Такого случая в культурной жизни Казахстана еще не было! Спектакль «Хрустальный колодец» уникален не только потому, что в нем нет главных персонажей, а еще и по той причине, что все актеры – это дети, победившие рак, или те, кто мужественно старается его одолеть. Все они исполнили равнозначные роли, а также под чутким руководством профессионалов стали основными авторами декораций и костюмов и реквизита.
Общественный фонд «Исмет» при поддержке единомышленников и просто неравнодушных людей организовал постановку этого спектакля, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме детской онкологии и к возможности внедрения программ арт-терапии в процесс лечения.
– Каждый из участников и организаторов пришел в этот проект не ради славы, а для того, чтобы помочь, – утверждает маммолог-онколог Сурия Есентаева. – Любой врач подтвердит, что арт-терапия не только отвлекает маленького пациента от заболевания и побочных явлений лечения, но и повышает сопротивляемость организма, создает мотивацию к скорейшему выздоровлению.
Мастер-классы для детей с участием известных казахстанских художников Эдуарда Казаряна, Марата Бекеева, Андрея Нода в течение пяти лет проводились в Казахском НИИ онкологии и радиологии, Национальном центре педиатрии и детской хирургии (Алматы), Национальном центре материнства и детства (Астана), а также в Центре онкологии им. Густава Русси (Париж, Франция). Рисунки детей, подготовленные под руководством мастеров, позднее выставлялись в Казахстане, Бельгии, Франции, Швейцарии. Изобразительное искусство как часть арт-терапии очень популярно среди маленьких пациентов и их родителей, оно не требует больших затрат и позволяет реализовать полет фантазии, как душе угодно.
Драматический театр – это другой, более высокий уровень арт-терапии. Начиная с декабря прошлого года все временные, физические и моральные ресурсы постановочной группы были отданы музыкальной сказке «Хрустальный колодец». Режиссером-постановщиком выступил магистр искусств, преподаватель Академии искусств им. Жургенова Дамир Уразымбетов. Музыку к спектаклю написала талантливый казахстанский композитор Юлия Лебедева, которая также принимала непосредственное участие в постановке музыкального действа. Под ее чутким контролем с удовольствием работал Государственный академический симфонический оркестр РК.
– Дети сделали проект невероятно интересным и увлекательным. Настоящие маленькие актеры, играли с таким задором, куражом! На них никогда не было скучно смотреть, даже на обыкновенных рабочих прогонах. Мы от души веселились, глядя на таких чудесных артистов! – поделился эмоциями дирижер Канат Омаров.
Единственной взрослой актрисой на сцене оказалась Татьяна Кадралова, исполнившая роль Доброй сказочницы. Она же и много репетировала с ребятами, помогала им вживаться в образы.
– Для них выйти на большую сцену и попробовать себя в роли драматических актеров – огромное событие, – рассказала она. – Дети очень много придумывали сами, глаза у них горели! Мы, взрослые, честно говоря, немного переживали, как с ними работать… А вдруг кто-то почувствует себя плохо? Но волнения оказались напрасны. Когда они влились в работу, вообще забыли, что их что-то беспокоит.
Согласно сюжету принцесса София (ее сыграла 8-летняя Амира Рысмаханова) была заколдована злой колдуньей и ее приспешником-музыкантом (13-летняя Наина Калистратова и 10-летний Радомир Шагабутдинов). Из доброй и ласковой девочки София превратилась в надменную, резкую, все время ходила с задранным носом и отвергала всех женихов, даже принца Рахат-Лукума в исполнении 10-летнего Андриана Гимпеля. Все эти выходки, разумеется, приводили в отчаяние Короля, ее отца. Его Величество – 9-летний Эдуард Гимпель – в сцене сватовства настолько расстроился, что упал в обморок. Потом в игру вступил Генрих – 9-летний Батырхан Жусуп, и все, к счастью, закончилось благополучно. Как ни старалась Наина Калистратова, как ни смеялась грозно – не получилось у нее подчинить героев своей власти.
– Мы провели небольшой кастинг. Но никто из детей не был отсеян, в спектакле приняли участие все желающие. Мы только добавили персонажей для всех, кто хотел играть, – продолжает Татьяна Кадралова. – Поначалу в сценарии значились две фрейлины, а потом их стало четыре. Причем каждая из девочек подходила и заявляла, что хотела бы быть принцессой. Тогда я говорила: «Давай сейчас мы уберем всех фрейлин и оставим одну принцессу – тебя. Только какая же принцесса без свиты? Разве ты ею будешь? Ведь если вы не сыграете фрейлин так, как надо, образ главной героини лишится многих красок». Так мы постепенно и внушили им, что фрейлины – это великая необходимость, и нужно их сыграть на 5 с плюсом! Я очень горда тем, что именно меня пригласили принять участие в таком проекте. Хочу пожелать всем детям всегда летать на крыльях творчества, с надеждой в сердце, быть здоровыми и счастливыми!