Под Новый год не только детвора ждет подарки и поздравления. Их прагматичные родители все чаще заглядывают в почтовые ящики, ожидая открыток, собственноручно написанных дорогими им отправителями; важной корреспонденции; извещения о посылке, в которой могут быть те самые вожделенные подарки, которых как раз и ждут их дети. Как бы ни был всемогущ Интернет и цифровые технологии, максимум, что им отводится в этом деле – ответственно служить «старушке» почте. Обеспечивать скорость, точность, целостность доставки. Не хочется, чтобы корреспонденция задерживалась, терялась в массиве отправок, или приходила не по адресу.
Больше, чем доставкаПоэтому почтовые службы трансформируются во всем мире, затрачивая на эти цели миллиарды. В первую очередь потому, что нарастают объемы пересылаемой корреспонденции наряду с ростом требований отправителей и адресатов к уровню сервиса. Вот, к примеру, логистическая компания Pony Express планирует инвестировать на реализацию своей новой стратегии около 1 млрд. рублей до 2019 года. Компания выходит на новые для себя сегменты логистического рынка: создание логистических хабов, сотрудничество в сегменте электронной коммерции.
Как высокоточные электронные часы работает почта Кореи. В этом убедились казахстанские журналисты, побывавшие в этой удивительной почтовой службе. При этом мы отметили удачное совмещение возможностей и преимуществ традиционной почты или, как сегодня говорят, почтового администратора и современных служб доставки. Не случайно, отвечая идеологии текущего времени, почту Кореи переподчинили от Министерства экономики – Министерству науки и новых технологий.
Сложный процесс трансформации запущен и в АО «Казпочта». Как поясняет пресс-служба почтового оператора, она будет идти в трех направлениях: изменение бизнес-процессов; внедрение новых технологий; развитие и обучение сотрудников компании. Кадры должны соответствовать уровню технологий, которые уже используют ведущие почтовые администрации в своих обновленных бизнес-процессах и которые будут внедряться поэтапно.
Но пока же кадровое, технологическое отставание Казпочты дало фору развитию альтернативных служб – компаний экспресс-доставки. В числе мировых представителей на рынке – компания DHL, у которой во всем мире работает более 50 000 хорошо оснащенных курьеров.
– Этот рынок становится все более конкурентным, – тем не менее считает коммерческий директор компании DHL International Kazakhstan Евгений Багдашкин. – Клиентам уже мало предложить просто хорошие сроки доставки. Им нужна компания, которая может и готова предложить больше, чем определенную услугу. Востребованы уникальные логистические решения. К примеру, сегодня нашим клиентам уже не обязательно звонить в call-центр компании, чтобы решить любой вопрос. Им достаточно воспользоваться специальными приложениями, в т. ч. и мобильными, чтобы вызвать курьера, выбрать нужный продукт или дополнительные опции. Также набирает обороты интернет-торговля. Здесь первостепенную роль играют сроки доставки, география и скорость таможенного оформления. Сейчас более 80% всех входящих грузов по сети DHL проходит предварительное декларирование и подготовку необходимых документов в «воздухе» по электронным копиям инвойсов. Это позволяет по прибытии груза произвести таможенную очистку в сжатые сроки.
Кризис как шансВ свою очередь генеральный директор ТОО «Пони Экспресс» Евгений Забиякин отмечает две тенденции развития транспортно-логистической индустрии: глобализацию и регионализацию, которые развиваются несмотря на мировой экономический кризис.
– Развитие, с одной стороны, мировой торговли настоятельно требует упрощения передвижений товаров от продавца к покупателю, снижения документальных требований и упразднения лишних барьеров, – развивает он мысль. – С другой стороны, мы видим регионализацию мировых рынков. И Таможенный союз – один из успешных примеров регионального сотрудничества. Обе тенденции открывают замечательные возможности как для почтовых администраций, так и для логистических компаний и требуют постоянных инноваций в транспортно-логистической отрасли.
Евгений отмечает и рост казахстанского рынка почтовых и курьерских услуг – на 86%, согласно официальным данным, с 2009 года. Его объем достиг почти 24,3 млрд. тенге в 2013 году с потенциалом роста. Поскольку основными тенденциями развития стран ТС являются увеличение емкости рынка экспресс-доставки за счет снятия таможенных барьеров между Россией, Казахстаном и Беларусью, а также расширение географии бизнеса компаний, иностранные инвестиции, переход к цивилизованному ритейлу, развитие интернет-торговли, появление новых компаний, усиление конкурентной среды. При этом Pony Express – в игре. Объем инвестиций компании в новые технологии и инновации в Казахстане составляет значительную часть бюджета. Компания фокусируется на интегрированных решениях и уже приступает к внедрению в Казахстане инновационных технологий обслуживания в качестве универсального оператора логистических услуг.
То есть частные операторы связи уже пришли на рынок, задав своего рода стандарты, которые отработаны, а главное – оценены клиентом. И привыкнув к хорошему, ждут лучшего от национальной почты. При этом компании эти более современны, более мобильны. И несмотря на более высокие тарифы, за счет скорости, мобильности забирают все больший сегмент рынка.
– Думаю, процесс трансформации Казпочты должен был начаться лет 5 назад. Чтобы не догонять, а опережать желания населения, – убежден президент интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. – Посмотрите на «электронное правительство» и ритм его работы. Такой же ритм и такие же действия должны быть предъявлены к главному почтовому сервису страны. Программа трансформации должна менять бизнес-процессы компании, надо поднимать логистику на совершенно другой уровень, использовать франшизу. Логистика – это базис электронной коммерции. Без нее любые попытки поднять «с колен» электронную торговлю будут обречены на неудачу. В процессе модернизации Интернет и информационные системы должны будут полностью заменить ручной труд.
Наверное, любой отправитель и адрес корреспонденции подпишутся под этими пожеланиями. И именно в этом направлении движется национальная почта, внедряя инновационные технологии. Хотя движется, может быть, медленнее, чем ждут от нее клиенты, рассчитывая на ускорение всех процессов. В том числе реформирования. Почта уже реализует ряд новых проектов. Один из них – внедрение автоматизированной линии для сортировки регистрируемых почтовых отправлений. Также развивается недавно стартовавший проект «Мобильный Postman». Сегодня он находится на стадии тестирования.
– Казпочта запустила пилотный проект «гибридная почта» в Алматы, Астане и Актобе, – рассказали в пресс-службе компании. – Идея сервиса в том, чтобы поступившую в электронном виде корреспонденцию переносить на электронные носители и доставлять в бумажном виде адресату. Внедрение этого проекта позволит сократить сроки доставки до 1 дня.
Партнерская конкуренцияКомпании, соперничающие с национальным оператором в сфере доставки корреспонденции, тем не менее видят и объективные общие проблемы. В частности, наша география.
– Удаленность республики от мировых рынков, географическая удаленность населенных пунктов внутри страны приводят к высоким транспортным издержкам бизнеса экспресс-доставки, – отмечает Евгений Забиякин. – При этом мы видим тенденцию по сокращению затрат транспортных компаний, особенно международных. Но механическое сокращение затрат перевозчика приводит к увеличению затрат клиента. Тем не менее мы комфортно себя чувствуем на этом рынке за счет уникальных технологий и своего опыта. Наш принцип – наилучшее соотношение цены и качества для клиента.
Казпочта также приглядывается к наиболее конкурентным сферам доставки, например, к рынку срочной деловой корреспонденции.
– За последние 3 года в Казахстане появилось около 80 новых игроков на рынке срочной и курьерской доставки, – приводят данные в АО «Казпочта». – Конечно, это обуславливает жесткую конкуренцию на рынке. Поэтому мы стараемся предоставлять клиенту то, что не могут дать ему другие. Помимо того, что только наша компания может обеспечить доставку до самых отдаленных регионов страны, такие новые услуги, как «Доставка в день приема по РК» или «Экспресс-премиум в Россию», выгодно отличают нашу курьерскую службу EMS от конкурентов. А служба нашей спецсвязи может обеспечить доставку под вооруженной охраной любых документов под грифом «секретно».
Казпочта лидирует и в сегменте массовых рассылок в масштабах страны, поскольку имеет самую большую филиальную сеть. Восьмитысячный штат почтальонов и собственный регулярный транспорт по всем направлениям обеспечивают абсолютное конкурентное преимущество при предоставлении услуг пенсионному фонду, банкам второго уровня, поставщикам различных коммунальных услуг. Впрочем, поле деятельности – в прямом смысле равное территории страны – столь велико, что партнерство здесь не исключается. Один из самых наглядных примеров – использование инфраструктуры Казпочты, которая имеет самую большую филиальную сеть в стране и самые важные ресурсы по доставке в самые отдаленные населенные пункты страны. «Большинство участников рынка работало или работает через нас, доставляя те или иные отправления в отдаленные населенные пункты», – заверяют в Казпочте. Но также признают, что уровень автоматизации процессов еще не высокий. На 2011 год общая доля автоматизированных отделений почтовой связи составила 55,9%. Это связано с отсутствием технической возможности со стороны провайдеров, предоставляющих услуги связи, а также отсутствием технического обеспечения.
– Для повышения доли автоматизированных почтовых отделений в бюджет на 2012 год были заложены необходимые средства. Благодаря этому в том году общая доля автоматизированных отделений выросла до 84%, – привели цифры в АО «Казпочта». – Тогда же было проведено тестирование беспроводных каналов связи. К концу 2013 общая доля автоматизации достигла 88,1%, а сейчас она составляет 88,7%. В этих целях используются различные технологии. В том числе технологии 3G и LTE, WIMAX и спутниковая система SkyEdge2.
Довольно оптимистично смотрят на темпы развития электронной коммерции как наиболее активно развивающегося сегмента рынка экспресс-доставки в Pony Express.
– Большим плюсом и отличительной чертой Казахстана при развитии рынка экспресс-доставки и E-commerce является то, что страна воспринимается как транзитный коридор из Китая в Европу, что способствует развитию торговых потоков, – подчеркивает Евгений Забиякин. – Также в Казахстане очень сильна идея национализации. Разработка и реализация государственных стратегий и программ основана на использовании внутренних ресурсов и возможностей страны: госпрограммы по ФИИР, стратегии развития транспортной отрасли государства, что ведет к увеличению ее транзитного потенциала и, как следствие, грузопотока. В этом преимущества Казахстана. И этим в том числе объясняется такой мощный скачок в развитии рынка в 2013 году, подкрепленный высокими показателями экономического развития страны.
Что же касается вклада самой компании в развитие этого сегмента, то компания продолжает развитие в Казахстане полноценного 3PL-бизнеса. Среди новых предложений компании – услуги «Доставка ко времени», расширение линейки услуг по доставке cash-on-delivery в сегменте e-commerce.
– Мы серьезно подходим к внедрению для наших клиентов специальных отраслевых решений, особенно для FMCG, ритейла, фармацевтики, банковской, автомобильной и телекоммуникационной отраслей, – заключает Евгений Забиякин. – Нами проведена значительная работа по оптимизации процессов международной доставки, что позволит вывести эту услугу на новый качественный уровень. В Казахстане мы всерьез и надолго.
Операторы почтовой связи прекрасно видят и еще слабо освоенный вектор – сельское направление. Оно требует серьезных вложений. Тем не менее, как верно считает Шавкат Сабиров, почта должна приходить в каждый дом вовремя и гарантированно: наши граждане, проживающие в удаленных местах, не становятся другими или отличными от тех, кто проживает в крупных городах.
И это то направление, сходятся во мнении мои эксперты, где должны соединяться усилия как государства, так и частного бизнеса.