Забытое имя, или Возвращение Всеволода Теляковского

1091

Осколок «Серебряного века»

Кастеевский музей, как его с любовью называют алматинцы, можно сказать, возродил имя талантливого художника, одного из создателей театрально-декорационного искусства Казахстана Всеволода Владимировича Теляковского, впервые широко представив его работы, которые долгие годы хранились в запасниках музея.

Как говорит заместитель директора по научной работе, кандидат искусствоведения Светлана Кобжанова, одна из задач музея как раз и стоит в показе маленьких драгоценностей из его фондов.

Такой драгоценностью стала и нынешняя выставка, открывшая посетителям не только великолепного художника, но и во многом уникальную личность, каким был Всеволод Теляковский.

Достаточно сказать, что его отец, Владимир Аркадьевич Теляковский, был последним директором императорских теат­ров в Петербурге, смещенным со своего поста в 1917 году решением Временного правительст­ва. Можно представить, в каком окружении рос и воспитывался Всеволод Владимирович.

«Дом у директора императорских театров был богат и знатен, – писал в своих воспоминаниях о Теляковском казахстанский писатель Юрий Домбровский. – Один из самых аристократических салонов столицы. Мне как-то пришлось видеть у Всеволода Владимировича среди семейных фотографий несколько снимков этого дома: кабинет генерала, личные комнаты, гостиная – все в гобеленах, картинах и коврах, в бронзе и старинной мебели».

В доме Теляковских бывал весь цвет русской культуры того времени. Отец будущего художника был не только высокопоставленным царским чиновником, но и прекрасным музыкантом, зачастую играл в четыре руки на рояле с самим Рубинштейном. На званых вечерах, где собирались известные актеры и музыканты, не однажды пел Федор Шаляпин.

Первые уроки живописи Всеволод Теляковский брал у таких знаменитых художников, как Константин Коровин и Александр Головин, ведущих декораторов императорских театров, с ранней юности впитав традиции русского искусства рубежа веков, так называемого Серебряного века.

Позже Теляковский продолжил учебу во Франции у известного художника Мориса Дени, ученика Гогена, и графика Феликса Валлоттона. Но состояться как художнику ему помешала революция, для которой он оказался всего лишь одним из «бывших» – потомок старинного дворянского рода, Всеволод Владимирович был слишком интеллигентен, слишком талантлив, чтобы вписаться в рабоче-крестьянскую пролетарскую обстановку. Как ни трудно догадаться, в Казахстане он оказался не по своей воле.

Роковым для семьи Теляковских стал день 1 декабря 1934 года, когда в Ленинграде был убит Киров. Тогда начались массовые репрессии. Всеволод Теляковский был осужден 7 марта и в этом же месяце вместе с сестрой Ириной Красовской и ее мужем выслан в Казахстан. Так, в возрасте сорока одного года началась другая жизнь художника и новый этап его творчества, связанный с Казахстаном, который продлился более 25 лет. 

Поначалу Всеволод Владимирович работал в Атбасарском городском и областном Актюбинском музыкально-драматическом театрах, затем, когда в Алма-Ате начали открываться театры, приехал в наш город. Был художником-декоратором в театре оперы и балета, а когда Наталья Сац организовала Театр юного зрителя, стал работать в нем главным художником. За эти годы Теляковским было создано немало декораций и эскизов костюмов к различным спектаклям. Об этом перио­де его жизни рассказано в книге Людмилы Мананниковой «Я родом из ТЮЗа». 

...Чтобы имя Всеволода Теляковского вернулось из забытия, много сделала и куратор выставки, руководитель цент­ра классического зарубежного искусства Государственном музее искусств им. А. Кастее­ва Галина Сырлыбаева, которая буквально по крупицам воссоздавала жизнь Всеволода Теляковского, назвав его «удивительным человеком с удивительной судьбой».

– Эта выставка – дань памяти художнику, чья судьба сложилась далеко не так, как он задумывал ее сам, – сказала Галина Николаевна, – но и в этих обстоятельствах Всеволод Теляковский сумел сохранить себя как личность и остался верен своему пути – пути труженика, творца и созидателя. В апреле 1961 года уже немолодым человеком Теляковский вернулся в родной Ленинград, где через два года умер.

Всеволод Владимирович щед­ро поделился с Казахстаном антикварными работами, которые достались ему по наследству от родителей, передав в дар музея искусств 94 произведения русского и западноевропейского искусства.

«Теляковская» галерея

Так, шутя, обыграв название Третьяковской галереи, назвал картины, подаренные ему художником, Юрий Домбровский, ведь Всеволод Теляковский был не только талантливым театральным художником, но и первым профессиональным живописцем, обратившимся к казахскому эпосу.

Полная серия из десяти полотен – «Жалбыр», «Ер-Таргын», «Кыз-Жибек» и других – впервые представлена в музейной экспозиции. Правда, частично картины Теляковского экспонировались на выставке изобразительного искусства, проходившей в рамках Декады казахского искусства и литературы в Москве в 1958 году, представляя театрально-декорационное искусство республики. 

Среди этой серии – великолепный «Акын», холст поразив­ший когда-то не только Домбровского, но и работавшего в годы войны в Алма-Ате Сергея Эйзенштейна. Юрий Домбровский впервые увидел эту картину в доме литературного и театрального критика, сценариста Льва Игнатьевича Варшавского.

«Акын сидел на холме, он пел и слегка раскачивался в такт своей песне. И с этого неосознанного, но широкого движения начиналась вся ритмическая линия картины, изгибы травянистых холмов, поворот могучей шеи верблюда, линия голов слушателей. Песня как бы лепила формы, создавала видимость. И все на этой картине было оркестровано в ее ключе. Даже овцы – волнистые спины их были тоже ее частью. Под стать ей была и палитра художника – зеленоватый тонкий свет луны, прозрачная чернота неба, темная листва дерева с синевой и прозеленью, неяркое свечение меха и малинового бархата на опушках и верхах казахских шапок». 

А вот как вспоминает Юрий Домбровский самого Всеволода Владимировича.

«Я знал Теляковского что-то около двадцати лет. Но для меня что в 50, что в 70 он оставался человеком одного и того же возраста – худощавым, невысоким, с тонкими чертами лица, с ясным взглядом светлых глаз, одетый с какой-то почти стерильной скромнос­тью и опрятностью. Он ничем не блистал и вообще не был из тех, кто запоминается с первой встречи. Об искусстве же, художниках, своих художественных принципах он говорить не любил, хотя если спрашивали, отвечал и пояснял. 

…Вся жизнь Всеволода Владимировича прошла на сцене. ...О сценическом пространстве он знал все. Он мог его сжать, уничтожить или раздвинуть до бесконечности. Мог создать в узкой сценической коробке снежную пустыню, завертеть метель, расстелить настоящее половецкое поле, такое, чтобы небо смыкалось со степью. Он мог создать и реку, и заречную даль, и избушки на этой стороне реки и огоньки на той. Но, вероятно, хуже или лучше это умели делать и другие алма-атинские театральные художники. Но что его, безусловно, выделяло, ставило выше всех этих декораторов, хотел он этого или нет, знал об этом или не знал – это безусловное и безукоризненное чувство стиля. И даже не чувство, а чутье».

Кто знает, может, это чутье и делает талантливого человека творцом?

В 1959 году Теляковский создал серию из четырех натюрмор­тов – «Утро», «День», «Вечер», «Ночь», в которой символически показал красоту, изобилие и щедрость южной природы. Они также впервые представлены на выставке.

Кроме того, на ней можно увидеть и другие уникальные материалы: фотографии Всеволода Теляковского, членов его семьи из личного архива художника, которые еще тоже нигде не были опубликованы. Впервые широко представлены многочисленные эскизы декораций и костюмов к различным постановкам как классического, так и национального репертуара. 

Костюм для Прекрасной дамы

Как рассказала Галина Сырлыбаева, в музее хранится 137  эскизов костюмов и декораций к различным спектаклям, выполненных Всеволодом Теляковским. Он всю жизнь работал над книгой, которую сам называл «костюмерной книгой», где было им создано сотни рисунков исторических костюмов, начиная с ХVи до ХХ века.

– Впервые об этой книге я прочитала у Домбровского и Льва Варшавского, – говорит Галина Николаевна, – и решила заняться ее поисками. Но в Казахстане книги не оказалось, у ныне живущих родственников Теляковского в Петербурге ее тоже не было, но как потом я узнала, много лет назад эти рисунки были переданы в Санкт-Петербургскую театральную библиотеку, и сейчас там хранится 346 рисунков исторических костюмов, созданных Теляковским.

Это, конечно, был титанический труд – представьте, 346 листов, и на каждом листе по 5–6 фигур в костюмах различных эпох! Причем выполнены рисунки очень тонко в технике акварели, туши и карандаша. Кстати, в книге есть и казахские костюмы, детали вооружения казахских воинов, старинные национальные украшения и одежда. 

– Конечно, если бы сегодня нашелся спонсор, и эта книга была бы опубликована, она могла стать очень хорошим подспорьем для современных театральных художников, потому что там очень подробно, в деталях воспроизведены совершенные, казалось бы, мелочи – какие-то аксессуары, строчки на одежде, даже пуговицы! – отметила Галина Сырлыбаева.

На открытии выставки консул РФ в Казахстане Ирина Переверзева высказала мысль о том, что Россия присылала в эти края лучших. 

– Какими судьбами, какими сложными путями эти люди оказывались в Казахстане! Кто-то находил здесь приют во время эвакуации, кто-то просто бежал, чтобы спастись от репрессий в России, кого-то присылали сюда не по своей­ воле. Но так или иначе, для всех них Казахстан стал второй родиной, он дал им приют, Казахстан дал им надежду, дал пищу для творчест­ва. Вот и сегодня мы прикоснулись к творчеству человека, для которого Казахстан тоже стал вторым домом.

Это действительно тот случай, когда Казахстан не только сохранил, но открыл для России русского художника.

Елена БРУСИЛОВСКАЯ 

Популярное

Все
Школы оснастят экобоксами для раздельного сбора отходов
В Атырау свекла слаще
Комплексные меры – положительный результат
Продавцы вернули алматинцам почти 285 млн тенге
Сохраняя бодрость духа
Уборка у обочины
Золото северных лесов
Трудна дорога в гору
Судьбы дороги разные...
Казахстанская шахматная школа – одна из лучших
Вспомните себя
Так вперед, по тропе – навстречу судьбе…
Стремиться к лучшему
Пусть горизонты новые зовут
Новые обитатели огородов
Астана – креативная столица Центральной Азии
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития столицы и городов республиканского значения, национальных проектов, предпринимательства и оптимизации функций государственных органов
У природы нет плохой погоды…
В Актау проходят съемки экодрамы «Қара бекіре»
Где родился, там и пригодился
В Караганде подорожает проезд в автобусе
На съезде профсоюзов в Астане утвердили Резолюцию в поддержку реформ Токаева
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
25-летнюю теннисистку из Индии застрелил ее отец
Токаев поздравил Президента Монголии с праздником Наадам
Колония «супермуравьев» приближается к Великобритании
Ермек Кошербаев ознакомился с туристической инфраструктурой Капшагайского водохранилища
День работников рыбного хозяйства
Пока не поздно: как предотвратить возникновение онкологии
Астанчан призвали внимательно выбирать частные образовательные учреждения
Возврат активов: драгоценности на торгах оказались никому не нужны
Способен дать фору другим
Жительница области Абай продала всё свое имущество, чтобы избежать судебного взыскания
Казахстан повышает уровень жизни – Global Banking & Finance Review
Президент принял главу правления нацкомпании «QazaqGaz»
Подельника «Дикого Армана» экстрадировали из ОАЭ
3,6 млрд тенге выделили из резерва Правительства на ремонт теплосетей Актау
Выставка «Древний Туркестан и наследие Яссауи» открылась в Уфе
Fatality: как уберечь ребенка от последнего шага
Амир Омарханов вышел в полуфинал юниорского Уимблдона
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Закон Республики Казахстан
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Из Рабочего поселка – в Париж
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
В Уральске открылся штаб «Дала қырандары».

Читайте также

Завоеватель тысячелетия: ИИ-фильм «Чингис-Хан» покоряет каз…
Лучших лошадей Казахстана покажут на фестивале в Астане
Конкурс малых грантов на развитие волонтерства и граждански…
Ерлан Дакенов назначен председателем Комитета культуры МКИ …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]