Сто легенд, мифов и сказок кочевого народа

37250
Жания Уранкаева
Фото ©Kazpravda.kz
"Порвалась связь времен!" – восклицал герой Шекспира... И ведь действительно, в бешеном ритме современного мира нет времени с чувством, толком и расстановкой почитать книгу, глубже погрузиться в историю, познать источник духовной энергии, духовной силы, из которого питались наши предки. Корреспонденты Kazpravda.kz побеседовали с заслуженным деятелем культуры Казахстана, поэтом-писателем Орынбаем Жанайдаровым о важности преданий казахского народа, передаваемых от отца к сыну, о героях легенд, до сих вдохновляющих на подвиги людей, и о захватывающих мифах, лежащих в основе мироздания.

Как оказалось, не так-то и просто отличить миф от легенды, а легенду – от исторического предания. Ведь в основе легенд лежит какое-то действительно бывшее в истории событие, и чаще всего это событие привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, глядя на которые, люди могут сказать: "Вот эта местность называется гора Казыкурт, потому что тысячи лет тому назад после всемирного потопа сюда пристал ковчег пророка Ноя..."

5640ae29246e01447079465.JPG

Как подчеркнул писатель, мифологическое сознание является общей характерной чертой всех народов, имеющих древнюю историю. Каждый из народов примерно одинаково объясняет мир, окружающую природу, человека и богов. Одно из таких мифологических представлений о том, что космос человеческой жизни состоит из трех частей, из трех миров: Верхнего мира (неба), Среднего мира (земли) и Нижнего мира (подземного).

Кочевые народы считали, что в каждом из этих миров есть жизнь и что эта жизнь похожа на жизнь Среднего мира, в котором живут сами люди. Об этом сказано в казахских сказках: "Под землей есть жизнь, там тоже живут люди и народы, но только там не так, как на поверхности: мало света, мало воздуха, солнца там не видно, но люди там делают то же, что творят люди на поверхности земли". А в Верхнем мире, напротив, очень много света и солнца, и из тел обитателей Верхнего мира струится яркий свет.

Одним из важнейших элементов мифологии древних народов земли является понятие о мировом дереве, произрастающем из центра планеты и пронизывающем все три мира от основания до небес. Это огромное чудесное дерево объединяет все три мира: Верхний, Средний, Нижний, делает его единым целым. Для сказочного восприятия древних людей казалось закономерным, что есть такое великое дерево, которое своими корнями уходит вглубь земли, а вершиной достигает высоких небес. У всех народов в сказках есть описание такого огромного Дерева Жизни, имеются и многочисленные изображения его. Чаще всего его показывают так: на его уходящей в небеса вершине сидит птица, а глубоко под землей корни его обвивает гигантский змей-дракон. А в средней части, на поверхности земли находится человек, напротив него – животные и звери.

Прообразом древа жизни в казахской мифологии является священное дерево Байтерек.

Считалось, что ствол Байтерека является земной осью – мостиком, соединяющим грешную землю и святые небеса. Три мира – Верхний, Средний, Нижний объединены гигантским мировым деревом. На вершине мирового дерева находится царь Верхнего мира – птица Самурык. В корнях мирового древа, обхватив его кольцами, лежит дракон-змей – олицетворение зла. У подножия дерева стоит человек, направивший лук и стрелы на дракона. В гнезде птицы, находящемся на вершине дерева, — неоперившиеся птенцы, олицетворяющие будущее.
Таков глубокий философский смысл мифа о мировом дереве Байтерек, символе нашей молодой столицы. 

Казахские мифы имеют ярко выраженное типологическое сходство с мифами других народов, в особенности с тюркскими. Тенгри, Умай, Жезтырнак, албасты и другие персонажи встречаются в разных вариантах в мифах тюркских народов, что объясняется сходными архетипическими образами и мотивами, восходящими к общему мифопоэтическому пространству еще до эпохи образования Каганата.

5640ae45e3cee1447079493.JPG

Само зарождение представлено мифом о возникновении мира и Вселенной из мирового яйца.

"Бог Неба Тенгри выступает как первотворец, культурный герой и демиург, он сотворил небо и землю, женщину – богиню Умай, Небесную гору Сумеру и озеро Суотколь, Солнце, Луну, ветры, облака. Мировая модель вмещает в себя Вселенную и еще 99 миров, Вселенная делится на Верхний, Средний и Нижний миры, в самом центре Земли стоит мировая Гора Сумер ( древнетюркский Олимп)", – говорит писатель.

Также автор затронул доисламский период религии – тенгрианство, в которое верили народы, жившие на территории древнего Казахстана.

Известно, что мифы рассказывают и объясняют практическии все аспекты жизни. К примеру, о том, как был создан человек, можно узнать в антропогоническом мифе. Как Тенгри сотворил человека из глины и тростника, вдохнул в него живую душу и разум. Тенгри сотворил семь мужей и еще одного – восьмого, которого поставил властелином на Золотую Гору.

"Фольклорная культура также восходит к тенгрианской мифологии: "Многие обычаи, традиции, поверья современных казахов связаны с теми далекими временами, когда зародилось тенгрианство", – говорит Жанайдаров.

Примечательно, что в казахской мифологии разработана обширная система персонажей духов и демонологических существ, которые наполнены своим колоритом, но имеют сходства с героями и персонажами мифов других народов. В частности, пери – ангелы неба; аруахи – души знаменитых людей, мудрецов, биев, батыров; изыхи – добрые духи; дивы и шимурын, обыр, Кермез – злые духи, черный демон тейран; Айна – женщина демон, приносящая смерть; Момо – покровительница повитух; Жезтырнак – злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с медным орлиным носом и огромными медными когтями. Среди духов природы есть лешие, водяные и русалки – коварный лесной дух – конаяк (леший); водяные красавицы – русалки (кулъдиргиш); Албасты – злой демон, связанный с водной стихией.

В основе казахских мифов лежат: тюркские мифы, мифы скифов и саков, казахские сказки, Библия, алтайские мифы и сказки, религия и мифология древних тюрков, легенды и мифы древней Греции, славянские мифы, скандинавский эпос, ведийская поэзия, мифы и литература древнего Востока и Малой Азии, Вавилонии и Ассирии, гомеровский эпос; словари и энциклопедии по мифологии, истории, языкознанию.

В частности, знакомая многим детям из сказок – ведьма Мыстан Кемпир или Жалмауыз Кемпир – напоминает славянскую Бабу Ягу, которая выполняет в мифе и сказке амбивалентную функцию. С одной стороны, она прародительница, охраняющая животных и зверей, связанная с культом мертвых, помощница героя. "Иногда – покровительница героя, добрая Баба Яга, помогающая герою совершать его подвиги. С другой стороны, она антагонист и вредитель героя".

У казахов также сохранились реликты древнего мироздания, связанные с почитанием гор. Одна из таких гор находится в Шымкентской области – Казыгурт. Согласно древним казахским преданиям, Ноев ковчег остановился именно на горе Казыгурт.

Немало легенд существует о пророках и деятелях раннего ислама в Средней Азии и в Казахстане. Свои имена в истории оставили ближайшие сподвижники Пророка Мухаммеда – Абу-Бакр, Омар, Осман, Али и другие. 

Таким образом, мифологическое представ­ление казахов о существовании бессмертных образов святых, поклонение их "духам пред­ков", паломничество в святые места, прежде всего указывает на их надежду к продлению жизни и стремление к вечности бытия и бессмер­тию.

Популярное

Все
Стипендии повысили студентам в Казахстане
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
В Бенине военные захватили власть
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Президент Ирана прибыл в Акорду
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Мы третьи в мире!
Итоги большого общественного пути
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Фигуристка Самоделкина завоевала «бронзу» на турнире в Хорватии
Месси установил новый рекорд по числу трофеев в футболе
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Куда уходит шубаркольский уголь?
«Любой человек боится потерять свободу»: психолог о новых м…
«Успешная геологоразведка невозможна без прочного научного …
В поисках духовной ДНК

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]