
Официально создателем нового государственного строя, новой системы общественных отношений, согласно Конституции, был объявлен народ Казахстана. Основной закон страны официально утвердил приоритет человека как личности, как гражданина цивилизованного общества и закрепил его права.
Конституция РК, выстраданная народом, пронизанная духом единства, впитавшая такие многовековые ценности, как права и свободы, стала основой независимости нашей страны. Если на начальном этапе социально-политического развития нашего общества центром являлась политическая система, государство, то в современных условиях сам человек становится структурообразующим элементом, центром политической системы. Права человека дают обществу возможность управлять государством, самоопределяться в сфере частной жизни, в выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Особая их значимость – в жизни общества, в развитии цивилизованных взаимодействий между людьми и социальными группами, личностью и государством. Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения.
За годы независимости Казахстана актуальным стал вопрос развития прав человека на территории нашей страны на основании тысячелетнего опыта и в соответствии с международным правом и заимствованием лучших традиций, сложившихся в европейских государствах. В настоящее время как никогда важным является сохранение богатого исторического наследия, переданного предыдущими поколениями, воспитание духа патриотизма и любви к Родине.
Если обратиться к истории, то можно утверждать, что вклад в развитие гражданских свобод внесли еще римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. Развитие идеалов свободы и прав человека нашли воплощение в великих исторических документах мыслителей США. Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Они высказывали идеи, направленные на утверждение демократической государственности, защиту неотъемлемых естественных прав человека. К примеру, в Декларации прав Вирджинии 1776 года было провозглашено, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами.
По историческому пути Казахстана можно проследить, как мыслители обосновывали свои доктрины сообразно обстоятельствам и духу своей эпохи, ссылками на «волю народа», «справедливость», «общее благо», «интересы Отечества». Само правосудие на территории Казахстана было основано на идеологии справедливости, народности и человечности. И это изложено в средневековых восточных – тюркских, китайских и монгольских – источниках, а также в описаниях зарубежных и российских путешественников и исследователей, таких как А. Левшин, который упоминает о «золотом веке» и степной демократии, распространенной в Казахском крае. А свод норм обычного права «Жеті жарғы» (Уложения хана Тауке), ставший памятником законотворчества казахов, своего рода степной конституцией, не только регулировал правовые отношения в кочевом обществе, но и во главу угла ставил вопрос прав и интересов человека.
В течение шести веков в идейно-правовых установках и судах биев как носителей правовой культуры казахов наблюдается сохранение прямой преемственности, которая заключалась в жизненности казахской правовой системы, вошедшей в историю как право «степной демократии». В памяти народной сохранены имена великих биев – Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би, которые своими суждениями, блестящей речью, отточенной до изящества мыслью защищали права человека и смогли уберечь единство народа. Народная память хранит имена и других биев, таких как Аяз-би, Майкы-би, Едиге-би и других, которые избирались народом и пользовались уважением, обеспечивая главные ценности – единство народа и права человека.
Идеи справедливости и истины, защита прав человека связаны с именами выдающихся личностей – Касым-хана и Есим-хана. В богатом историческом наследии просветителей Чокана Валиханова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева важное место также отведено человеку, его жизни, правам и свободам. Тем самым история развития человечества – это борьба за человека и его права, за жизнь и свободы, за гражданское общество и социально ориентированное государство, которые во все времена были приоритетными.
Казахстан невозможно рассматривать в отрыве от мировой истории. Казахская интеллигенция конца XIX – начала XX века предложила грамотную концепцию построения высших органов государства. Деятелями Алашорды была предложена также демократическая избирательная система, в соответствии с которой выборы депутатов должны быть всеобщими, равными, прямыми, при тайном голосовании, идея о принятии собственной Конституции. Свои взгляды о государстве и праве, правах человека они отразили в программе партии «Алаш». Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Жаханша Досмухамедов, Халел Досмухамедов, Мухамеджан Тынышпаев и другие в числе важных в строительстве демократического государства указывали развитие прав человека, его свобод, неприкосновенность личности. По их мнению, демократическим правовым государством является государство, признающее, обеспечивающее и охраняющее права и свободы человека, гражданина. Особое внимание было обращено на защиту прав женщин, раскрепощение казахских девушек и предоставление им права участия в жизни страны, в том числе в выборах, разрешение споров в семейно-брачных отношениях, выведение «женского вопроса» из-под влияния казахских обычаев и предоставление слабому полу широких прав.
Права человека – одна из высших ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие. В свое время под термином «Қазақ елінің уставы» общественный деятель Барлыбек Сыртанов подразумевал казахскую Конституцию. Великие сыновья казахского народа мечтали о создании независимого государства, в котором мы сегодня проживаем, о широких правах, которые мы имеем. В целом демократические нормы, предложенные деятелями «Алаш», пройдя через многие десятилетия, нашли свое отражение в Конституции РК.
Взаимодействие права и государства, человека и государства находят свое отражение в конституциях современных стран. Основные законы всех стран, в том числе Республики Казахстан, ориентированы на принципы правового государства и, следовательно, на защиту и охрану прав человека. Ведь принципы незыблемости прав и свобод человека и гражданина всецело отражены в ныне действующей Конституции РК, принятой на общереспубликанском референдуме 30 августа 1995 года. В соответствии с Конституцией Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Несомненно, основополагающими принципами деятельности республики являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.
В конце прошлого года Президент страны Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» отметил, что «нам важно сделать казахстанцев еще более сильными в духовном плане, едиными и еще более толерантными». Несмотря на все мировые масштабные вызовы в экономической сфере, наша страна продолжает свой путь в построении правового государства, который предполагает в первую очередь господство права над государством, верховенство закона во всех областях общественной жизни, разделение властей, плюрализм мнений, гласность, высокую роль суда, взаимную ответственность гражданина и государства. Ведь смысл правового государства заключается в полном признании прав человека и эффективно организованной их защите.
Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Казахстане является многонациональный народ. Это важнейшая основа конституционного строя Республики Казахстан получает практическую реализацию через политические права каждого гражданина. В Конституции РК закреплено право на участие в управлении делами государства – право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе и другие. Основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную.
В Конституции РК закреплено, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Раздел II Конституции РК, посвященный правам и свободам человека и гражданина, включает 29 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и так далее. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории Республики Казахстан.
Следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность», «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство»; «все лица равны перед судами» и другие. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей. В настоящее время Основной закон нашей страны содержит исчерпывающий перечень конституционных инструментов защиты прав человека, отвечающих международным стандартам. Механизм защиты прав человека в Республике Казахстан представлен в виде взаимосогласованной триады законодательства по защите прав человека, национальных институтов и правозащитных организаций.
Велика роль Основного закона в патриотическом воспитании молодежи, укреплении государственности, обеспечении единства и согласия в республике. За годы независимости Казахстана Конституция РК доказала свою эффективность, демократичность и нацеленность на защиту прав и свобод человека.