У каждого дела – почерк особый

611
Марина Демченко
специальный корреспондент

Железнодорожники передают профессиональные навыки в своих семьях из поколения в поколение

фото Александра Жабчука

На железной дороге обыч­ное дело, когда члены одной семьи и даже представители разных поколений трудятся бок о бок или когда одни сменяют других.

– Общий трудовой стаж некоторых династий перевалил уже за несколько сотен лет. Каждое отделение дороги гордится свои­ми специалистами, фамилии которых у всех на слуху. Некоторые из них стали настоящими отраслевыми легендами. И закономерно, что семьи железнодорожников не раз становились победителями ежегодного рес­публиканского конкурса «Еңбек жолы». Сколько сейчас семей работают в КТЖ, мы, правда, давно не пересчитывали, – рассказала заведующая Центральным музеем АО «НК «Қазақстан темір жолы» Акмарал Молдашева. – Но мы полагаем, что наша нацкомпания в числе лидеров по количеству династий среди разных отраслей, ведь у нас трудятся свыше ста тысяч сотрудников. Потомственные железнодорожники вносят посильный вклад в развитие отрасли, и мы уверены, что крепкие семьи и преемственность поколений – залог успеха и процветания нашей компании.

В Центральном музее КТЖ несколько стендов и витрин рассказывают о семейных динас­тиях. Здесь хранятся фотографии, документы, награды, личные вещи железнодорожников. Подобные экспозиции, по словам Акмарал Молдашевой, есть и в 14 региональных музеях железной дороги.

– Основателями многих трудовых династий стали казахи, пришедшие сначала на строительство дорог, а потом освоившие работу путейцев, вагонников, дорожных мастеров. Вдоль дорог появлялись разъезды, строились станции. Дети просыпались и засыпали под стук колес и гудки паровозов. Если отец работал на железной дороге, других разговоров как о поездах, семафорах и рельсах в доме не было. Мужчины гордились своей профессией и передавали любовь к ней своим детям. Поэтому те с мальства мечтали работать, как отцы, на дороге, – говорит хранитель музея.

На стенде в виде генеалогического древа – известные на казахстанской железной дороге династии. Самые мощные ветки на этом древе преемственности поколений – семейские и кызыл­ординские.

978 лет – общий трудовой стаж династии Байсугуловых из Кызыл­орды. Они выходцы из поселка Мадениет Жалагашского района. Основали династию четверо Байсугуловых: Торемурат, Ахмет, Тажибай и Карбоз. Торемурат, старший из братьев, родился в 1903 году, когда в регионе прокладывали ветку Оренбург – Ташкент, ребенком он мечтал водить поезда и стал машинистом. Трое его сыновей – Орынбек, Дас­тан и Бухарбай – тоже водили тепловозы.

Ахмет, а впоследствии и его сын Орымбай трудились в локомотивном депо мастерами инструментального цеха – ремонтировали локомотивы. В третьем поколении Байсугуловых машинистами, ремонтниками, строи­телями, связистами, снабженцами и финансистами работали почти три десятка внуков и внучек. Сегодня на казахстанской железной дороге трудится четвертое поколение Байсугуловых, в том числе инспектор по сохранности вагонного парка вагонного депо города Кызылорды Мейрамбек Байсугулов, старший инженер-расшифровщик локомотивного депо города Кызылорды Гульнар Байсугулова, а всего 40 человек.

Большинство семейских динас­тий тоже зародились в 20–30-х годах прошлого столетия. По словам собеседницы, на Семейском отделении железной дороги больше других известны Амангельдиновы – более 800 лет они трудятся в железнодорожной сфере. Основатель династии Орыспек Амангельдинов свой трудовой путь начал в 1919-м строителем Турксиба. Работал путейцем-монтером, бригадиром, мастером, старшим дорожным мастером 30-й Матайской дистанции пути. Награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1951 году, орденом Ленина – в 1954-м, восемью медалями за образцовое и отличное содержание вверенного участка пути, знаком «Отличный путеец», грамотами и благодарностями.

Все 10 сыновей Орыспека Амангельдинова работали на железной дороге. Сегодня их дело продолжает Лейла Амангельдинова – железнодорожник в четвертом поколении. Она начала свой трудовой путь товарным кассиром, а сейчас работает главным менеджером департамента управления человеческими ресурсами НК «ҚТЖ». Всего же за всю историю в этой крепкой семье – 26 железнодорожников. В 2023 году Амангельдиновы выиграли республиканский конкурс «Еңбек жолы» в номинации «Лучшая трудовая династия».

– Основатель династии Керейбаевых – Азимхан Керейбайулы – подростком пришел работать на строительство Турксиба. За его плечами 49 лет службы на железной дороге. Его сын Мырзатай – Почетный железнодорожник – посвятил отрасли 44 года. Трудятся в Семейском отделении дороги внуки и правнуки Азимхана Керейбайулы, – продолжает Акмарал Молдашева.

Участник строительства Туркестано-Сибирской железной дороги Шаяхмет Сванбаев тоже стал родоначальником динас­тии железнодорожников. Его сыновья Ибрайхан, Советкан, Касымхан, Кенжехан и внуки Семейхан, Амангельды, Серик, Марат, Канат и Асет трудились или трудятся машинистами, монтерами путей, электромеханиками, дефектоскопистами.

По словам заведующей, в музее Семея хранятся документы и о семьях Акшаловых, Жолдобалиновых, Кротовских, Сарсембаевых. Но особенно хочется сказать о Тукубаевых – они уже в пятом поколении верны железной дороге. Совокупный стаж династии – более 635 лет!

Ее основатели – Маукен, Ильяс и Сыдык – в 30-х годах строили Турксиб. Затем Маукен Тукубаев был кондуктором поезда, дежурным по станции. В годы Великой Отечественной войны работал начальником станции, следил за обеспечением бесперебойной и безопасной доставки военных бое­припасов и продуктов питания на фронт. Его братья – Ильяс и Сыдык Тукубаевы – работали в дистанции пути.

– Много информации мы черпаем из книг Рымбека Турганбае­ва, Нигматжана Исингарина, Бейсена Шормакова. Повествуя об основных вехах развития железнодорожного транспорта в Казахстане, они обязательно писали о тех, кто своим созидательным трудом внес лепту в процветание страны. Именно по их инициативе начался сбор информации о семейных династиях, – уточнила хранитель музея у экспозиции, где выставлены книги, фотографии и личные вещи руководителей железных дорог 1958–1997 годов, заслуженных ветеранов труда, героев отрасли.

И это не случайно: Бейсен Шормаков сам из довольно известной на дороге фамилии. Его отец – Есим Шормаков – трудовой путь начал в 1928 году, когда пришел землекопом на строительство железной дороги в районе будущего поселка Сары-Озек, затем перешел в вагонники. Женился, в Отаре построил большой дом, в нем родились семеро Шормаковых – все они в будущем стали железнодорожниками.

В 1932–1933-м Есим перевез из аула семью брата Касыма Шормакова. Сын Касыма – Куанышбай – проработал 18 лет на дороге. Мурат – сын Куанышбая – и его супруга продолжили дело отца.

Сам Бейсен Есимович – почетный железнодорожник – прошел славный путь от дежурного по парку, поездного диспетчера до заместителя директора департамента железных дорог Министерства транспорта и коммуникаций. В 1998-м возглавил Центральный музей железнодорожного транспорта и руководил им долгие годы.

– Бейсен Есимович с радостью включился в работу по воссозданию исторического прошлого железных дорог в нашей стране. Занялся поиском документов в архивах, сбором экспонатов, разработкой экспозиций музея. Действующие макеты, показывающие работу железнодорожного узла, – тоже его затея. По его эскизам были выполнены и оформлены залы музея, – отметила Акмарал Молдашева.

Восемь внуков Есима Шормакова пришли на дорогу машинистами, электромеханиками, составителями поездов, дежурными по станции и вокзалу, проводниками. Трудиться на железной дороге продолжают и его правнуки.

Сейчас, к сожалению, молодых людей все меньше привлекает высокая стабильная заработная плата, соцпакет. Они боятся каж­додневной тяжелой ответственной работы. Это пробелы в воспитательной и профориентационной деятельности школ.

– У нас на железной дороге еще есть энтузиасты-труженики с большим практическим опытом, которые с удовольствием, даже после выхода на пенсию, становятся наставниками и своей любовью к профессии вдохновляют молодежь. Благодаря им и трудовым династиям в компании сохраняется преемственность поколений, передаются бесценный опыт и гордость за свою профессию, – резюмирует Акмарал Молдашева.

Популярное

Все
Токаев поздравил христиан с праздником Пасхи
Более трех тысяч человек посетили Дни культуры Казахстана в Армении
Неформальная встреча Токаева и Бердымухамедова состоится в Туркестане
Милад Карими стал двукратным победителем этапа Кубка мира
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Движение на двух проспектах Астаны ограничат в связи со строительством LRT
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Незнание законов не освобождает от... профессии
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области
Взорвавшая мировые чарты башкирская группа Ay Yola удостоена почетных званий
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Астана становится центром ивент-туризма
Казахстанские хирурги научились удалять опухоль молочной железы
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Рекордные заморозки зафиксировали в Турции
Спортивные звёзды Казахстана получат всемерную поддержку государства
В ВКО из-за дефицита сырья под вопросом оказалась реализация важных инвестпроектов
В Астане открылась выставка «Художник своего времени»
Более тысячи вывесок демонтировали в Астане
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике

Читайте также

Кузнечных дел мастер
С перспективой трудоустройства
Машинист – это звучит гордо
Работу двух заводов показали школьникам Кызылорды

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]