Цыганское счастье

3335
Жубаныш Байгуринов

Степь. Кибитка. Табор. Примерно такое представление складывается у многих из нас, когда речь заходит о цыганах. Об этой диаспоре в былые времена было очень мало сведений. Считалось, что это малочисленный свободолюбивый народ, кочующий с одного места на другое. Мол, таков его образ жизни. В конце 70-х, помню, вышел на экраны первый фильм о цыганах, и уже тогда олицетворением стал для всех яркий образ цыгана Будулая, странствующего по просторам бывшего Союза в послевоенное время. Роль его блестяще сыграл известный киноактер Михай Волонтир. Так вот во многом о цыганах судили именно по этому фильму. Увы, сей стереотип остался в умах у многих и сегодня, а посему жизнь этой диаспоры по истечении времени обросла всякими небылицами. А как на самом деле?

– Все это давно уже в прошлом, – улыбается Елена Дмитриева, руководитель этнокультурного объе­динения «Цыганская диаспора» Актюбинской области. – В целом «цыгане» – это собирательный термин, им определяются различные этносы, которых ранее объединял похожий стиль жизни (кочевье, свобода, заработки пением или игрой на музыкальных инструментах). Но опять же – это было очень много лет назад, а времена меняются, меняются и люди, их стиль жизни.

Возглавляемое Еленой Васильевной объединение – пока единственное официально зарегистрированное по всему РК. Создано оно было по ее инициативе в 2011 году, и основной его целью является как раз таки ознакомление с культурой, обычаями, традициями этого этноса, а вместе с этим сломать затвердевший стереотип, неправильное, ложное представление в сознании большинства о цыганах. Как отметила Елена Дмитриева, в мире существует большое количество этносов цыган, у которых различное вероисповедание, разные законы, которые могут противоречить законам других цыганских сообществ. Причем у каждого из них своя специфика работы: кто-то занимается торговлей, кто-то – строительством. И конечно, среди цыган есть очень много достойных людей. В объединении сегодня насчитывается порядка 100 человек, где-то 10 семей. По вероисповеданию они христиане, называется этнос «русско рома». Все они с высшим образованием, работают, имеют свой частный бизнес, зарабатывают честным трудом, то есть никто без дела не сидит. У каждой семьи есть собственная крыша над головой. Цыгане, по сути, прекрасные строи­тели, это у них в крови – добротные дома для себя строят всегда своими силами, и помогают в этом дружно все родственники, друзья.

Сама Елена Васильевна родилась в селе Чемолган Каскеленского района Алматинской области. Улыбается: «Как видите, я из того же поселка, откуда родом и наш Первый Президент страны». Так уж сложилось, что в этих краях еще до революции кочевали, а потом осели ее предки. Пережили голод и холод, войну. Ее дядя Петр Дмитриев тоже воевал в Великую Отечественную, вернулся с фронта с наградами. В прошлом году Елена Васильевна побывала в родном селе и встретилась с проживающей там небольшой цыганской диаспорой. На встречу приехали даже те, кто когда-то уехал оттуда в Германию, Францию.

– Мы – самая малая народность, – говорит Елена Дмитрие­ва. – В 1971 году, когда в Лондоне состоялся 1-й съезд цыган, по всему миру нас насчитали тогда около миллиона. В Казахстане нас сегодня проживает порядка трех сотен семей.

Объединение стремится налаживать и расширять контакты с представителями этноса не только внутри РК, но и за рубежом. В 2016 году руководитель ЭКО ездила на Всемирный форум цыган в Грузию и оказалась единственным представителем этноса рома со всего Казахстана. Приехали на эту встречу представители из 25 стран: Англии, Франции, Польши, Германии, России и других. Тогда убедилась в том, что у всех разные диалекты и языки, да и по вероисповеданию также делятся на мусульман, католиков, буддистов, христиан. Практически у каждого этноса рома оказался свой уникальный диалект, и, чтобы ему научиться, нужно просто жить в этом сообществе. «Но главное, – считает Елена Васильев­на, – хотя нас отделял языковой барь­ер, мы чувст­вовали близкое родство. Таков закон цыганской ментальности, дружбы, где бы они ни находились. Главные качества – уважение к старшим, поч­тительность, верность».

Как Елена Дмитриева оказалась в актюбинских краях? Отец работал на станции Житикара Костанайской области, и семья переселилась туда. Окончив школу № 5, Елена Васильевна поступила в кооперативный техникум города Костаная. Освоила профессию работника торговли. Вернулась в Житикару и работала в райпотребсоюзе продавцом, товароведом. А в Актобе попала по воле судьбы: познакомилась с актюбинским парнем Виктором Дадусенко, который в то время работал составителем поездов в Аркалыке. Он и увез потом в Актобе. С переездом занялся своим частным бизнесом: пригонял машины из Тольятти, продавал. 25 лет назад его не стало. И Елене Васильевне самой пришлось поднимать на ноги маленьких детей. У нее 2 сына – Алексей и Виктор. Оба уже выросли, обзавелись семья­ми. У обоих смешанные браки. Алексей женился на русской Татьяне, а Виктор – на грузинке Яне. Сейчас у Алексея двое детей. Сыну Алексею – 6 лет, дочке Анастасии – 2,5 года. Сын ходит в садик. Алексей, как и отец, занимается покупкой-продажей машин. А Татья­на по специальнос­ти журналист. У Дадусенко есть и снохи – казашки. Майра с Атбасарского района Акмолинской области вышла замуж за двоюродного брата Елены Васильевны Михаила. У них нынче трое детей.

– Я горжусь, что родилась в Казахстане, – говорит Елена Дмитриева. – Казахи – народ добрый, гостеприимный, и мы всю жизнь живем с ними душа в душу, в согласии. Мои дети также ходили в казахский садик. Мы никогда не делили друг друга по национальности. Все пережили вместе. Дружили и дружим домами. Все цыгане хорошо понимают казахский язык, а многие говорят на нем. Владеют им и мой сын Алексей, деверь, дядя.

Как рассказывает Елена Василь­евна, к цыганам у казахов отношение уважительное, поскольку цыгане – народ добросовестный, благородный. Если они дружат, то не подведут ни в чем. Да и с казахами у цыган немало схожести в традициях и обычаях. У них так же по родам делятся, как у казахов, – по мужской ветви. Если девушка и юноша с одной родовой ветви, то они не имеют права жениться, хоть двоюродные, троюродные, пусть даже до седьмого колена. А по материнской линии можно, но и то на третьем и четвертом поколении. Иначе будут претензии и недовольство со стороны родственников. С этим у цыган строго. Елена Васильевна с рода «бурдюки», а ее сыновья – с «бабачи». При знакомстве они являются неотъем­лемым кодом близкого родства. В одном цыгане, допус­тим, в Алексее, течет кровь нескольких прадедов. До седьмого колена. Дедушки, бабушки, отца, матери… Для соблюдения закона родства своего внука бабушка намерена женить уже на цыганке, чтобы кровь не потерять, род не перевес­ти. И с маленького возрас­та дети к этому готовы. Дочку сына тоже за цыгана отдаст замуж. Схожесть культур наблюдается и в поддержании верховенства в семье, где младший уважает старшего, но старший никогда не обижает младшего. Еще один момент – это гостеприимство: если гость вошел в дом, даже если он враг, его принято накормить, напоить…

В году цыгане отмечают два основных праздника – Рождество и Пасху. Свадьбы проводятся также с соблюдением всех обрядов и обычаев. Сначала сторона жениха присматривается, а затем извещает семью будущей невес­ты, что сваты приедут знакомиться. Недавно из рода Елены Дмитрие­вой племянник женился. Она сама присмотрела хорошую невестку для него, а потом сватов направили. Три дня обхаживали порог дома родственников будущей невесты, пока не добились от них согласия, доказывая, что и жених вполне достойный. Смот­рины были. Посмотрели на жениха, на его родителей. Узнали по роду, кто они такие. Сообща решили: подходят. На четвертый день разрешили свататься. Помолвка была.

Особенность цыганского сватовства заключается и в самом обряде: к невесте сваты несут «древце» – это щедро украшенная ветвь дерева, на которую вывешивают драгоценные украшения, деньги, желательно в иностранной валюте, чтобы показать семье невесты, что семья жениха имеет средства для хорошей семейной жизни. Спрашиваю у Алексея, при сватовстве он таким же образом Татьяну обхаживал?

– Мы не сватались, – смеется. – Мы познакомились в кафе. Свадьбы не было как таковой. Пошли в загс и расписались. Старших всех собрал только. С ее стороны родст­венники тоже присутствовали. Теща у меня золотая, – говорит Алексей. – Конечно, она в первое время переживала, что ее дочка за цыгана замуж выходит. А потом, когда мы с ней познакомились ближе и стали общаться, она поняла, что мы нормальная, хорошая семья. И вот уже 7 лет вместе.

– У Алексея не было свадьбы, потому что в тот год мы женили Виктора, – добавляет Елена Василь­евна. – И две свадьбы в один год было сложно проводить. И к такому согласию пришли обе стороны.

А свадьбы у цыган проходят обычно шумно, весело, громко. По 200–500 гостей приглашают. Также ресторан заказывают, тамаду. Только вот по обычаю подарки несут только жениху и невесте. Дарят золото, украшения и деньги. Причем гости подходят к молодоженам и сразу же им на руки надевают драгоценности. Родственникам такие подарки дарить у цыган не принято. Жениха и невесту в фате, сидящих на коленях, благословляют иконой. На любых застольях, даже на дне рождения, мужчины сидят отдельно от женской половины. Но когда начинается веселье, пляшут все. Танцуют от мала до велика. На свадьбах чужой парень не имеет права подходить и приглашать на танец незнакомую женщину, допускать какие-либо вольности к ней, оскорбления просто недопустимы. Если женщина кому-то понравилась, то сразу говорят, что направят сватов.

Идиллия в доме также основана благодаря законам уважения старшего. Алексей говорит, что, так как отца нет, в семье за главную мама. Ее слово для всех – закон. Прежде чем принимать какое-то важное решение по возникшему вопросу, снохи советуются в первую очередь с ней. То есть как сказала мама, значит так и будет. Старшему никто не должен перечить. Уважение со стороны младших проявляется даже на таком примере: при маме Алексей никогда не закурит. Когда мы беседовали с Еленой Васильевной, он тихонько оделся и вышел на улицу. Спрашиваю при его маме: «Курить выходил?» Улыбается и молчит. Такое воспитание и культура.

Так что многие небылицы, придуманные про цыган, неправда. Вот, мол, говорят, что цыгане воруют детей, не скрывает возмущения моя собеседница. Откуда эта небылица родилась? В послевоенное время много было бездомных и сирот, и цыгане, когда кочевали, брали их к себе по доброте души. За чужим ребенком ухаживали, как за своим. Его в первую очередь накормят, а потом лишь своего дитя. Таков менталитет у цыган – не оставлять в беде чужого. А в обществе это воспринималось как воровство.

Еще один интересный момент. Как такового, выдуманного в обществе, барона и близко не было среди них, чтобы только ему подчиняться, – ломает еще один стереотип про цыган Елена Васильевна. Просто прозвище дают, и все, а так к старшим с особым почтением и уважением относятся. Приучают этому с малого детства. Малышей и женщин никто не должен обижать. Чужой мужчина не подойдет и слова не скажет, не то чтоб унизить или оскорбить. Да и женщина при мужчинах не имеет права вести себя вольно, тем более сквернословить, ругаться. И до сих пор эта традиция сохраняется. Что касается попрошайничества, то этот факт имеет место лишь среди цыган – выходцев из Афганистана, люли их зовут, считает Елена Дмитриева. Но у них такие законы, такой образ жизни. И что характерно, у себя на родине они живут нормально, в достатке, дома у них есть. А просить милос­тыню для этой категории лишь привычный уклад жизни.

– А в целом все цыгане – богатые люди, – говорит она. – И душой, и материально.

У нас нет такого, чтобы давить на человека, если тот сбивается с пути. Наоборот, 100 человек собираются, чтобы понять и помочь ему. У цыган не увидишь измены, предательства, потому что так воспитаны. У всех есть дом добротный. Лошадей держат, если возможности есть для этого, в селе живут. Если парень женился, ему в первую очередь родители, старшие стараются сообща построить дом или приобрести его. Скажем, сыновья Елены Васильевны также с помощью родственников обрели крышу над головой, как только обзавелись семьями.

Цыгане – народ музыкальный, творческий. При этнокультурном объединении действует не первый год ансамбль «ДЭШ» (в переводе «Десятка»). Когда его соз­давали, в нем было 10 человек. Алексей Дадусенко – его художест­венный руководитель. Он же певец и хореограф. В репертуаре народные песни как на цыганском, так и на русском языке. В их числе самые популярные – «Ратя калена» и «Дынти мангышлар». Недавно включил в репертуар и казахскую народную. По специальности Алексей инженер-проектировщик, еще и стоматолог. Виктор тоже инженер. Правда, работают они сейчас не по профессии, а заняты своим предпринимательским делом. Алексей при этом успевает преподавать в воскресной школе. Открыл он ее при средней школе № 12 города Актобе. Говорит, что в эти дни занятия временно приостановил, потому что дети по возрасту еще маленькие, а некоторые живут в поселке Ульке, откуда им трудно добираться. А так при школе числится свыше 60 детей. В объединении и дальше готовы развивать воскресную школу, хореографию, музыкальный ансамбль, есть намерение в будущем заняться коневодством. Ведь конь для цыган – настоящий символ, святое животное.

С 2011 года ЭКО, по словам Елены Васильевны, в первую очередь добилось стопроцентного наличия документов, удостоверяющих личность, у представителей этноса, проживающих в области. Для более чем 30 из них были восстановлены ранее утерянные документы, трудовые книжки и так далее. Есть у диаспоры еще одно заветное правило: не допустить при любых тяжелых жизненных ситуациях попадания детей из цыганских семей в детдома. Помогают оформить опекунство на близких родственников, чтобы дети жили в привычной им среде. Оказывает содействие объединение и в поступлении выпускников в вузы и профессиональные учебные заведения. Количество трудоустроенной молодежи также порядком увеличилось. К примеру, многие из них ныне стали прекрасными поварами в Актобе, имеют свои строительные бригады и успешно работают. Само объединение в тесном взаимодейст­вии со всеми 18 ЭКО области, ежегодно принимает активное участие во всех мероприя­тиях городского и областного масштаба, проводимых областной Ассамблеей народа Казахстана.

Популярное

Все
Казахстан занял первое место на молодежном чемпионате Азии по боксу
Десять тонн насвая сожгли в Астане
Дияс одержала первую за 2 года победу на турнире в Японии
Президент возложил цветы к монументу «Отан Ана»
Путинцева вошла в ТОП-4 по количеству побед на турнирах WTA-1000 в этом году
В Японии впервые в мире протестировали связь 6G
Государственный флаг Казахстана подняли на Голанских высотах
Две тысячи факелов изготовили в преддверии Олимпийских игр в Париже
Ученые расшифровали язык кашалотов
Столичной школе присвоили имя Рахимжана Кошкарбаева
Перевозившая школьников «ГАЗель» сгорела по дороге в Туркестан
Фильм «Лето 1941 года» бесплатно покажут в нескольких городах Казахстана
Казахстан в преддверии чемпионата мира по хоккею обыграл Великобританию
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Детей растить и Родину защищать
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Злые языки страшнее пистолета
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Урок на приусадебном участке
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
День единства народа Казахстана: сколько этносов проживают в республике
Освоить государственный язык под силу каждому – это демонстрируют активисты областного Дома дружбы
В Актобе у цыган есть свой шаңырақ
Пожилым – забота, молодым – «плюшки»
Как перевозят гуманитарные грузы для пострадавших от паводков по платным автотрассам
Семей: что показать туристам?
Президент поздравил казахстанцев с Днем единства народа Казахстана
Сборная Казахстана пробилась в финал Кубка мира по пулевой стрельбе
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

Казахстанский вуз признан самым лучшим в Центральной Азии
Сноровку формирует тренировка
Достойное служение праву
В Косшы открыли первый государственный спортобъект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]