Чтобы пресечь практику необоснованного повышения цен, Агентство по защите и развитию конкуренции внедрило методику «мягкого права» и проводит расследования, выявляя антиконкурентные ценовые сговоры и другие злоупотребления доминирующим или монопольным положением на рынке.
Все заинтересованные ведомства работают над тем, чтобы соблюсти баланс интересов всех участников производственно-сбытовой цепочки: аграриев и трейдеров, логистов и транспортников, продавцов и потребителей.
Здоровая конкуренция и транспарентное ценообразование могут воцариться на внутреннем рынке благодаря созданию Национальной товаропроводящей системы (НТС), идея которой с прошлого года активно обсуждается представителями общественности, фермерами, специалистами торговой сферы.
Учитывая, что в этот процесс вовлечен частный сектор, инициатива инвестора долго проходила экспертизу в госорганах, и только сейчас начался этап подписания договора государственно-частного партнерства. По словам министра торговли и интеграции Бахыта Султанова, НТС будет состоять из 24 оптово-распределительных центров. На первом этапе проекта – семь объектов (4 ОРЦ по хранению и 3 ОРЦ по распределению в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте для поставок продукции местным розничным сетям, интернет-магазинам и другим оптовым покупателям).
Ключевой частью экосистемы Национальной товаропроводящей системы станет единая информационная система, которая обеспечит прозрачность товарных потоков, баланс спроса и предложения товаров на внутреннем рынке. В настоящее время Министерство торговли и интеграции работает над созданием аналитической платформы по моделированию торгово-сбытовой цепочки. Она поможет увидеть ситуацию с производством, прогнозами по потреблению в регионах, избытком или рисками дефицита того или иного продукта и процессом ценообразования.
Для подтверждения эффективности проводимой политики по обеспечению продовольственной безопасности не так давно экс-глава Минсельхоза Сапархан Омаров ссылался даже на Глобальный рейтинг продовольственной безопасности, проводимый британским журналом Economist, где Казахстан по итогам 2020 года поднялся на 16 позиций и занял 32-е место из 113 стран мира.
За 4 месяца текущего года, как отмечают в отраслевом министерстве, АПК демонстрирует положительную динамику роста: объем валовой продукции увеличился на 3%, производство продуктов питания выросло на 3,9%. В животноводстве обеспечен рост объемов производства на 3,2%. Так, отмечен высокий рост по производству мяса в живом весе на 5,3%, молока – на 3,4%.
Вроде бы все чиновники единым фронтом вступили в борьбу с подорожанием, однако цены, похоже, об этом не в курсе... Каждый поход в магазин заставляет казахстанцев все больше сомневаться в эффективности принимаемых мер.
Только улеглись страсти вокруг цен на яйца и картофель, как их сменили цены на капусту и свеклу, хлеб и мясо. За неделю (с 13 июля по 21 июля т. г.), по данным Агентства по защите и развитию конкуренции, ценник на капусту прибавил 3,1%, на лук – 1,2%, курятину – 2,0%. И это только официальные данные, так сказать, «в среднем по больнице». В конкретных магазинах продавцы таким мелким процентом роста себя не ограничивают, без стеснения завышая стоимость товаров. К примеру, свекла – один из самых дешевых овощей – у крупных ритейлеров сейчас стоит 355–379 тенге за килограмм! Всего же за год морковь выросла в цене сразу в 2,2 раза, а свекла – в 2,3, сообщают аналитики energyprom.kz.
Заметно подорожала баранина – на 14,4% за год. И это притом, что к июлю 2021 года в стране насчитывалось 22,9 млн голов овец, на 3,6% больше, чем годом ранее. В июне 2021 года на базарах и в магазинах страны баранину продавали по 2,3 тыс. тенге, а в Нур-Султане и Алматы и того дороже – по 2,9 тыс. тенге за кило.
АЗРК отмечает также, что с начала года на 3,8% поднялись цены на пшеничный хлеб из муки первого сорта, рост наблюдается в Кокшетау, Петропавловске, Нур-Султане, Алматы, Актау (по данным на 27 июля 2021 года).
Однако, к примеру, сайт energyprom.kz, ссылаясь на данные Бюро национальной статистики АСПиР, утверждает, что хлеб за год подорожал на 5,9%, а производство его снизилось. В натуральном выражении наибольшее сокращение производства было отмечено по свежему хлебу – на 21,3%, до 266,6 тыс. тонн. Уменьшился также выпуск макарон, лапши, кускуса и аналогичных мучных изделий – на 17,9%, до 75,6 тыс. тонн.
Больше всего в цене «подскочил» ржано-пшеничный хлеб (+9,2%). Макаронные изделия выросли в цене на 10,3%, из них значительнее всего – на 11,6% – лапша. Булочные и мучные кондитерские изделия подорожали на 8,2%.
Рекордсменом на сегодня остается подсолнечное масло: оно подорожало на 60% за год, притом что за этот период его производство выросло сразу на 37,4%, до 76,9 тыс. тонн. За январь – май 2021 года местные компании смогли обеспечить спрос (реализация на внутреннем рынке плюс экспорт) на подсолнечное масло на 83,2% (годом ранее – на 75,5%). В целом в стране удалось сбыть 138,6 тыс. тонн подсолнечного масла – на 13,7% больше, чем годом ранее, сообщает energyprom.kz.
И вот еще информация к размышлению. Бюро национальной статистики АСПиР сообщает, что в июле по сравнению с июнем у отечественных производителей продуктов питания повысились цены на масло растительное, мясо птицы по 3,1%, мясо скота – на 1,5%, хлеб и макаронные изделия – по 0,3%, молочные продукты – на 0,2%, на муку ржаную – снизились на 0,9%, сахар – на 0,3%.
Иными словами, производители подняли стоимость продукции незначительно. Более того, многие заключили меморандумы о неповышении цен. Но на прилавках мы, покупатели, обнаруживаем товары с баснословной наценкой! Это притом, что маржа продавца на СЗПТ не должна превышать 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика.
Дело в том, что неорганизованная розничная торговля сегодня занимает 70% рынка ритейла, это рынки, базары, где цены на социально значимые продукты не контролируются. Однако и в крупных торговых сетях продавцы не скромничают, а мобильные группы за их фантазиями, видимо, не всегда поспевают.
– Важной проблемой являются избыточные и непрозрачные посредники. Справедливое торговое посредничество – это неотъемлемая и необходимая часть рыночной экономики. Я повторяю, справедливое. Но когда посредники «ломают» рынок под себя, получают сверхприбыли за счет производителей и потребителей, такое недопустимо, – отметил Президент Касым-Жомарт Токаев и поручил Правительству совместно с АЗРК, Агентством по финансовому мониторингу и акиматами расследовать подобные посреднические схемы в регионах.
Они должны разобраться во всей этой цепочке ценообразования и доложить о результатах. Особый упор сделать на оптовых рынках крупнейших городов.
Однако мы, покупатели, зачастую не знаем отпускной цены на продукты, установленные производителем. Поэтому не можем разобраться, сколько процентов на самом деле составила торговая наценка продавца. Видимо, настало время регулярно публиковать отпускные цены производителей в СМИ. Может быть, такая мера остановит неуемные аппетиты продавцов?