Презентация книги состоялась в родной школе Пашара. Отличник учебы, претендующий на знак «Алтын белгi», больше всего любит физику и математику, мечтает стать инженером-механиком и поступить в Назарбаев Университет. Не меньше он любит и историю, которая стала ему еще ближе после работы над проектом.
На презентации книги присутствовал археолог, профессор из университета Вашингтона в Сент-Луисе Майкл Фраччети, который периодически работает в нашей стране в течение 18 лет, изучая историю Центральной Азии. Когда научный руководитель мальчика Катира Камысбаева рассказала ему о юном авторе книги по истории Казахстана, профессор решил непременно познакомиться с ним и сказать слова напутствия молодому исследователю.
По словам К. Камысбаевой, члены жюри не обратили особого внимания на их проект. Возможно, этот факт задел самолюбие отличника учебы, поэтому Пашар и его наставник решили продолжить работу над ним и занялись поиском материалов. Эта тема так увлекла юного исследователя, что он занимался не только в музеях, библиотеках, но и вместе с педагогом побывал в экспедиции по Южному Казахстану, посетив все исторические места края. Больше всего их заинтересовала фраза «Мәңгілік Ел», и они решили исследовать истоки ее рождения.
– История моей страны всегда была интересна мне, – говорит юный автор. – После этой поездки я глубоко проникся темой. Больше всего меня взволновала личность Аль-Фараби, его научные поиски и труды. Ученый и философ – автор трех книг о государственности, о том, каким мудрым должен быть правитель, чтобы его страна развивалась.
Кроме этого, Пашар прочитал книги древних мудрецов, которые тоже рассуждали на эти темы. По его словам, мысли, высказанные несколько веков назад, актуальны и сегодня. Работая над книгой, юный автор собрал в нее все упоминания о казахском народе, об идее «Мәңгілік Ел». Он отметил, что его наставника отличают не только любовь к истории, но и глубокие знания этого предмета. С ней они часами обсуждали будущую книгу.
– Изучив все материалы, я убедился в том, что эта идея была многовековой мечтой наших предков, – продолжает мой собеседник. – Я понял, что идея «Мәңгілік Ел», о которой объявил наш Президент, возникла не на пустом месте. Моя Родина появилась не 1 500 лет назад, ее история намного глубже. Именно этот факт вдохновил меня и подвигнул написать книгу. Мне захотелось передать это вдохновение каждому, кто будет ее читать, особенно моим сверстникам. Постарался изложить материал в доступной форме, чтобы эта тема стала ближе и понятнее школьникам. Уверен, что именно знание истории своей страны воспитывает любовь к своей земле.
Выйдя на летние каникулы, наш герой не проводит без дела ни одного дня. Он уже начал подготовку к предстоящему ЕНТ и к тестам по английскому языку. Кстати, часто встречаешь учеников, которые сильны в точных науках, при этом довольно равнодушны к гуманитарным предметам. Но тут уникальный случай: Пашар, увлекаясь точными науками, глубоко изучает историю. Он считает, что знания в физике и математике для современного человека – просто необходимое условие, способствующее развитию логического мышления, а знание истории своей страны обогащает внутренний мир человека. Он убежден, что каждый образованный человек должен быть разносторонней личностью. По его словам, усидчивость, трудолюбие и целеустремленность ему с детства прививали родители, которые всегда ставили в пример двух старших сестер, отличниц учебы.
Его научный руководитель по праву гордится своим учеником и считает, что главные победы ждут парня впереди. Стоит отметить, что Пашар не случайно увлекся историей. На досуге его педагог пишет сценарии к историческим сюжетам, чтобы далекое прошлое наших предков донести через театральные образы. Таким образом учитель познакомила Пашара и других учеников с историей Древнего Отрара, Томирис, с ханами и батырами казахской степи, с историями о репрессированных личностях. Более 10 лет она знакомит своих учеников с программой «Мәдени мұра», открывая им историю и культуру Казахстана.