​Три ветви власти и Основной закон

26065
Аманжол Нурмагамбетов, член Конституционного совета РК

Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви как политико-правовая концепция сформировалась в эпоху европейских буржуазных революций ХVII – ХVIII веков на базе учений англичанина Джона Локка и француза Шарля Монтес-кье. Они рассматривали разделение государственной власти на три ветви как гарантию недопущения злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было. Другой французский мыслитель – Жан Жак Руссо – полагал, что власть не может быть разделена, то есть государственная власть и суверенитет должны принадлежать народу в лице народного собрания или иного представительного органа. В последующем эта идея Руссо нашла отражение, в частности, в советских конституциях, в которых было закреплено, что вся власть принадлежит народу в лице совета народных депутатов, основанная на концепции о советах, как работающей корпорации, осуществляющей одновременно законодательную, исполнительную и контрольную функции.

Концепция разделения властей в течение двух с половиной веков внедрилась в правовые системы многих государств. Система органов государственной власти по принципу разделения властей включена и в конституции большинства монархических государств, Безусловно, в данном случае разделение властей носит условный характер, и ни о какой самостоятельности, присущей ветвям власти, речи не идет, но в целях улучшения эффективности государственного управления созданы законодательные, исполнительные органы, а также суды, и над ними стоит монарх, которому подвластны все государственные органы.

При всем своем многообразии государственного устройства, форм правления в тех или иных странах соблюдаются общие правовые установки, позволяющие говорить о реализации вышеназванной концепции. Это: во-первых, четкое законодательное наделение полномочиями каждой из ветвей власти, позволяющими им быть самостоятельными и независимыми; во-вторых, установление правовых ограничений в отношениях между ветвями власти; в-третьих, определение правовых пределов влияния одной ветви власти на другую. Все это создает благоприятные условия для формирования системы сдержек и противовесов и способствует согласованному управлению государством. Вместе с тем мировая практика, да и собственный казахстанский опыт первых лет становления государственности, показывает, что распределение полномочий, особенно между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти, должно быть оптимальным и сбалансированным.

При этом перераспределение отдельных полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти – обычная мировая практика. В то же время повышенная концентрация властных полномочий в руках одной из ветвей государственной власти (часто ей несвойственной) в ущерб другой неминуемо приводит к снижению управляемости. Так, после распада СССР большинство вновь образованных государств столкнулось со все-властием советов и, соответственно, противостоя­нием между ветвями власти. Из новейшей истории известно, что в ряде постсоветских стран в тот период пролилась кровь, прежде чем ситуация нормализовалась.

Глобализация, усложнение общественных отношений требуют постоянного совершенствования системы государственного управления, и в настоящее время во многих демократических странах, наряду с классическими тремя ветвями власти, функционируют другие государственные органы, которые не вписываются в концепцию разделения властей. Перечень и полномочия таких органов в каждом государстве имеют свои особенности, но их объединяет одно: они не входят ни в одну из ветвей власти. В Республике Казахстан к ним относятся Конституционный совет, Высший судебный совет, прокуратура, Национальный банк, Центральная избирательная комиссия, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета и ряд других. Каждый из этих государственных органов наделен специальными полномочиями, а принятые ими решения оказывают существенное влияние на социально-экономическую, общественно-политическую жизнь нашей страны.

Исходя из этого, возникает вопрос: а не устарело ли деление государственной власти только на три ветви? Может быть, целесообразно было бы юридически признать четвертую, а то и пятую, шестую и так далее ветви власти? К примеру, в мировой практике выделяются учредительная, избирательная, контрольная, техническая и иные ветви власти, а некоторые из них закреплены в конституциях ряда стран. В век небывалого развития информационных технологий во многих государствах, учитывая высокий уровень воздействия на общественное сознание, к четвертой ветви власти относят средства массовой информации. Конечно, можно на конституционном уровне закрепить так называемые нетрадиционные ветви власти, но дело в том, что они реально таковыми не станут, так как выполняют все же прикладную, вспомогательную роль и являются вторичными по отношению к законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти. Полагаем, что только классическая триада способна сохранить единство государственной власти и эффективно использовать систему сдержек и противовесов.

В Республике Казахстан впервые принцип разделения властей был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Согласно ей государственная власть в республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежит Верховному Совету Казахской ССР, Президент является Главой респуб­лики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью. Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду Казахской ССР. Данное концептуальное положение нашло отражение в Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года.

В первой Конституции независимого Казахстана 1993 года также был закреплен принцип разделения властей, в соответствии с которым государственные органы в рамках своих полномочий были самостоятельными, взаи­модействуя с использованием системы сдержек и противовесов. С точки зрения демократизации казахстанского общества и формирования правового государства данная норма предстала вполне плодотворной, но на практике она оказалась недостаточно конструктивной. Дело в том, что Конституция 1993 года принималась в исключительно сложной общественно-политической обстановке, связанной с противостоя­нием Верховного Совета, сформированного еще при советской власти, и нарождающимся институтом Президента. Разработка, обсуждение и принятие Конституции сопровождались постоянным поиском компромиссных решений и формулировок. Поэтому было закономерным принятие на всенародном референдуме 30 августа 1995 года новой Конституции.

В действующем Основном законе основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан в соответствии с ее Конституцией являются: общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Народ осуществляет власть непосредственно через респуб­ликанский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Государственная власть едина и осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Как видно, в Основном законе Казахстана констатируется, что государственная власть едина, соответственно в государстве не может быть двух и более государственных влас­тей. Единство государственной власти означает, что созданные на базе Конституции государственные органы имеют единую правовую природу, руководствуются конституционными принципами, и их деятельность направлена на достижение общих целей. Как подчеркивают зарубежные правоведы, Конституция Респуб­лики Казахстан учитывает современные представления о совместимости единства и разделения властей, которые не исключают друг друга, а, наоборот, являются взаимодействующими и взаимодополняющими.

Одна из сильных сторон Основного закона нашей страны – правовое обеспечение баланса интересов между ветвями государственной власти, не допускающего в определенных ситуациях неоправданного усиления одной из них. В сегодняшних условиях законодательная, исполнительная и судебная ветви государственной власти самостоятельны, но в то же время взаимодействуют между собой и осуществляют свои функции в рамках предоставленных Конституцией полномочий.

Согласно Конституции, в иерархии органов государственной власти страны особое положение занимает Президент Респуб­лики Казахстан. Он является Главой государства, его высшим должностным лицом, символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Естественно, возникает вопрос о его принадлежности к какой-либо ветви власти. В Основном законе страны прямо закреплено, что Президент республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Таким образом, Президент страны не только не входит ни в одну из ветвей государственной власти, а возвышается над ними, выступая своего рода арбитром высшей инстанции. В связи с этим уместно подчерк­нуть, что укрепление полномочий Главы государства – современная общемировая тенденция. Классическим примером может служить Конституция Франции 1958 года, предоставившая Президенту обширные полномочия. В результате избранный Президентом генерал Шарль де Голль вывел страну из глубочайшего политического и экономического кризиса.

Изучение истории возникновения и становления государственности нашей страны однозначно подтверждает, что Казахстан с его огромной территорией, специфическими климатическими условиями, особенностями экономического развития регионов, многонациональным и многоконфессиональным составом населения, нарастанием внешних угроз и другими факторами способен развиваться эффективно при наличии сильной централизованной государственной власти. Следует особо отметить, что Конституцией 1995 года все эти аспекты были учтены, и казахстанский опыт строительства унитарного государства с президентской формой правления уникален. Сегодня Казахстан динамично развивающееся государство, полноправный член мирового сообщества. В этом огромная заслуга Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича­ Назарбаева.

Согласно Конституции, Елбасы определяет главные направления внутренней и внешней политики государства и осуществляет иные полномочия, возложенные на него Основным законом. Он не вмешивается в повседневную деятельность государственных органов и должностных лиц. Вместе с тем Глава государства четко отслеживает ситуацию внутри страны и за ее пределами и при необходимости принимает адекватные меры. Остановлюсь только на двух событиях последнего времени. Как известно, в нашей стране имела место дискуссия, связанная с земельными отношениями. Конструктивные действия Лидера нации по данному вопросу с привлечением казахстанской общественности и самых широких слоев населения, особенно тех, кто работает на земле, привели к заключению, которое устраивает все заинтересованные стороны. Второе. Это исключительно созидательная роль Елбасы в налаживании отношений между Турцией и Россией. Уверен, что политические и дипломатические шаги Главы нашего государства по разрешению конфликта между близкими Казахстану странами навсегда останутся в анналах мировой истории.

Избранная нашей страной конституционная модель вобрала в себя лучшие образцы мирового конституционализма, с учетом современных казахстанских реалий. За более чем двадцатилетний период своего функционирования Основной закон Казахстана обеспечивает тесную взаи­мосвязь между человеком, обществом, государством и служит надежным юридическим фундаментом устойчивого развития казахстанского общества и государства. 

Популярное

Все
Десятое дыхание
Есть у девушки мечта
Дофаминовое счастье: как не угодить в ловушку зависимости
Вход в «особый» мир открыт
Где совесть?
Безглютеновая диета нужна единицам, а запреты на сахар и жиры могут ухудшить ваше состояние
Фонтаны – душа Шымкента
Аманша Мендыгалиев – достойный пример для молодежи
Ветеран войны – создатель музея
Палитра времени
Зимовка Букаша
Жизнь, посвященная труду
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Карин провел встречу с заместителем завотделом пропаганды ЦК Компартии Китая
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
Память, звучащая в Слове
В Уральске реконструируют набережную
Единый ваучер на кружки и секции для детей начнут выдавать в Казахстане
Иностранку задержали в аэропорту Алматы
Магди Макулов: богослов и кази
На землях гослесфонда Восточного Казахстана продолжают восстановительные работы
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Токаев: "Память о миллионах безвинных жертв тоталитаризма священна, поэтому крайне важно, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись"
Глава государства направил телеграмму поздравления Президенту Хорватии
Министры экономики и торговли Центральной Азии и Китая встретились в Астане
Творчество без дублей
О чем расскажет Белкарагай
Расстрелы в Лисьей балке. В 1930-е годы прошлого столетия ужесточились гонения на духовенство
Дети Карлага
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком

Читайте также

Полицейские Жетысу изъяли 54 кг наркотиков
Реконструируют шесть вокзалов
Верховный суд разъяснил порядок
Паралимпийцы приняли участие в экоакции

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]