2014 год обещал стать прорывным по части перехода на экологически чистый вид транспортного средства – велосипед. Сначала в столице, а спустя пару лет в Алматы и в Шымкенте был запущен проект системы автоматизированного велопроката. Цели он преследовал грандиозные: в погоне за здоровым образом жизни и во спасение от бензиновых миазмов власти городов призывали сограждан начать активнее крутить педали. Пример показывали лично, особенно старался шымкентский градоначальник.
Не сказать, что примеры оказались заразительными. Горожане отнеслись к идее по-разному: кто-то, как обычно, подсчитал бюджетные траты и поцокал языком о бесперспективности затеи, а кто-то похвалил и даже пофотографировался верхом на педальном «коньке», правда, не отцепляя его от привязи. Справедливости ради скажем, что и прокатиться с ветерком было немало желающих. Наиболее активными пользователями оказались алматинцы, они «включились» сразу: согласно статистике на сайтах Almaty Bike и Shymkent Bike, в феврале 2017 года велолюбители южной столицы обогнали шымкентцев более чем на 15 с половиной тысяч минут езды. И количество обратившихся к услугам системы оказалось выше в 3 раза. Жаль только, что на этих цифрах статистика на сайтах обрывается.
А если судить не по цифрам, а по улицам, то все-таки равнодушны жители мегаполисов к этому чудесному виду транспорта. Те же велостанции цепко держат в своих объятиях яркие велосипеды – весьма неохотно наши граждане покупают абонемент на постоянное пользование. Можно, конечно, встретить группки велосипедистов, которые, стрекоча спицами, проносятся мимо или выделывают настоящие акробатические кульбиты на фристайл-моделях. Кстати сказать, помимо упомянутой республиканской байк-системы, у казахстанцев есть возможность воспользоваться и услугами частных велопрокатов. Интернет предлагает множество вариантов – от аренды бюджетных велосипедов до катания на спортивных моделях для профессионалов. Правда, подобное развлечение доступно в основном жителям Астаны и Алматы, есть парочка предложений в Костанае, Шымкенте, Караганде. Судя по фото в соцсетях, бизнес у таких арендодателей вполне себе процветающий и дарящий массу положительных эмоций их клиентам.
Катаются взявшие велосипеды напрокат или их счастливые обладатели в основном в тихих скверах или вдоль набережных. Причина – в недавно введенных правилах корректной езды. А она сейчас разрешена лишь по специально отведенным дорожкам и лишь в самых крайних случаях – по тротуарам. Это-то и печалит многих велолюбителей – уж слишком опасно выезжать на проезжую часть.
С другой стороны, ведь не на ровном же месте внесли изменения в раздел 24 ПДД. Велосипед – какое-никакое, но транспортное средство, несущее определенную степень опасности и травматизма. Есть даже соответствующая статистика: за 6 месяцев 2018 года в стране зарегистрированы 8 ДТП с участием велосипедистов, в которых 8 же человек и получили травмы различной степени тяжести. Правда, это на 57,9% ниже, чем за аналогичный период прошлого года (тогда «отметились» 19 человек, а один погиб).
И это, возможно, не полная отчетность. Ведь не все побегут в травмпункт после столкновения с велосипедом. А случаев немало, особенно в парках и скверах, где у велосипедистов буквально вырастают крылья за спинами от раздолья. К сожалению, от подобной окрыленности чаще всего страдают дети. Летом 2017 года в Караганде под колесами велосипеда оказался трехлетний малыш, которому велосипедист переехал голову. Ребенка с переломом височной части срочно доставили в больницу и прооперировали. Уже в 2018 году жертвой велолихача стала двухлетняя жительница Шымкента – разогнавшийся подросток попросту не заметил девочку. Кстати сказать, именно в Шымкенте пошли дальше всего в плане обеспечения безопасности в парках: в одном из них местная администрация вовсе запретила катания. На повестке дня и запрет езды на роликах и гироскутерах. Но если идею утихомирить велосипедистов, гоняющих на всех парах по паркам, горожане в основном поддержали, то вот претензии к гироскутерам вызвали недоумение. А многие так и вовсе предложили не перекладывать вину на велосипедистов и иже с ними, а, наоборот, поддержать их, создав условия в виде велосипедных дорожек. Начать воспитывать культуру катания, так сказать.
Правда, с культурой в этом плане у нас пока не лады, и надо бы еще разобраться, у кого ее меньше – у «наглых» велосипедистов или у всех остальных. Потому что показательных примеров тоже хватает. Например, в Астане в июле водитель авто, лишенный прав, сбил велосипедиста на… велодорожке. А уж как любят горожане гулять по велополоскам или катить по ним детские коляски, лишний раз вызывая неудовольствие велоездоков. И неудивительно: велодорожек и так мало, ширины они не большой, и разъехаться с пешеходом не всегда получится. Отдельным камнем преткновения стал и новый столичный рыба-мост. Наверняка велосипедисты возлагали на него большие надежды: «Эх, разгонюсь!» Как выяснилось, зря. Упорные «безлошадники» и не думают уступать велосипедистам, не реагируя ни на разметку, ни на просьбы.