В Актобе проходят учебно-тренировочные полеты курсантов ВИСВО

1010
Фото пресс-службы Военного института Сил воздушной обороны

На учебном аэродроме «Хлебодаровка» Военного института Сил воздушной обороны проходят учебно-тренировочные полеты курсантов. Кто-то из них поднимается в небо впервые, а кто-то – готов сдать главный экзамен и самостоятельно управлять в небе боевой машиной, сообщает пресс-служба ВИСВО.

«Отлично» на земле – «Хорошо» в небе

24 курсанта Военного института Сил воздушной обороны готовы подняться в воздух. Весь учебный год они постигают тонкости теории, сдают экзамены, проходят врачебно-летную комиссию, все ради одной цели – получить допуск к полетам. Практика на факультете армейской авиации начинается в конце мая и продолжается целое лето. На учебном аэродроме «Хлебодаровка» готовят пилотов вертолетов Ми-8.

В программу подготовки входят вывозные полеты с инструктором, выполнение упражнений на висение, полеты по кругу, в зону и по маршруту. 12 курсантов выпускного курса уже готовятся сдать экзамены. Им не терпится приступить к самостоятельным полетам. С белой завистью на них смотрят младшие товарищи. Курсанты второго курса только приступили к вывозным полетам. В кабине вертолета им доверяют управлять лишь отдельными элементами боевой машины.

«Прежде, чем сесть за ручку управления вертолетом, обучаемые проходят курс наземной подготовки, где сначала сдают теоретическую часть, затем на тренажном вертолете демонстрируют летчику-инструктору готовность подняться в небо. Здесь до автоматизма отрабатываются все элементы действий в воздухе, а также в возможных экстремальных ситуациях: при особых действиях в полете и при вынужденном покидании вертолета. Лишь после этого – добро пожаловать на борт», - рассказывает заместитель командира авиационной эскадрильи учебного центра Военного института Сил воздушной обороны майор Вадим Чубачук. 

По его словам, в небе мелочей не бывает. Как только вертолет поднялся в воздух – все очень серьезно. Поэтому у пилотов есть выражение: небо отнимает один балл. Если на земле сдал экзамен на «Отлично», то в небе твердое «Хорошо».

Принимаю управление на себя

Как управлять вертолётом, можно было спросить у опытного пилота, но гораздо интереснее поговорить об этом с курсантом. Бауржан Сабырбаев - без пяти минут офицер. На его счету более пятидесяти часов налета, двадцать из них – вывозные полеты с инструктором и тридцать – самостоятельных. Бауржан признается, что уже уверенно чувствует себя в небе, тем более, что путь к нему был долгим и трудным. После 9 класса юноша поступил в карагандинскую специализированную школу, и только после нее - в Военный институт Сил Воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова.

«О небе я грезил с детства, - поделился сам Бауржан, - много читал о летчиках, смотрел фильмы, усиленно учил физику и математику, зная, что именно они важны при поступлении. Моим первым наставником был отец, сейчас он полковник запаса».

Вертолету Ми-8, на котором учатся летать курсанты факультета армейской авиации, подходит термин «рабочая лошадка современной авиации». Именно он стал базой для многих модификаций современных вертолетов. Данная модификация – логическое завершение перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. На нем установлены современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Ми-8 является наиболее распространенным в мире транспортным вертолетом. Полезная нагрузка – до 24 пассажиров, либо 12 носилок с сопровождающими, либо 4000 килограмм иного груза. Дальность полета - 950 километров при максимальной скорости 250 километров в час при максимальной высоте 5000 метров. Он же является мировым рекордсменом по количеству модификаций, которых насчитывается более сотни.

В кабине «рабочей лошадки» множество рычагов и кнопок, каждая из них несет важную функцию.

«Ручка управления определяет циклический шаг несущего винта, - начинает свой рассказ курсант Бауржан Сабырбаев, - с ее помощью пилот управляет вертолетом по крену и тангажу. Во время выполнения упражнения на висение, работа с ручкой управления напоминает балансирование на острие ножа. Каждое малейшее действие требует корректировки с другими органами управления. К примеру, чтобы увеличить скорость, нужно отдать ручку от себя, наклоняя машину вперед, при этом вертикальная составляющая в векторе тяги винта уменьшается и приходится увеличивать общий шаг (угол атаки лопастей), чтобы не потерять высоту».

20 часов, решающих судьбу

Настоящими летчиками не рождаются, ими становятся в результате упорных занятий и тренировок. Но самые важные в жизни будущего летчика - 20 часов вывозных полетов с инструктором. Именно они определяют, дано ли курсанту самостоятельно поднимать в небо боевую машину.

«Первое, чему мы учим – это распределение внимания. Садясь за ручку управления, пилот должен держать в голове множество параметров. Один из важнейших навыков управления вертолетом – правильный выбор направления взгляда. Курсантов учат взлетать и садиться, глядя на землю на расстоянии 5-15 метров перед собой. Это простая геометрия. Если смотреть дальше, то можно не заметить значительных колебаний высоты», - пояснил начальник учебно-авиационного центра Военного института Сил воздушной обороны подполковник Нурбол Салимбаев.

По словам опытного летчика, доверяют управление вертолетом курсанту постепенно. Сначала только ручку управления, затем только шаг, потом педали. В это время летчик-инструктор находится в кабине с обучаемым, и в любой момент готов исправить оплошность. После каждого подъема в воздух – разбор полетов. Инструктор указывает на ошибки, дает рекомендации по их устранению и снова наблюдает за курсантом. Обычно в течение 20 летных часов уже понятно, усвоил ли курсант программу, может ли он поднять и посадить машину самостоятельно. Если одни и те же ошибки повторяются систематически, то курсанта рекомендуют перевести на другой, наземный, факультет.

«Таких случаев за мою практику было два, - продолжает рассказ подполковник Нурбол Салимбаев, - в обоих случаях с курсантами долго беседовали, предоставляли дополнительные часы вывозных полетов, но в итоге комиссия пришла к выводу об их непригодности. По решению начальника института курсанты были переведены на другие факультеты. Небо ошибок не прощает. Только усвоившие на «отлично» теоретическую базу и практические навыки курсанты допускаются к самостоятельным полетам».

Из двадцати четырех курсантов 2-го и 4-го курсов ни один не «завалил» главный экзамен года. Все обучаемые сдали летную практику на «хорошо» и «отлично», отметили в пресс-службе Военного института Сил воздушной обороны.

Популярное

Все
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
Железные нервы и желание помогать
Новые системы, современные услуги, инновационные решения
Ураган не щадил никого
Вопрос будущего нации
О металлах и цифровизации юстиции
Общественный контроль необходим
Больше чем помощник
Вторсырье: в контексте правил нулевого захоронения
Мы живы, пока помним
Раскрыл преступление в рекордные сроки
Отдых становится разнообразнее
Госслужащие должны быть проводниками принципа «Закон и Порядок»
ЕНУ занял 317-е место в мировом рейтинге университетов
Узы дружбы и добрососедства
Между сном и реальностью
Видеть в повседневном вечное
Жизнь службе посвятил
Королеву красоты выберут ночью и под землей
Путь следователя
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Молочный флагман республики
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Как идет строительство завода по производству стали в Жамбылской области
Олжас Бектенов обсудил с Ли Яньтао строительство нового завода в РК
Турнир по тактическому многоборью выявил сильнейших среди команд спецназа МВД РК
Журналистам показали строительство завода KIA в Костанайской области
Распоряжение Главы государства об освобождении от должности
Токаев поздравил Трампа с днем рождения
Отец XXI века: призыв к действию
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Истоки тюркской письменности
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile

Читайте также

GovHR Forum: международный диалог о трансформации госслужбы…
Саспенсы, темпоритм, эмоции и эстетика казахского кино
О воде замолвим слово…
Финансовый ликбез для молодежи

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]