
Издревле казахи называли прохладу, наступающую во второй половине мая, құралайдың салқыны. Придавая природному явлению сакральный оттенок, кочевники по-своему трактовали внезапное похолодание поздней весной. Сегодня старинное поверье практически забыто. Помнят о нем лишь аксакалы и специалисты.
О полузабытом факте традиционной культуры казахов рассказывает этнограф Батырхан Жумабаев:
– Сделаю небольшое отступление. Как известно, степной народ существовал в гармонии с окружающей средой. Казахи, ведя кочевой образ жизни, были не просто потребителями даров природы, а частью целой экосистемы. Об этом свидетельствуют многочисленные обычаи, традиции, в которых отражено отношение к природе, стихиям. Казахи с особым пиететом относились к матери-земле. К примеру, запрещалось бить землю камчой или чем-либо другим, рвать попусту траву и цветы.
Одним из промыслов казахов была охота. Но даже самые заядлые и умелые ловцы не трогали самку, ожидающую приплод, не охотились в период окота. Казахи свято верили, что человек, поднявший руку на самку и ее детенышей, в утробе или недавно родившихся, получает проклятие. «Киесі ұрады», – говорили в народе, веря, что нарушившего запрет ожидало наказание.
Құралайдың салқыны – это вторая половина мая. В центральной и северной частях Казахстана это время наступает ближе к 20 мая и длится около 10 дней. Это время, когда сайгаки выводят свое потомство. Готовые к окоту самки бегут против ветра до изнеможения, и лишь тогда могут разродиться. Кроме того, именно в эти дни заживает пуповина у родившихся животных, чему прохладная погода способствует.
Испокон веков люди спокойно воспринимали перепады температур, понимая, что таким образом природа помогает животным, защищая от хищников беззащитных детенышей и ослабленных матерей, когда они рожают в степи под покровом ветров и дождей. Замечено, что во время құралай салқыны у хищников пропадает аппетит. И именно под этот дождь сайгаки заставляют своих детенышей идти против ветра и струй холодной воды, чтобы у них развивался иммунитет.
С течением времени поверье начало забываться, ведь народ давно не кочует, а сайгаки приспособились к капризам природы. Но все же, зябко ежась весенним днем от холодного ветра, приятно думать, что мерзнуть приходится не просто так, а во имя спасения потомства сайгаков – настоящих символов степи. Их издавна считают сакральными животными, не ведут на них охоту. Заполучить камчу, где в качестве рукоятки использована кость сайгака, считается большой удачей. И поныне такой подарок новорожденному – поистине царский. И цена на него у ремесленников в наше время остается высокой.
Детенышей сайгаков в народе с любовью называют құралай, немало в фольклоре примеров, когда акыны воспевали красоту девушки, сравнивая ее с құралай – киіктің құралайындай, киіктің лағындай – из-за круглых, удивительно красивых темных глаз потомства сайгаков.
Пожалуй, нет казаха, не слышавшего хит на все времена: «Құралай көз, қолаң шаш. Алма мойын қиғаш қас». Автором этих чудесных строк был поэт Ибадолла Матаков, воспевший красоту любимой жены. А музыку к стихам написал выдающийся композитор Ахмет Жубанов.