Напомнив о том, что законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента и на прошлой неделе состоялось его первое чтение, вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау рассказал об основных положениях документа. Так, с 1 января 2017 года режим свободного таможенного склада должен пойти на утрату, поэтому за 2015–2016 годы предстоит отработать все вопросы с тем, чтобы инвесторы, пользующиеся этим льготным режимом, перешли на режим инвестиционных контрактов и фактически получили те же таможенные льготы.
Вторым нововведением будет расширенная ответственность производителя. Во всех развитых странах, а также в странах-партнерах – России и Беларуси – эта практика уже существует. Речь идет об ответственности производителя за выпуск, потребление, переработку и утилизацию отходов. Он должен будет либо сам перерабатывать продукцию, либо выплачивать средства в специально созданный фонд, из которого финансируются утилизация, переработка, а также создание соответствующей этому инфраструктуры.
– Эта норма будет обязательной, – разъяснил вице-министр по инвестициям и развитию. – Но Правительство будет принимать решение о введении расширенной ответственности производителя по мере готовности инфраструктуры утилизации.
Насколько эта мера окажется эффективной, можно убедиться на примере автопокрышек, которые на сегодня повсеместно выбрасываются и сжигаются. В случае принятия этого законопроекта Правительство сможет вынести решение об обязательной утилизации резиновых покрышек.
Другой яркий пример – автомобили. Сейчас в пользовании у людей находится около 4 млн легкового транспорта. Из них порядка 2 млн – в возрасте 18 лет.
– Наступит время, когда огромная масса этих машин, завезенных в основном в 90-е годы, будет подлежать утилизации, – считает А. Рау. – Поэтому нам необходимо к тому времени создать систему утилизации автотранспорта и комплектующих.
Законопроект затрагивает и вопросы защиты туристов.
– Такая проблема время от времени возникает. Поэтому предлагается создать фонд гарантирования, – с каждого туриста будет отчисляться 0,5 расчетного показателя. Правительство будет определять, кто этим будет управлять, – сказал вице-министр, уточнив, что управлять фондом будет бизнес, то есть сами туроператоры.
А. Рау также сообщил, что если туроператоры будут пользоваться чартерными авиарейсами, то они должны будут размещать определенные суммы на депозит, чтобы в случае необходимости с этого счета был оплачен возврат казахстанских туристов. По завершении чартерной летней программы средства с депозита будут возвращаться туроператору.
В свою очередь директор департамента индустрии туризма МИРа Тимур Дуйсенгалиев пояснил, что сумма на депозите должна будет составлять стоимость 3–4 чартерных рейсов для возврата туристов.
Вице-министр по инвестициям и развитию выразил надежду, что на следующей неделе состоится второе чтение документа, и далее он поступит в Сенат. Если в ноябре вся законодательная база будет принята, то работу по всем этим направлениям можно начинать уже с нового года.