
Его учеников сегодня знает весь мир, среди них более 50 лауреатов крупных международных конкурсов и, конечно, народный артист России Денис Мацуев – художественный руководитель и почетный председатель жюри конкурса Astana Piano Passion.
Порядка 30 юных музыкантов из Астаны, Караганды, Уральска, Экибастуза, Алматы в течение пяти дней занимались с одним из лучших российских педагогов. В Казахском национальном университете искусств занятия шли с утра до вечера, и ежедневно в Органном зале находилось несколько десятков человек. На сцене – два рояля. К одному по очереди подходят «прослушивающиеся», за вторым сидит Валерий Пясецкий. Одни ребята исполняли произведения вполне взрослые, другим исполнителям и лет совсем немного, и представили они пьески ученические. Валерий Владимирович внимательно слушал каждого, старался вначале разговорить, подбодрить заробевшего будущего виртуоза. Причем и стороннему наблюдателю было интересно слушать, как рассказывал он о своих встречах со знаменитыми музыкантами и педагогами, о том, как проходят конкурсы и занятия в знаменитой Центральной музыкальной школе (ЦМШ) при Московской консерватории.
«…Не добираешь верхушки!», «Контрастнее и изящнее», «Динамичнее и звучнее», «Следи за сменой уровня звука», «В фуге надо «подсветить» тему. У вас в Астане вечером так красиво, а убери подсветку – все сольется…» – слышалось в зале. Валерий Пясецкий даже иногда разрешал выбирать «удобные» пальцы, а не те, что написаны, однако бывал и категоричен: «Это Бетховен, это автор, это надо делать…» И конечно (это самое ценное в мастер-классе), Валерий Владимирович показывал, как лучше звучит тот или иной пассаж, как выделить музыкальные оттенки, чтобы форте не было грубым, а пиано оставалось звучащим. Играл часто вместе с ребятами, наизусть, а разница между игрой ученика и мастера такая, что порой казалось – слушаешь другое произведение. И в зале раздавались аплодисменты.
– Я не говорю: «Играть только так!» – а советую, делюсь своим пониманием, – обращался педагог уже к коллегам. – Композитору по телефону не позвонишь, не спросишь. Я думаю так, кто-то думает по-другому, а слушатель в зале – по своему…
Мария Сидорович, которая учится в Уральском музыкальном колледже им. Курмангазы, на мастер-класс приходила каждый день, а в перерыве читала с планшета биографию Ференца Листа.
– Музыкой занимаюсь 9 лет, в прошлом году была слушательницей на конкурсе. Если бы не знала, что Пясецкий – знаменитый педагог, то сразу бы догадалась. Как он показывает! А как интересно рассказывает! Очень рада, что приехала, – поделилась впечатлениями девушка.
Ребята приехали в Астану вместе с родителями и педагогами, перед прослушиваниями волновались, разыгрывались в свободных кабинетах, обсуждали свои программы и внимательно слушали как игру друг друга, так и комментарии маэстро. Радовались начинающие музыканты и возможности поиграть на прекрасном рояле: «Нам бы такие инструменты в школу! Оттуда бы никто не уходил!»
– Казахстанские преподаватели обсуждали с Валерием Владимировичем существующие методики, редакции нот, говорили, с какого возраста лучше начинать обучение детей, как составлять программы академических экзаменов, концертов, конкурсов, – сказала заведующая кафедрой фортепиано КазНУИ Сара Асабаева. – Наш гость много рассказывал о своих учениках. Разумеется, спрашивали о Денисе Мацуеве, которого он считает уникальным явлением в музыкальном мире. Посетить мастер-класс такого педагога – большая удача и для начинающих музыкантов, и для преподавателей, ведь даже профессионалам необходимо убеждаться, что они на правильном пути, а кроме того, всегда интересно услышать мнение коллеги, который постоянно общается со многими талантливыми учащимися в разных странах.
– Хорошие, разнообразные, интересные ребята, – оценил уровень подготовки наших юных пианистов В. Пясецкий. – Судя по нашим занятиям и видеозаписям, которые я слушал в прошлом году, казахстанцы лучше подготовлены. Первый конкурс Astana Piano Passion прошел триумфально, получил широкое освещение, и это, думаю, сыграло свою роль.
Вопросов Валерию Пясецкому задавали много: о существующих исполнительских традициях, детском образовании, выборе репертуара для начинающих музыкантов, КПД конкурсов...
Четко делить исполнительские традиции на «западные» и «восточные», возможно, и не следует. Валерий Владимирович отметил, что «западники» играют, пожалуй, более раскрепощенно, эмоционально, артистично: «В России, может быть, больше преобладают академизм и профессионализм, тогда как на Западе – больший «кураж» на сцене при меньшей степени подготовки. Но это мое мнение». А вот в том, что государственное детское музыкальное образование в России, и особенно в ЦМШ, уникально, он абсолютно уверен.
В известной во всем мире ЦМШ, созданной в 1935 году, совмещаются музыкальные и общеобразовательные дисциплины, что делает класс подготовки очень высоким. Преподавательские традиции передаются из поколения в поколение, и «ниточка» эта тянется от выдающегося пианиста, композитора, педагога Александра Гольденвейзера. Валерий Пясецкий учился у легендарного педагога – Анны Даниловны Артоболевской. О ней он неизменно отзывается с настоящей любовью и только в превосходной степени:
– Ее отличала невероятная любовь к детям, вне зависимости от их способностей. Этой любовью она окружила учеников. Я не помню уроков, как научился читать ноты, начал играть на рояле – главным было общение, ее фанатичная любовь к музыке, полное погружение в нее, отношение к инструменту как к живому существу. У нее сотни учеников. Я общался с Анной Даниловной с четырех своих лет до ее смерти и не помню, чтобы она высказывала недовольство, даже если неудачно что-то играл. Такое колоссальное постоянное ощущение окрыленности! Не все ее ученики стали музыкантами, но все, кто прошел через школу Артоболевской, влюблены в музыку и преданы ей, это бесспорно. Отличить учеников Анны Даниловны можно по звукоизвлечению, у них рояль звучит по-особому…
Свою задачу Валерий Пясецкий видит в том, чтобы «научить ремеслу», – как в начальной школе учат писать-считать, и дать раскрыться каждому ученику. «Если у педагога в классе все играют одинаково, пусть даже одинаково хорошо, это не заслуга, а как раз наоборот. Я помогаю раскрыть индивидуальные черты музыканта, подсказываю, направляю, а идти он должен обязательно своей дорогой», – говорил он.
Не секрет, что сегодня совсем юные музыканты играют сложнейшие произведения, требующие не только техники, но и – для убедительной трактовки (исполнения) – определенного жизненного опыта. Это серьезная проблема.
Валерий Пясецкий привел такой пример: его одноклассник сыграл на дипломе «Исламей» М. Балакирева, что стало сенсацией, а сейчас произведение можно услышать и в 8-м классе. Китайские пианисты 11–12 лет, которые занимаются за инструментом по 8 часов в день, играют технически безукоризненно, на грани фантастики. Наверное, сейчас такое время – «ускоренное», а к музыке нередко подходят со спортивными «нормативами»: раньше, быстрее, громче… С одной стороны, если не браться за исполнение позднего Бетховена, Брамса, Листа, ты отстанешь, сойдешь с дистанции. «Однако для русской фортепианной школы, помимо техники, основным является художественный замысел, то, какой эмоциональный заряд, какое содержание несет в себе сочинение, – рассуждал Валерий Владимирович. – Нужны зрелось исполнения, работа мысли, сердца, что приходит с возрастом».
Исполнительский уровень в мире сильно вырос, но поставить на поток «производство» пианистов экстра-класса все-таки не получится. Поэтому, начиная заниматься музыкой, рассчитывать стать знаменитым – бесполезно. Признания и славы достигают единицы, и прогнозов тут не бывает. Кстати, отличия между учениками 80-х годов прошлого века и нынешними педагог Пясецкий не видит: тогда собирали марки или играли в футбол, а сейчас все свободное время проводят в Интернете. «Появляются новые увлечения, что-то уходит, что-то приходит, все преходяще, как говорил капитан Титаренко в фильме «В бой идут одни старики», а музыка вечна», – заметил он.
После мастер-класса его участники сказали Валерию Владимировичу много теплых слов. Такие творческие встречи и контакты важны для развития фортепианного искусства в Казахстане, для каждого ребенка, вступающего в мир большой музыки. Огромную роль в судьбе музыканта играют и конкурсы как дополнительный стимул для работы, возможность показать себя. Можно не победить, но заинтересовать агентов, импресарио, и тогда конкурс станет ступенькой в будущей профессиональной карьере.
Однако не все, подчеркнул Валерий Пясецкий, обладают конкурсным характером, и ему нравится формат Astana Piano Passion, привлекательный в том числе и с психологической точки зрения: «Здесь избегают сильных нервных потерь. Если попадаешь в полуфинал, заветную тридцатку, то дальше отбор более щадящий. Нет по большому счету и проигравших, ведь каждый конкурсант получает возможность выступить в лучших залах Астаны, сыграть на одной сцене с Денисом Мацуевым».
Обратился Валерий Пясецкий и к будущим участникам конкурса:
– Ничего не бойтесь! Любая боязнь приводит к скованности, потере контакта с публикой. Играйте для нее! Ты идешь к людям и получаешь отклик. Дерзайте! Играйте смело, ярко, увлеченно, артистично… Удачи всем!
Вместо P.S.
На Второй Международной конкурс юных пианистов Astana Piano Passion, который пройдет в столице Казахстана в мае 2014 года, подали заявки 120 ребят из 23 стран. Уже известны имена членов жюри. Это выдающиеся пианисты из Казахстана, России, Франции и Южной Кореи: член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Екатерина Мечетина, профессор Национального университета в Сеуле Хюнг-Джун Чанг, пятикратный обладатель Гран-при за лучшую пластинку и преподаватель Парижской консерватории Мишель Берофф, народная артистка РК, ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Жания Аубакирова, генеральный директор Государственного театра оперы и балета Astana Opera Толеген Мухамеджанов, заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П. Чайковского Валерий Пясецкий. Седьмым, почетным членом жюри будет народный артист России Денис Мацуев.
Наталья КУРПЯКОВА
фото Игоря Бургандинова