То взлет, то посадка…

16199
Сергей Наговицын

Новый военно-транспортный самолет А400М осуществил десантирование журналистов

Фото: Kazpravda.kz / Юрий Беккер

Сказать, что этот самолет внешним и внутренним видом больше похож на космический шаттл, нежели на лайнер, явно недостаточно. Он вообще производит впечатление гостя из будущего. Новейшие композитные материалы, современная электроника, гидро- и пневмоприводы – все это просто кричит о том, что военная техника опережает время за счет уникальных технологий и ноу-хау.

Попадая внутрь, будто оказываешься в салоне «Сокола тысячелетия» из «Звездных войн». При этом здесь нет ничего лишнего. Вдоль бортов – два ряда подвесных легких сидений, в сверкающем полу через каждые полметра установлены крепления для такелажа, которые захватывают гидравлическую выдвижную рампу.

Освещение преимущественно искусственное – количество иллюминаторов и смотровых окон сведено к минимуму, но они все же присутствуют и при этом дают необходимый обзор того, что происходит за бортом. В модуль управления, который находится, условно, на втором этаже, ведет прямая лестница. А там – просто чудеса современного технического совершенства, которым бы позавидовали и Люк Скайуокер, и, может быть, даже сам создатель «Звезды смерти».

– Вооруженным силам необходимы современные средства для быстрого и гибкого решения поставленных задач, и данный самолет позволяет эти задачи решать. Он имеет большую грузоподъемность и возможность для переброски как десантным, так и посадочным способом большого количества личного состава – до 120 человек, – рассказывает старший офицер отдела воздушно-десантной подготовки управления командующим Десантно-штурмовыми войсками Вооруженных сил РК подполковник Руслан Шажалиев. – Кроме того, он способен доставить в нужную точку на любые аэродромы необходимую технику и вооружение. Может приземляться и взлетать с полос до 900 метров как на грунтовом покрытии, так и с оборудованных площадок.

И вот наступает «момент истины». Борт обслужен. Спецмашины отъезжают. Сидим в ожидании разбега и взлета. Считаю секунды. Насчитал двадцать – отрыв. Все пассажиры пристегнуты четырехточечными ремнями безопасности. Набор высоты. Позже, когда погаснут табло, журналистам и операторам в качестве исключения разрешат подняться в кабину пилотов.

А там… реальный космолет с самыми современными приборами. Сам борт – летающая крепость! Экипаж даже в случае потери связи с командованием способен самостоятельно найти точку для приземления как в штатной, так и в нештатной ситуации, решить поставленную боевую задачу, при этом сохранив технику.

Полет от Алматы до военного аэродрома Талдыкоргана занимает минут 20–25. После взлета таб­ло «Пристегните ремни» гаснет, и нам уже можно передвигаться по салону, хотя борт еще продолжает набирать высоту.

После приземления и швартовки группа журналистов выходит через открытый гидравлическими приводами задний швартовый портал. Остаемся на земле, а борт продолжает выполнять поставленные перед ним технические задачи: снова взлет, отрыв от земли, следование обозначенным курсом и опять посадка. И так 14 раз подряд!

Нас сразу предупредили: кто захочет остаться на борту, тому придется испытать все прелести перегрузок, которые испытывают пилоты. Без соответствующей тренировки желудочно-кишечный тракт обычного нетренированного человека входит в состоя­ние стресса, и это обязательно вызовет негативную реакцию организма.

Поэтому за маневрами авиа­лайнера мы наблю­дали с земли и реально восхищались уровнем пилотирования. Вот А400М взлетает, делает круг, заходит на посадку. Шасси филигранно касаются взлетной полосы одновременно в трех точках, и тут же самолет снова уходит на взлет.

Тренировочные полеты – это часть программы обучения экипажа. К слову, на борту и по сей день присутствуют специалисты компании, поставившей в Казахстан самолет.

– Местная авиационная база находится недалеко от места базирования самолета А400М. Транспортный узел Алматы постоянно загружен, и высшее руководство приняло решение проводить учебно-тренировочные полеты именно на аэродроме Талдыкоргана, так как местные условия позволяют решать практи­ческие задачи, – объясняет командир авиабазы Абдымажит Джанахметов. – Радиотехничес­кое обеспечение, характеристики летного поля, которое недавно было отремонтировано, позволяют выполнять учебно-тренировочные полеты именно таких типов воздушных судов. В настоящее время самолет отрабатывает взлет-посадку, полеты по кругу и по маршруту. С момента прибытия в Казахстан 5 декабря 2024 года он выполняет основную часть полетов именно здесь. Буквально на прошлой неделе в самолет в соответствии с его характеристиками загрузили два БТР (два «Арлана»), борт вылетел на аэродром в Балхаше и вернулся обратно. Задача была выполнена успешно.

Абдымажит Джанахметов еще в училище начинал летать на Як-18Т, потом – на Л-39. Уже здесь, на базе, осваивал МиГ-23 и МиГ-27. Когда происходило перевооружение, одним из первых летал на Як-130 и Су-30. К слову, неписаное правило авиации гласит, что командовать авиабазой должен только действующий пилот. Командир как первое лицо отвечает за каждый взлет и посадку.

...Завершив полетное задание, экипаж снова швартуется на исходной точке. Журналисты возвращаются в чрево махины. Секунды до отрыва и... в обратный путь. Путешест­вие назад заняло больше времени, так как на посадку в Алматы пришлось ждать очередь, уступая полосу гражданским судам. Но в итоге борт приземлился под овации пассажиров. Настолько мягкой посадки лично я не припомню за всю историю путешествий на гражданских судах.

– У нас не бывает простых полетов, – рассказывает командир литерного отряда авиационной эскадрильи военно-транспортной авиации подполковник Асылбек Жумабаев. – К каждому надо готовиться, как к первому. Летчики учатся всю жизнь, постоянно совершенствуются. У нас говорят: если летчик сказал, что он ас, значит, ему пора на пенсию.

Новому лайнеру еще предстоит адаптирование к принятым на вооружение системам десантирования как личного состава, так и техники, к новым непривычным условиям эксплуатации, где воздушное судно способно проявить себя лучшим образом. А в недалеком будущем нас ждет еще один такой же высокотехнологичный лайнер.

А400М может заменить по задачам за один полет шесть самолетов серии С-295, уверяют пилоты. Максимальная нагрузка – до 37 тонн, способен перевозить бронированную технику и десант. А самое главное – он сертифицирован летать за границу, в том числе в дальнее зарубежье, обеспечивая казахстанские миссии собственным транспортом, без оглядки на иностранные силы при выполнении миротворческих операций и оказании помощи в любых международных операциях.

Популярное

Все
Год перемен для Баянаула
Десять новых горных маршрутов обустроят в Алматы
Сфера спорта претерпит серьезные изменения
85% марганца добывали на Жездинских месторождениях
Победила врага хрупкая женщина
Свадебный переполох в Доме мамы
Кызылжар встает на крыло
Время добрых дел
Указ Главы государства об освобождении от должности
Здоровья вам, фронтовики!
В начале была музыка
Указ Главы государства о назначении
Победа, растопившая лед равнодушия
Здоровье не купишь?
С огнем шутить опасно!
Полвека в профессии
Оттаиваем и оживаем
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Юные исследователи на пути к открытиям
Инвестпроекты по развитию дорог рассмотрели в Правительстве РК
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Ставить и достигать цели
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Боевой путь пулеметчика
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
«Замандас 21»: там, где царят любовь и забота
Изменения в «Барысе» и феноменальный рекорд Овечкина
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
Токаев прибыл в Шымкент
Незнание законов не освобождает от... профессии
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Крупные инвестпроекты KEGOC, Казахтелекома и Самрук-Энерго рассмотрели в кабмине
О резкой смене погоды предупредили казахстанцев
Когда воде требуется особое разрешение
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области
Плачевное состояние автодорог вызвало резкую критику депутатов
Ученики NIS победили в конкурсе NASA
За второй хлеб – первый спрос
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Точкой роста должен стать туризм
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте

Читайте также

Лесной барабанщик
В столице прошел ежегодный зимний фестиваль «Бұрқасын-2025»
105-летие «Казахстанской правды» отметили в столице
Редкие породы собак представили на международной выставке «…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]