Включить Иртыш в работу

814

Подсчитано: речной транспорт Иртыша может стать дополнительной точкой экономического роста не только Павлодарской области, но и Казахстана. Тем более, что, как было озвучено на одном из межгосударственных совещаний водников, транспортировка грузов речным путем конкурентоспособна: ее стоимость составляет 2,7 тенге за тонно-километр. Это дешевле на 25–30%, чем доставка по железной дороге, и на 70% – перевозок автомобилями.

О том, что такая деятельность вос­требована не только на внутренних водоемах страны, но и в рамках межгосударственной интеграции, свидетельствует пример АО «Павлодарский речной порт». Сегодня это один из активно действующих и развивающихся портов на реке Иртыш и крупное транспортное предприятие, имеющее успешный опыт во всех сферах работ, осуществляемых на внутренних речных путях страны. Есть у данного производства и успехи во внешнеэкономической деятельности. В частности, в перевозке грузов.

– Если посмотреть на динамику межгосударственных перевозок, то она выглядит так, – рассказывает руководитель речного порта Ризабек Хамаров. – 2006-й год – 500 тонн, 2008-й – 17 тысяч тонн, 2011-й – 140 тысяч тонн, 2012-й – около 200 тысяч тонн. В прошлом году мы перевезли порядка 90 тысяч тонн грузов, а нынче планируем – в объе­ме 100 тысяч тонн. В своем большинстве это – речной песок, щебень, древесина, а в последние годы – и павлодарская соль для сибирских нефтепромыслов, объемы которой возрастают с 6 до 10 тысяч тонн.

Спад показателей перевозки грузов в Россию за последние два года имеет свою причину и ни в коей мере не отражает заинтересованности различных производственных и коммерческих структур этого государства в партнерстве с Казахстаном.

– Суть в том, что наша деятельность многоплановая, – говорит заместитель председателя правления АО «Павлодарский речной порт» Геннадий Коваленко. – Мы не только перевозим и перерабатываем грузы, но и выполняем большие объемы дноуглубительных и различных природоохранных работ. Их мы, в рамках государственного заказа, выполняли и выполняем не только в нашей области (расширение водоподводящего канала к Аксуской ТЭС, очистка озер Баянаульского национального парка, другие водоемы), но и на реке Урал. Там были сосредоточены наши силы, и поэтому мы несколько снизили объемы перевозок. Но это, как представляется, – временное явление. Омской и другим российским областям вниз по Иртышу нужны наш речной, без примесей, песок, щебень, причем в больших объемах. Казахстану, в свою очередь, необходима древесина. Ее предпочтительней брать в Омском регионе, где санитарная вырубка леса достигает четырех миллионов кубометров в год и работают более 35 деревообрабатывающих производств, чем возить лес вагонами из Красноярска и других дальних российских мест. Выгоднее по Иртышу доставлять его из Тюменской области и Ханты-Мансийска, где нет нормальных дорог. Об этом я недавно говорил на встрече в Омске. Там было сказано о намерении провести совместную российско-казахстанскую встречу по приграничному сотрудничеству.

Интересен и такой факт. По информации Г. Коваленко, представители Китая проводили с омичами переговоры о поставке в КНР по Иртышу российского леса. Вот и посчитайте: какие возможности открываются для Казахстана.

А взять международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», созданный в 2005 году по инициативе Президента РК, который является компанией со стопроцентным участием государства, в рамках реализации соглашений между правительствами Казахстана и Китая в Панфиловском районе Алматинской области на площади 185 га. Здесь появляется возможность заключать договоры напрямую: то есть у предпринимателей из Казахстана, России и Беларуси отпадает нужда ехать во внутренний Китай. Все необходимые закупки без виз они могут сделать прямо здесь, в Хоргосе. Поэтому товары, доставленные по Иртышу из России, будут перегружены в Казахстане в вагоны и переправлены в Хоргос. Но, чтобы все это заработало, необходимо участие и помощь Правительства РК, межгосударственные переговоры с Россией. В том числе и по углублению русла Иртыша. А пока мы в силу своих возможностей расширяем сотрудничество на водном транспорте с омскими партнерами и видим в этом успешную перспективу.

Сергей ГОРБУНОВ,
gorbunov@kazpravda.kz
фото из архива «КП»
Павлодар

Популярное

Все
В Шымкенте прошел Международный конгресс кардиохирургов
Архитекторы новостей: как создавалась история «Казинформа»
Газ становится доступнее
Серебряные награды из Брно
Медиафорум Клуба журналистов АНК прошел в Астане
Аварий стало меньше
Столице – эффективную инфраструктуру
Свыше 98% госуслуг в регионе оказывают в электронном формате
Более 12 000 туристов приедут на концерт Backstreet Boys в столице
Стадион для будущих чемпионов
В столице открылся первый экохаб
Реформа Парламента: нужны открытое обсуждение и взвешенное решение
«Кайрат» выходит в единоличные лидеры
«Броня» от стагнации экономики
Призыв к человечности, солидарности и гармонии
Технологии для развития
СОР 30: подготовка национальной климатической повестки
Нужны специальные знания
Идущий по линии света
Запасайтесь углем заранее!
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в связи с утечкой данных Google
Шестью победами завершил Казахстан пятый день чемпионата мира по боксу
Apple презентовала iPhone 17
Участок улицы Кажымукана Мунайтпасова временно закроют в Астане
За счёт чего Казахстан собирается удвоить экономику к 2029 году, рассказал Жумангарин
Началось возведение энергоблока
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Фильм «QAITADAN» за неделю собрал более 400 млн тенге в кинопрокате
Политические реформы и цифровой суверенитет
Началось строительство плодоконсервного завода
Молодого мужчину убили в ночном клубе Астаны
Цена золота обновила новый рекорд
Контуры будущего определены
Музыка, объединившая народы
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Миллиардные убытки понесла Европа из-за жары
Цена на золото вновь побила рекорд
Крупнейший банк Швейцарии может переехать в США
Сколько магазинов и ТРЦ построили в Казахстане с начала года

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]