
Жизни и деятельности видного казахского общественного и политического деятеля посвятили выставку «Возвеличим национальное единство» и тематическое заседание «круглого стола» в Казахском агротехническом университете им. С. Сейфуллина.
Во встрече приняли участие потомки легендарной личности – Бейшенкуль Токмаганбетова и Шамшиа Аубакирова. Они рассказали о том, как десятилетиями родные были вынуждены скрывать правду и молчать о своем родстве, как постепенно происходило возвращение Шокая.
– Мустафа родился в ауле на берегу реки Сырдарьи, они росли вместе с моим отцом, – поделилась воспоминаниями с молодежью Бейшенкуль-апа, перешагнувшая восьмой десяток. – В детстве мы часто видели, как отец горюет, думая о своем брате. Много лет спустя поняли его горечь, когда он сетовал, что от Мустафы не осталось даже кровиночки – тұяқ қалмады.
Побывать на могиле Мустафы родным удалось только после обретения Казахстаном независимости. В Европе были получены сведения, что якобы у Мустафы Шокая и Марии Гориной была дочь. Но десятки прошедших лет практически не оставили шансов найти следы затерявшейся девочки.
– Мы так и не знаем, была ли она. Достоверных данных нет, как и документов. Мне уже много лет, но я не оставляю надежду, что все же отыщется внук или внучка нашего дорогого дяди Мустафы, – заметила Бейшенкуль-апа.
Она призвала студентов изучать историю родного народа, своей страны, акцентировав внимание, что за их будущее, за свободу Казахстана отдал свою жизнь Мустафа Шокай.
…Родившийся в семье степных аристократов Мустафа получил лучшее образование того времени. Его отец был уважаемым судьей, а дед правил Сырдарьинской областью Хивинского ханства. После русской школы в Перовске он окончил Первую мужскую гимназию в Ташкенте, в которой с разницей в 10 лет учился и Керенский, российский политический деятель, возглавивший Временное правительство.
Затем Мустафа Шокай уезжает учиться на юриста в Санкт-Петербург. По сохранившимся сведениям, стипендию Шокаю платили казанские татары. Уже тогда в высоких кругах заметили умного образованного казаха. Позже кандидатура Шокая выдвигается в Думу от уфимских башкир.
Необходимый имущественный заклад в виде земельных наделов Мустафе передает в дар зажиточный помещик из Уфы Селимгерей Жантурин. Будучи в Думе, Мустафа близко знакомится с ведущими российскими мусульманскими политическими деятелями, а с будущим председателем Башкирской автономии Ахмадом-Заки Валиди его связывает крепкая дружба.
После Февральской революции Мустафа Шокай возглавлял Мусульманский центр в Ташкенте, издавал газету «Бірлік туы», а также газету на русском языке «Свободный Туркестан». Идея о создании Туркестанской автономии, горячо поддержанная мусульманскими народами, шла вразрез с планами советской власти. Вскоре красноармейцы вошли Ташкент, а члены Туркестанского комитета были объявлены в розыск. За голову Шокая назначили награду в тысячу рублей.
Несколько лет Шокай скрывался от преследования властей на Кавказе, позже был вынужден эмигрировать в Турцию и дальше в Европу. Похоронен Шокай в Берлине.
Сегодня имя Мустафы Шокая в Казахстане носят несколько улиц в разных городах, установлены памятники и бюсты, ему посвящены художественные произведения. Так, в 2008 году выдающийся режиссер Сатыбалды Нарымбетов снял историческую драму «Мустафа Шокай», рассказывающую о его непростом жизненном пути. Установлен памятник Шокаю и в предместьях Парижа, где он прожил почти 20 лет.