годы Великой Отечественной войны, оставили в моей памяти именно этот исключительный случай. Даже не медику понятно: такая травма с длительным пребыванием на поле боя поставила перед нами вопрос – оперировать с необычайным подходом. Наркоз давать такому раненому было очень опасно. Начали под футлярной анастезией, чтобы сократить время наркоза и найти сосуды для повторной трансфузии крови. Один я, Молоденков, конечно, ничего не сделал бы. Преданные своему делу хирурги Зайцев и Каверина, помогавшие мне, способствовали проведению операции в кратчайший срок. Медсестра Мария Ракова в даче наркоза, если можно так выразиться, была «виртуозом». Наташа Солодкина, мы ее звали «шоковой», потому что она была закреплена за тяжелораненными, находившимися в шоке, и медсестра Лиза Великанова из операционной поделились с тобой своей кровью. Не случайно они сидели около тебя, когда ты пришел в сознание. Сидели потому, что надо было вырвать тебя из рук смерти. Это замечательные люди, преданные своей работе, честные, не считались с трудностями фронта, отдавали все для благородного дела. Группы крови имевшейся не хватило, надо было еще, и они, не задумываясь, пришли на помощь».
Борьба за жизнь Кумаша продолжилась в московском военном госпитале. Врачи и медсестры отчаянно боролись. Он перенес 12 сложнейших операций. Не хватает слов изобразить то, что пришлось пережить Кумашу: как, спасая его от гангрены, врачи подпиливали его кости, подрезали и сшивали сухожилия и кровеносные сосуды, и все это без наркоза.
«Мне повезло в жизни на добрых людей, – вспоминал впоследствии Кумаш Нургалиев. – Их было очень много. Вторым отцом мог бы я назвать хирурга Александра Молоденкова, который вырвал меня у смерти в прифронтовом медсанбате. Второй матерью стала медсестра Валя Шевелева, которая, как ребенка, носила меня на руках, чтобы не так страшны были мучения… Медсестры Наташа Солодкина и Лиза Великанова поделились со мной своей кровью. Почему же чужие вроде бы люди так нежно и упрямо заботились обо мне, никому неизвестном и, казалось бы, безнадежно искалеченном парнишке? Знаю: они воплотили в себе великую доброту нашего советского народа, его высокую человечность. Все, что делаю с тех пор, посвящаю все силы утверждению образа жизни, так благородно и щедро открывшемуся для меня в трудный час судьбы. Каждый человек должен пережить счастливое ощущение долга перед эстафетой добра, всей своей жизнью утверждать радость труда, красоту человеческих взаимоотношений».
Госпитальная палата на два года стала его классом, а московские учительницы Наталья Васильевна Балдина и Зинаида Алексеевна Толстикова – его школой, его директором и завучем. Русский язык, математика, история, физика – все предметы объясняли ему эти женщины. Глубокое знание материала и умение в доступной форме довести до глубины сознания ученика самые сложные понятия, большой педагогический такт, сочетающий разумную требовательность с доброжелательностью и душевной щедростью, – эти черты были свойственны обеим учительницам и делали их уроки также своеобразными уроками педагогики, оказавшими немалое влияние на формирование будущего учителя...
Перед выпиской из госпиталя в его послевоенной жизни был маленький праздник: ему торжественно, прямо в палате, вручили свидетельство об окончании десятилетки – первая послевоенная победа Кумаша Нургалиева!

Чудо любви
В родном селе его ждала любимая. Не отвернулась, приняла таким, каким его сделала война. …Они родились в один и тот же день – 29 октября 1925 года. Наверное, самой судьбой Кумаш и Канипа были предназначены друг для друга.
Любовь и создание семьи стали для Кумаша той опорой, которая важна в жизни каждого человека. Проницательный ум и отзывчивое сердце Канипы давали Кумашу поддержку в трудные периоды жизни, вливали в него силы и помогали справляться с поставленными целями. Выдержанная и широкая душой женщина ухаживала за своим мужем, как за малым дитем, буквально сдувая пылинки с его одежды. Ее уважение и нежность были безграничны.
Кумаш с Канипой с особой остротой ощутили радость рождения детей. Ценности и смысл жизни ярко проявились в именах, которые они дали своим детям и первому внуку: Маншук, Максат, Талант, Гуль, Марат и Женис. Благодаря взаимопониманию и согласию Кумаш и Канипа растили не только своих пятерых детей, но и троих младших братьев, троих детей-сирот, морально и материально поддерживали многих других родственников.
Фундаментом жизнестойкости их семьи был культ образования. Сразу же после рождения первого ребенка Кумаш и Канипа поступили в Казахский педагогический институт им. Абая. Легко сказать: поступили, учились. Для того чтобы просто добраться до Алма-Аты требовалось по горной и опас­ной, с крутыми подъемами и спусками, головокружительными многокилометровыми серпантинами, алтайской дороге проехать на конной повозке сто километров и еще пятьсот на этом же виде транспорта – до Усть-Каменогорска. А эти повозки на крутизне имели обыкновение неожиданно опрокидываться. Вместе с ними опрокидывались и пассажиры. Канипа, как признается, падала с повозки с тревогой о Кумаше и первым делом кидалась его поднимать. Было не легче и дальше, по железной дороге. Прицепной вагон на Алма-Ату отцеплялся от состава в Рубцовске, где ожидали российский поезд в столицу республики двое суток. Вещи с первой Алма-Аты до второй доставляли на ишаке. Сами пешим порядком следовали рядом. Один из них – на костылях вместо ног. Вот такая была тяга к образованию!

Школа духовности
Кумашу Нургалиевичу удалось реализовать свою заветную мечту – построить в селе Буран школу нового типа. Это было очень непросто сделать, так как даже в районном центре тогда еще не было типовой школы. На этой грандиозной стройке директор школы, по существу, сам был одновременно прорабом, экспедитором, добывающим стройматериалы и даже дизайнером. Школа была сдана под ключ в 1972 году. Это был настоящий учебный городок, занимающий несколько гектаров земли, – школа, спе­циальный корпус, здания для занятий спортом, трудом, музыкой, и вся она утопала в цветах, в саду. Школа была для детей и театром, и концертным залом, и картинной галереей, и парком отдыха. Это была, как писалось тогда в «Учительской правде», маленькая модель духовного и разумного мира детства. Не остались без внимания и учителя школы, для них была построена рядом целая улица двухквартирных домов.
В школе активно внедрялись новейшие педагогические идеи, школа первой в республике перешла на кабинетную систему обучения, все выпускники школы параллельно с общим образованием получали рабочую профессию, была организована школа продленного дня, интернат для детей чабанов. Наряду со школами Москвы, Риги, Винницы Бурановская школа оказалась в числе первых в Союзе, где был создан школьный телевизионный технический центр (ШТТЦ) как средство повышения качества образования сельских школьников. Такой подход к организации образовательного процесса был признан новаторским и отмечен бронзовой медалью ВДНХ СССР. Важным достижением для Кумаша Нургалиевича стало и то, что он еще в 1987 году добился выделения для своей школы компьютерного класса.
Кумаш Нургалиевич стал признанным в Советском Союзе педагогом-новатором. В 1982 году ему было присвоено высокое звание – народный учитель СССР. Кумаш Нургалиевич получил звание отличника просвещения СССР и Казахской ССР. За проявленный героизм на войне и самоотверженный труд на ниве образования Кумаш Нургалиевич был награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны и многочисленными медалями.

Столетний стаж династии
В 2005 году педагогическая династия народного учителя СССР Кумаша Нургалиева, совокупный педагогический стаж которой составляет более 100 лет, была занесена в «Золотую книгу профессиональных династий Республики Казахстан» под номером один.
Трое детей Нургалиевых стали учеными в области педагогики: младшая дочь Гуль – доктор наук, профессор, Талант и Марат – кандидаты наук. Среди них есть орденоносцы: Максат награжден орденом Боевого Красного Знамени, Талант – орденом «Парасат», Гуль – орденом «Құрмет». Сын Марат награжден знаком «Почетный работник образования и науки Республики Казахстан», старшая дочь Маншук, невестки Майгуль и Рахима – знаком «Отличник народного образования КазССР».
Талант Кумашевич непосредственно принял эстафету отца, когда педагогический коллектив единодушно избрал его директором авторской школы-гимназии Кумаша Нургалиева. Дальнейшие перспективы развития сельской школы он видит в полиязычной подготовке, в многопрофильном профессиональном обучении, во внедрении дистанционного обучения на основе школьного телевизионного технического центра и цифрового образовательного контента. Талант Кумашевич избран член-корреспондентом Казахской национальной академии естественных наук (КазНАЕН), вместе со своими учениками ведет активную научно-исследовательскую работу. В 2014 году его ученик Акжол Нургалиев получил 3-е место за научный проект на международной конференции в Москве за развитие идеи ШТТЦ с учетом новых достижений в области инфокоммуникационных технологий.
Младший сын, Марат Кумашевич, создал первый в Восточном Казахстане частный колледж, который впоследствии по инициативе студенческого комитета был назван именем Кумаша Нургалиева. Под его руководством в колледже подготовлены более 10 тыс. квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда для различных отраслей экономики.
Колледж имени Кумаша Нургалиева является экспериментальной площадкой по внедрению модульных программ обучения по подготовке кадров по дуальной системе, а также базовым колледжем Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области. Он является обладателем грантов акима Восточно-Казахстанской области «Лучший колледж области», Министерства образования и науки Республики Казахстан и Всемирного банка развития и реконструкции, ST Elektroniks (Сингапур), Центра курсовой и профессиональной подготовки (RKK, Норвегия), Ремесленной палаты г. Трира (Германия).
Гуль Кумашевна руководит Национальным центром информатизации, признанным лидером в области разработки цифрового образовательного контента, ставшим финалистом смотра-конкурса European IT Software Excellence Awards 2013 на международной выставке BETT 2013 в Лондоне. Она создала свою научно-педагогическую школу, объединяющую 60 докторов и кандидатов наук. Поддерживает тесные связи с кафедрой педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, является экспертом в рамках международных исследований института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Так что же составляет удивительный феномен жизни Кумаша Нургалиева? Мобилизующим и вдохновляющим фактором для этого человека было осознание ценности жизни, стремление быть полезным людям и Родине. Замечательная профессия педагога, которая, по своей сути творческая, и несет в себе такой колоссальный заряд энергии! Именно эта профессия подняла Кумаша Нургалиева и его династию на высокий уровень самореализации.
Национальная идея «Мәңгілік Ел» связывает истинную мощь государства и благополучие граждан с их приверженностью вечным духовным ценностям. Воспитание молодого поколения на примере жизни таких наших замечательных соотечественников, как Кумаш Нургалиевич Нургалиев, способствует преемственности поколений на основе вечных ценностей.

Популярное

Все
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
Железные нервы и желание помогать
Ураган не щадил никого
Новые системы, современные услуги, инновационные решения
Вопрос будущего нации
О металлах и цифровизации юстиции
Общественный контроль необходим
Больше чем помощник
Вторсырье: в контексте правил нулевого захоронения
Мы живы, пока помним
Между сном и реальностью
ЕНУ занял 317-е место в мировом рейтинге университетов
Раскрыл преступление в рекордные сроки
Отдых становится разнообразнее
Узы дружбы и добрососедства
Госслужащие должны быть проводниками принципа «Закон и Порядок»
Видеть в повседневном вечное
Королеву красоты выберут ночью и под землей
Жизнь службе посвятил
Путь следователя
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Молочный флагман республики
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Как идет строительство завода по производству стали в Жамбылской области
Олжас Бектенов обсудил с Ли Яньтао строительство нового завода в РК
Турнир по тактическому многоборью выявил сильнейших среди команд спецназа МВД РК
Журналистам показали строительство завода KIA в Костанайской области
Распоряжение Главы государства об освобождении от должности
Токаев поздравил Трампа с днем рождения
Отец XXI века: призыв к действию
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Истоки тюркской письменности
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile

Читайте также

Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена
Из рыболовов – в рыбоводы
Чтобы помнили

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]