– Арман Абаевич, поясните, что означает единая политика в сфере технического регулирования, предусмотренная Договором о ЕАЭС? Так ли это скучно, как к тому относятся люди?
– Совсем не скучно. Ведь какова миссия технического регулирования? Это создать полноценный общий рынок продукции при максимальном снижении технических барьеров, который упростит систему выхода продукции на рынок. Обязательные требования, устанавливаемые в технических регламентах союза, добровольное применение стандартов и единые процедуры оценки соответствия как раз и определяют тот уровень безопасности продукции, отвечая которому, она может быть размещена на рынке союза.
Мы реализуем известный международный принцип «одно требование – одно испытание – признание всеми». Преимущества единых требований на общем рынке уже неоднократно доказаны на практике. Для производителей устраняются излишние административные барьеры. Применение современных требований повышает конкурентоспособность продукции, а для потребителей гарантируется безопасность соответствующей техническим регламентам продукции.
На данном этапе принято 47 технических регламентов союза (41 вступили в силу). Считаю важным вновь сделать на этом акцент, потому что они регулируют около 85% от всей обращаемой продукции. Начиная с игрушек, одежды, мяса, соков, до автомобилей, железнодорожных вагонов, лифтов и массы других потребительских товаров.
Идет подготовка еще 11 технических регламентов ЕАЭС, которые установят требования к энергоэффективности, магистральным трубопроводам, продукции гражданской обороны, строительным материалам, мясу птицы и так далее.
– В приоритете национальные или межгосударственные стандарты?
– Принципы техрегулирования гласят, что в союзе обеспечивается приоритетность разработки и применения межгосударственных стандартов. Для выполнения требований технических регламентов в союзе используются межгосударственные стандарты СНГ (ГОСТ). Сегодня утверждены перечни стандартов к 40 техническим регламентам союза. Они содержат более 12 000 позиций, в их числе порядка 7 000 межгосударственных стандартов (около 58% от общего количества). Запланирована разработка около 3 000 документов в составе программ работ по межгосударственной стандартизации. Но этого недостаточно.
– Стандарты и современный уровень развития промышленности: соответствие есть?
– Опыт внедрения технических регламентов союза показывает, что обеспечить проведение работ по реализации технических регламентов союза одинаково во всех государствах – членах союза возможно только при четко
выстроенном механизме разработки и применения единых для государств – членов союза стандартов. Мы уже активно обсуждаем широкий круг вопросов стандартизации на площадке Совета руководителей национальных органов по стандартизации государств – членов союза, созданного при комиссии в 2018 году.
Разумеется, крайне актуально привлечение промышленников, предпринимателей, деловых ассоциаций и других представителей бизнеса к процессу разработки стандартов. Наверняка производители не станут пользоваться старыми стандартами для выпуска современной продукции. Им предоставляется возможность включения разработки необходимого стандарта для реализации производства продукции в Планы государственной стандартизации. Достаточно направить заявку в Национальный орган по стандартизации.
Согласно Закону РК «О стандартизации», который введен в действие с 11 апреля текущего года, одним из принципов стандартизации является использование достижений науки и техники, а также международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств. Так, путем гармонизации международных стандартов разработаны стандарты для множества отраслей экономики.

Например, большинство стандартов в нефтегазовой отрасли адаптировано с международными стандартами ASTM, API и прочими. Стандарты в строительной промышленности адаптированы с европейскими стандартами EN. Разработаны национальные стандарты на основе международных стандартов ISO для электромобилей, немало стандартов утверждено для внедрения Индустрии 4.0, в электротехнической промышленности ведется разработка национальных стандартов на основе международных стандартов IEC.
Кроме того, отличительной особенностью новой системы становится более активное вовлечение промышленности и других заинтересованных сторон в обсуждение проектов документов по стандартизации, определяющих показатели качества производимых продукций.
Также активное вовлечение промышленности дает импульс в установлении требований в разрабатываемых стандартах, соответствующих уровню развития промышленности и других соответствующих отраслей экономики.
Не забудем и о том, что при разработке стандарта проводится публичное обсуждение проекта, которое включает в себя и обязательное техническое обсуждение в профильном техническом комитете по стандартизации.
Между тем, приводя стандарты в соответствие с современным международным уровнем промышленности и научно-технических разработок, необходимо учитывать и готовность, а также соответствие самих отечественных производителей и промышленников (производство, персонал, инфраструктура и прочее). То есть верно оценивать, могут ли они идти в ногу с современным уровнем развития.
– На каком уровне решаются вопросы применения общих для стран ЕАЭС стандартов?
– На уровне Евразийской экономической комиссии. Для этого созданы соответствующие консультативно-совещательные площадки. Первый этап: экспертные группы (на которых проходят первоначальные рабочие обсуждения с участием экспертов уполномоченных органов государств – членов союза, представителей бизнеса до выработки согласованных редакций, разрабатываемых актов). Второй этап: подкомитеты (по техническим регламентам и стандартам, аккредитации, метрологии, государственному контролю и надзору, техрегулированию в сфере строительства). Третий этап: консультативный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, куда выносятся отработанные и максимально согласованные проекты документов. Здесь же – советы руководителей органов в сфере стандартизации и аккредитации, в состав которых входят руководители структурных подразделений государственных органов. Четвертый этап: заседание Коллегии ЕЭК на уровне министров по курируемым направлениям. Следующий, пятый этап: это Совет ЕЭК (в составе вице-премьеры государств – членов союза), где подписываются и утверждаются согласованные акты союза. Заключительный, важнейший этап: Высший Евразийский совет на уровне глав государств, на котором достигаются стратегические ориентиры развития интеграции.
– Но рассматривается ли в принципе появление какого-либо наднационального органа по техрегулированию?
– Цель создания Евразийского экономического союза – обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы путем совместных действий.
Подчеркну, совместных. Поэтому появление какого-либо наднационального органа по техрегулированию не предусматривается. Общая координация с учетом консолидации позиций всех государств – членов союза по рассматриваемым проектам решений осуществляется Департаментом технического регулирования и аккредитации, созданным при Евразийской экономической комиссии.
– В действие вступил техрегламент ЕАЭС «Пищевая продукция в части ее маркировки», что особенного привносится этим в оборот продуктов питания в рамках ЕАЭС?
– Он устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
Согласно техрегламенту, маркировка пищевой продукции – информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать наименование пищевой продукции; ее состав; количество; дату изготовления; срок годности; условия хранения; наименование и место нахождения изготовителя, а также в случаях, установленных техрегламентом, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера; рекомендации и (или) ограничения по использованию; показатели пищевой ценности; сведения о наличии компонентов, полученных с применением ГМО; единый знак обращения продукции на рынке государств – членов союза.
– Для чего нужна маркировка товаров в целом?
– Та продукция, которая прошла оценку соответствия и соответствует требованиям технических регламентов ЕАЭС, обращается на рынке всех стран – участниц союза без необходимости дополнительного переоформления или принятия национального документа об оценке соответствия. Для этого в республике сформирована полноценная сеть аккредитованных испытательных лабораторий и сертификационных центров.
Маркируется она единым знаком обращения продукции на рынке союза.
Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС определена процедура введения маркировки товаров на уровне союза. Это соглашение позволяет упростить процедуры трансграничной торговли в рамках ЕАЭС и за счет автоматизации процессов обмена сведениями о сделках между участниками оборота товаров увеличить внешнеторговый оборот государств – членов ЕАЭС.
Расскажу на примере шуб и меховых изделий. Почти все страны союза реализовали пилотные проекты по маркировке шуб и меховых изделий с последующим прослеживанием (Армения подключится по мере готовности). При этом, по данным Министерства финансов РК, в нашей стране эффект от маркировки и прослеживаемости шуб и меховых изделий получен положительный. Рост импортеров в 2018 году увеличился вдвое, сумма налога со всех участников оборота увеличилась в 2,5 раза.
– Что экспортирует наша страна из перечня товаров, подлежащих маркировке?
– Перечень товаров подлежащих маркировке, в настоящее время не определен. Этому будут предшествовать процедура согласования на уровне ЕАЭС, одобрение всех стран, проведение пилотных проектов на национальном уровне и другие мероприятия.
– Каковы планы национальной системы техрегулирования в среднесрочном периоде?
– Мы созрели для эффективного функционирования интеграционного объединения и скорейшего достижения основных целей союза. На мой взгляд, пришла пора обозначить «интеграционный горизонт» и глубину интеграционных процессов в сфере технического регулирования и метрологии.
В сфере технического регулирования обеспечивать развитие сформированной системы единого рынка продукции целесообразно, исходя из экономического и производственного потенциала государств-членов. Важно обеспечить реализацию системы технического регулирования с учетом направлений развития промышленности государств-членов. Дальнейшая интеграция в сфере технического регулирования подразумевает реализацию всех принятых актов.
Целесообразно осуществлять работу по выявлению возможных новых направлений, для которых необходимо внедрение единого обязательного технического регулирования на пространстве союза.
Учитывая, что в сферу обязательного регулирования в рамках союза входит исключительно продукция, которая включена в единый перечень, то по итогам данной работы единый перечень продукции может быть дополнен новыми сферами регулирования. Важнейший инструмент технического регулирования – аккредитация, то есть подтверждение компетентности органов, производящих оценку соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В каждом государстве – члене союза функционирует национальная система аккредитации. Но в условиях единого рынка товаров нам необходимо гармонизировать законодательства государств – членов союза, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие органов по аккредитации. Так сформируется полное взаимное доверие государств-членов к результатам оценки соответствия, достижения сопоставимости результатов испытаний и их прослеживаемости.
В сфере стандартизации – максимально увеличить уровень обеспеченности технических регламентов межгосударственными стандартами. В дальнейшем формировать систему межгосударственных стандартов, требования которых направлены на повышение качества продукции. При консолидированной позиции государств-членов мы можем продвигать продукцию на экспорт со знаком «сделано в ЕАЭС».
В сфере метрологии целесообразно совместно обеспечить требования техрегламентов стандартными методиками (методами) измерений; создать систему референтных оценок; метрологически обеспечить единый рынок ресурсов государств-членов.
При этом надо понимать, что развитие данной сферы не должно ограничиваться только рамками обязательных требований технических регламентов союза и государств – членов союза, но также должно быть нацелено на развитие «добровольной сферы» как в традиционных, так и в перспективных направлениях экономики, с комплексным использованием всех элементов инфраструктуры качества. Инфраструктура качества в свою очередь позволит системно решать целый комплекс задач: государства – производителя – потребителя.
То есть настало время выстраивать полноценную инфраструктуру качества союза и приступить к мерам, которые сделают узнаваемым продукцию «Сделано в ЕАЭС».