Восемь тетрадей, исписанных убористым почерком, с множеством рисунков, сделанных Сергеем Эйзенштейном в Алма-Ате военной поры во время работы над знаменитым фильмом «Иван Грозный», можно назвать ценными свидетельствами из истории отечественного кинематографа. Сегодня они хранятся в Фонде редких книг и рукописей Национальной библиотеки Республики Казахстан.
Историческую киноэпопею «Иван Грозный» с Николаем Черкасовым в главной роли назвали одним из главных достижений Центральной объединенной киностудии художественных фильмов. ЦОКС образовалась в первый год Великой Отечественной войны, когда Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными «Мосфильмом» и «Ленфильмом». Вместе с ними в наш город приехали именитые режиссеры, актеры, операторы, сценаристы.
Как утверждают историки кино, в Алма-Ате было создано почти 80% всех советских художественных фильмов военных лет. А еще в годы войны в Алма-Ате открылась киноактерская школа, где учителями были великие Пудовкин, Васильев, Рошаль и, конечно, Эйзенштейн.
К слову, в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписи РК хранится документальный фильм «ЦОКС в Алма-Ате». Режиссер этой киноленты заслуженный деятель искусств КазССР Хуат Абусеитов как раз был одним из первых студентов Алматинской киноактерской школы.
В фильме прозвучали воспоминания народного артиста СССР Павла Кадочникова о работе с Эйзенштейном в Алма-Ате: «Как-то раз он подошел ко мне, а я очень был усталый, потому что мы снимали по ночам, время тяжелое, напряженное, есть нечего, бывало и так. И вот он стал мне поправлять барму (широкий воротник с украшениями, надеваемый поверх парадного платья. –
Авт.), все время так вытягивать и вытягивать шею. Я устал и сказал: «Сергей Михайлович, ну что вы мне все время вытягиваете шею?» – «Чудак, ты ничего не понимаешь. У тебя самое выразительное в лице – это шея». В павильоне раздался дружный смех, и как будто усталость прошла, все было хорошо, все прекрасно...»
Руководитель службы редких книг и рукописей Айхан Бекпулатова рассказывает, что после окончания войны, когда эвакуированные организации стали возвращаться в свои города, Сергей Эйзенштейн пришел в Национальную библиотеку Казахстана и предложил купить восемь тетрадей с записями и множеством рисунков, которые он делал во время работы над «Иваном Грозным». Библиотека купила их за 1 300 советских рублей.
– Когда к нам приезжают музейные работники, архивисты из Москвы, Санкт-Петербурга и узнают про тетради Эйзенштейна, то сокрушаются, почему режиссер не увез их с собой в Россию, – с улыбкой добавила Айхан Кудайбергеновна. – Сергей Эйзенштейн зарисовывал все, вплоть до орнамента для посуды, которая, по его задумке, должна была украшать царский стол. Вот, к примеру, один из таких великолепных рисунков в виде цапли. Исходя из этого, можно предположить, что посуду для фильма мог собственноручно разрисовывать Эйзенштейн, ведь он был не только талантливым режиссером и сценаристом, но и замечательным художником.
Мужские и женские костюмы эпохи Ивана Грозного, прически, головные уборы, декорации и многие другие элементы царского и крестьянского быта, народные пляски (вспомните пляски опричников в фильме) Сергей Эйзенштейн изучал, приходя после съемок в Национальную библиотеку. Здесь он подолгу зачитывался историческими книгами и научными изданиями, делал зарисовки. И записывал важные для себя заметки по образу того или иного героя фильма «Иван Грозный».
Ради знаменитого режиссера после работы оставалась молоденькая библиотекарь Нина Владимировна Чечулина. Семнадцатилетняя девушка растапливала буржуйку, чтобы режиссеру было тепло зимними вечерами. Но однажды с ней случилось несчастье: возможно, из-за усталости она задремала перед буржуйкой и, потеряв равновесие, упала на нее. Девушка сильно обожгла уши и из-за этого стала глухой...
Первая из тетрадей Эйзенштейна начинается так: «Настоящий сборник материалов по древнерусскому искусству (преимущественно), состоящий из 8 тетрадей, возник следующим образом... Я работал по договору в Центр. киностудии художественных фильмов (г. Алма-Ата) над костюмами и реквизитом для кинокартины (2 серии) «Иван Грозный» (сценарий и режиссура лауреата Сталинской премии С. М. Эйзенштейна). В процессе работы мне пришлось просмотреть огромное количество русских и иностранных изданий в библиотеках киноинститута, Мосфильма и др., находившихся в то время в Алма-Ате. Попутно, для личного удобства в работе, я зарисовывал ряд необходимых мне материалов в тетради с целью использовать их в дальнейшей моей творческой работе. Таким образом, подбор материала вытекал из чисто практических целей, и этим объясняется его состав... Алма-Ата, 24 июля 1945 г.»
Именитый режиссер и сценарист за фильм «Иван Грозный» (ставший последним в его творчестве) удостоился Сталинской премии первой степени. Сегодня Сергея Эйзенштейна называют одним из новаторов кинематографа прошлых лет, а его имя стало синонимом советского кино. Сергей Михайлович – удивительная личность, он не просто создавал кино, он жил кинематографом, ради которого работал почти круглые сутки, и никакие другие интересы не ставил выше.