
Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви как политико-правовая концепция сформировалась в эпоху европейских буржуазных революций ХVII – ХVIII веков на базе учений англичанина Джона Локка и француза Шарля Монтес-кье. Они рассматривали разделение государственной власти на три ветви как гарантию недопущения злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было. Другой французский мыслитель – Жан Жак Руссо – полагал, что власть не может быть разделена, то есть государственная власть и суверенитет должны принадлежать народу в лице народного собрания или иного представительного органа. В последующем эта идея Руссо нашла отражение, в частности, в советских конституциях, в которых было закреплено, что вся власть принадлежит народу в лице совета народных депутатов, основанная на концепции о советах, как работающей корпорации, осуществляющей одновременно законодательную, исполнительную и контрольную функции.
Концепция разделения властей в течение двух с половиной веков внедрилась в правовые системы многих государств. Система органов государственной власти по принципу разделения властей включена и в конституции большинства монархических государств, Безусловно, в данном случае разделение властей носит условный характер, и ни о какой самостоятельности, присущей ветвям власти, речи не идет, но в целях улучшения эффективности государственного управления созданы законодательные, исполнительные органы, а также суды, и над ними стоит монарх, которому подвластны все государственные органы.
При всем своем многообразии государственного устройства, форм правления в тех или иных странах соблюдаются общие правовые установки, позволяющие говорить о реализации вышеназванной концепции. Это: во-первых, четкое законодательное наделение полномочиями каждой из ветвей власти, позволяющими им быть самостоятельными и независимыми; во-вторых, установление правовых ограничений в отношениях между ветвями власти; в-третьих, определение правовых пределов влияния одной ветви власти на другую. Все это создает благоприятные условия для формирования системы сдержек и противовесов и способствует согласованному управлению государством. Вместе с тем мировая практика, да и собственный казахстанский опыт первых лет становления государственности, показывает, что распределение полномочий, особенно между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти, должно быть оптимальным и сбалансированным.
При этом перераспределение отдельных полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти – обычная мировая практика. В то же время повышенная концентрация властных полномочий в руках одной из ветвей государственной власти (часто ей несвойственной) в ущерб другой неминуемо приводит к снижению управляемости. Так, после распада СССР большинство вновь образованных государств столкнулось со все-властием советов и, соответственно, противостоянием между ветвями власти. Из новейшей истории известно, что в ряде постсоветских стран в тот период пролилась кровь, прежде чем ситуация нормализовалась.
Глобализация, усложнение общественных отношений требуют постоянного совершенствования системы государственного управления, и в настоящее время во многих демократических странах, наряду с классическими тремя ветвями власти, функционируют другие государственные органы, которые не вписываются в концепцию разделения властей. Перечень и полномочия таких органов в каждом государстве имеют свои особенности, но их объединяет одно: они не входят ни в одну из ветвей власти. В Республике Казахстан к ним относятся Конституционный совет, Высший судебный совет, прокуратура, Национальный банк, Центральная избирательная комиссия, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета и ряд других. Каждый из этих государственных органов наделен специальными полномочиями, а принятые ими решения оказывают существенное влияние на социально-экономическую, общественно-политическую жизнь нашей страны.
Исходя из этого, возникает вопрос: а не устарело ли деление государственной власти только на три ветви? Может быть, целесообразно было бы юридически признать четвертую, а то и пятую, шестую и так далее ветви власти? К примеру, в мировой практике выделяются учредительная, избирательная, контрольная, техническая и иные ветви власти, а некоторые из них закреплены в конституциях ряда стран. В век небывалого развития информационных технологий во многих государствах, учитывая высокий уровень воздействия на общественное сознание, к четвертой ветви власти относят средства массовой информации. Конечно, можно на конституционном уровне закрепить так называемые нетрадиционные ветви власти, но дело в том, что они реально таковыми не станут, так как выполняют все же прикладную, вспомогательную роль и являются вторичными по отношению к законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти. Полагаем, что только классическая триада способна сохранить единство государственной власти и эффективно использовать систему сдержек и противовесов.
В Республике Казахстан впервые принцип разделения властей был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Согласно ей государственная власть в республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежит Верховному Совету Казахской ССР, Президент является Главой республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью. Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду Казахской ССР. Данное концептуальное положение нашло отражение в Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года.
В первой Конституции независимого Казахстана 1993 года также был закреплен принцип разделения властей, в соответствии с которым государственные органы в рамках своих полномочий были самостоятельными, взаимодействуя с использованием системы сдержек и противовесов. С точки зрения демократизации казахстанского общества и формирования правового государства данная норма предстала вполне плодотворной, но на практике она оказалась недостаточно конструктивной. Дело в том, что Конституция 1993 года принималась в исключительно сложной общественно-политической обстановке, связанной с противостоянием Верховного Совета, сформированного еще при советской власти, и нарождающимся институтом Президента. Разработка, обсуждение и принятие Конституции сопровождались постоянным поиском компромиссных решений и формулировок. Поэтому было закономерным принятие на всенародном референдуме 30 августа 1995 года новой Конституции.
В действующем Основном законе основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан в соответствии с ее Конституцией являются: общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Государственная власть едина и осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Как видно, в Основном законе Казахстана констатируется, что государственная власть едина, соответственно в государстве не может быть двух и более государственных властей. Единство государственной власти означает, что созданные на базе Конституции государственные органы имеют единую правовую природу, руководствуются конституционными принципами, и их деятельность направлена на достижение общих целей. Как подчеркивают зарубежные правоведы, Конституция Республики Казахстан учитывает современные представления о совместимости единства и разделения властей, которые не исключают друг друга, а, наоборот, являются взаимодействующими и взаимодополняющими.
Одна из сильных сторон Основного закона нашей страны – правовое обеспечение баланса интересов между ветвями государственной власти, не допускающего в определенных ситуациях неоправданного усиления одной из них. В сегодняшних условиях законодательная, исполнительная и судебная ветви государственной власти самостоятельны, но в то же время взаимодействуют между собой и осуществляют свои функции в рамках предоставленных Конституцией полномочий.
Согласно Конституции, в иерархии органов государственной власти страны особое положение занимает Президент Республики Казахстан. Он является Главой государства, его высшим должностным лицом, символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Естественно, возникает вопрос о его принадлежности к какой-либо ветви власти. В Основном законе страны прямо закреплено, что Президент республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Таким образом, Президент страны не только не входит ни в одну из ветвей государственной власти, а возвышается над ними, выступая своего рода арбитром высшей инстанции. В связи с этим уместно подчеркнуть, что укрепление полномочий Главы государства – современная общемировая тенденция. Классическим примером может служить Конституция Франции 1958 года, предоставившая Президенту обширные полномочия. В результате избранный Президентом генерал Шарль де Голль вывел страну из глубочайшего политического и экономического кризиса.
Изучение истории возникновения и становления государственности нашей страны однозначно подтверждает, что Казахстан с его огромной территорией, специфическими климатическими условиями, особенностями экономического развития регионов, многонациональным и многоконфессиональным составом населения, нарастанием внешних угроз и другими факторами способен развиваться эффективно при наличии сильной централизованной государственной власти. Следует особо отметить, что Конституцией 1995 года все эти аспекты были учтены, и казахстанский опыт строительства унитарного государства с президентской формой правления уникален. Сегодня Казахстан динамично развивающееся государство, полноправный член мирового сообщества. В этом огромная заслуга Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Согласно Конституции, Елбасы определяет главные направления внутренней и внешней политики государства и осуществляет иные полномочия, возложенные на него Основным законом. Он не вмешивается в повседневную деятельность государственных органов и должностных лиц. Вместе с тем Глава государства четко отслеживает ситуацию внутри страны и за ее пределами и при необходимости принимает адекватные меры. Остановлюсь только на двух событиях последнего времени. Как известно, в нашей стране имела место дискуссия, связанная с земельными отношениями. Конструктивные действия Лидера нации по данному вопросу с привлечением казахстанской общественности и самых широких слоев населения, особенно тех, кто работает на земле, привели к заключению, которое устраивает все заинтересованные стороны. Второе. Это исключительно созидательная роль Елбасы в налаживании отношений между Турцией и Россией. Уверен, что политические и дипломатические шаги Главы нашего государства по разрешению конфликта между близкими Казахстану странами навсегда останутся в анналах мировой истории.
Избранная нашей страной конституционная модель вобрала в себя лучшие образцы мирового конституционализма, с учетом современных казахстанских реалий. За более чем двадцатилетний период своего функционирования Основной закон Казахстана обеспечивает тесную взаимосвязь между человеком, обществом, государством и служит надежным юридическим фундаментом устойчивого развития казахстанского общества и государства.