30 лет на страже морских рубежей

5218
Асхат Жаналипов, старший лейтенант

Пограничная служба КНБ Республики Казахстан отмечает свой юбилей.

фото из архива департамента

Вот уже 30 лет минуло с момента создания на Каспийском море наряду с Военно-морскими силами страны морских частей Пограничной службы КНБ РК. В апреле 1993 года вышел Указ Президента страны «О создании Военно-Морских Сил и морских частей Пограничных войск Республики Казахстан». За эти годы моряки границы прошли нелегкий путь становления и развития.

С тех пор все богатства Каспийского моря – 20 млн тонн углеводородного сырья, 90% рыб осетровых пород, определенные виды рыб частиковых пород, а также краснокнижная каспийская нер­па – находятся под бдительным контролем и охраной департамента Пограничной службы КНБ по Мангистауской области.

Путь морских стражей не был простым. Не имея своей морской инфраструктуры (причалов и кораблей), на первых порах пограничники столкнулись с большими трудностями.

– Начинали с маленькой бригады, в составе которой было всего два катера. Поиск оптимального пути развития корабельно-катерного парка привел к пониманию, что Казахстан, опираясь на возможности двух уральских предприятий – АО «Уральский завод «Зенит» и АО «НИИ «Гидроприбор», сам может развивать военное кораблестроение. Поддержка со стороны руководства страны и пограничного ведомства позволила в начале нулевых годов построить более 27 пограничных кораблей и катеров, – рассказывает первый командир морской пограничной дивизии капитан 1-го ранга в отставке Мухамет Союнов.

Непосредственная охрана морских рубежей началась в 1994 году, после издания приказа председателя КНБ РК о создании отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров с местом дислокации в городе Актау, в последующем переименованной в морскую пограничную дивизию Пограничной службы.

Но полное освоение морских рубежей на Каспийском море началось в 1995 году. Тогда на воду был спущен первый пограничный сторожевой катер «Абай» с задачей обеспечить охрану морских рубежей страны. Для вновь созданных морских частей пограничных войск Казахстана это событие стало особенно значимым. Своего рода отправной точкой в обеспечении контроля катерами, после – кораб­лями, морских границ страны. За короткое время Пограничная служба приняла под охрану участки морских границ с Азербайджаном, Ираном, Россией и Туркменистаном.

На моряков-пограничников с первых дней возлагались задачи, связанные с охраной территориальных вод (моря), континентального шельфа Республики Казах­стан и пресечением противоправной деятельности в зоне ответственности. Кроме этого, морские стражи границы принимали участие в международных учениях и операциях, проводимых на море: «Қару», «Нелегал», «Канал-Восток», «Мак», «Шелковый путь», «Союз», «Путина», «Дауылпаз», «Қалқан-2021», СОПМ и других.

В период с 1997 по 1999 год морские подразделения Пограничной службы находились в составе оборонного ведомства, а в ноябре 1999-го по результатам реорганизации на месте военно-морской базы была сформирована морская пограничная дивизия в составе трех дивизионов пограничных кораблей и катеров.

В последующем, учитывая мировой опыт развития морской охраны, морские подразделения преобразовывались, меняли свою численность и организационно-штатную структуру. В 2008-м на базе морской пограничной дивизии было создано Региональное управление береговой охраны Пограничной службы КНБ, в состав которой вошли пограничные отряды и дивизионы кораблей и катеров западного региона. В 2020 году в связи с реформированием пограничного ведомства по территориальному принципу региональное управление было преобразовано в департамент ПС КНБ по Мангистауской области.

Как показало время, создание морских частей было эффективным и необходимым шагом по контролю перемещения через государственную границу судов, грузов и товаров, в борьбе с браконьер­ством, незаконной миграцией и наркоторговлей. За 30 лет пограничниками было задержано более 25 тыс. нарушителей всех категорий, пресечено свыше 10 тыс. нарушений территориальных и внутренних вод, обнаружено и задержано порядка 600 браконьерских лодок типа «Байда», 2 тыс. различных малых плавательных средств, 45 иностранных браконьерских промыслово-транспорт­ных судов. Также изъято более 15 тыс. км крючковых орудий лова (коллада) и 6 тыс. км различных сетей. Отпущено в естественную среду обитания более 25 тыс. рыб осетровых и 40 тыс. частиковых пород, а также 1 100 тюленей. Предотвращенный ущерб государству исчисляется десятками миллиардов тенге.

Сегодня подразделения департамента – это оснащенные современными видами вооружения, наземной и морской техникой пограничные управления и морские дивизионы с опытными и грамотными офицерами, старшинами и матросами, способными противостоять угрозам национальной безо­пасности Республики Казахстан. На вооружении морских дивизионов находится более 40 кораблей и катеров проектов «Айбар» и «Барс» с автоматическими дистанционно-управляемыми огневыми комплексами и тепловизионной системой наведения, позволяющие вести стрельбу в любое время суток. Также имеются гидроакустические станции для подводной разведки, способные распознавать предметы под водой на расстоянии до одного километра. Пограничные отделения и группы технического наблюдения пограничных управлений осуществляют круглосуточное радиолокационное наблюдение акватории Каспийского моря и контроль водной обстановки.

Имеются у стражей морских рубежей и катера на воздушных подушках, которые используются осенью и зимой в период обледенения северной части Каспия для контроля и порядка выхода ледокольных судов и средств передвижения по льду.

В целях развития и совершенст­вования системы базирования в 2020-м, в год празднования 175-летия великого сына казахского народа, поэта и мыслителя Абая Кунанбаева, введен в боевой состав пункт маневренного базирования «Абай» для кораблей морских пограничников. Это уникальное сооружение предназначено для базирования кораблей и катеров в прибрежных районах бассейна Каспийского моря, где нет доступа к коммуникациям. Иными словами, плавучее сооружение предна­значено для швартовки, стоянки и обслуживания кораблей и судов, производства и выдачи электроэнергии, проведения погрузочно-разгрузочных работ. Здесь одно­временно могут разместиться до четырех кораблей.

Не первый год служит в охране морских рубежей ледокольно-буксировочный корабль «Қажымұқан», который был специально создан для работ в условиях зимы на Каспийском море. Корпус катера способен преодолевать лед толщиной до 30 см. Для тушения пожаров на других судах или объектах предусмотрена пожарная система, а для буксировки имеется носовое и кормовое буксирное устройство.

Сегодня департаментом Пограничной службы КНБ по Мангистауской области руководит опытный и грамотный офицер – полковник Санат Жуманов. Также стоит отметить, что немалый вклад в становление пограничных соединений и частей западного региона в те нелегкие годы внес­ли опытные офицеры: генерал-майоры Елемес Жанабергенов и Наиль Алдаев, контр-адмирал Кенжемерген Абикеев, капитаны 1-го ранга Ахметжан Шукпутов, Мухамет Союнов, Сабыр Хасанов, Данияр Мальчубаев, Талгат Туребаев и Мухтар Елеуов.

За отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воин­ского и служебного долга, безуп­речное исполнение служебных обязанностей и весомый вклад в дело обеспечения надеж­ной охраны государственной границы Республики Казахстан ряд военнослужащих был награжден государственными и правительственными наградами. Ордена «Айбын» II степени удостоены капитан 1-го ранга Данияр Мальчубаев и полковник Алибек Каюпов; «Айбын» III степени – старшина 2-й статьи Багжан Акыпбеков (посмертно); «Жауынгерлік ерлігі үшін» – капитан 2-го ранга Асет Ахметчан; «Ерлігі үшін» – мичман Василий Калимуллин.

Морские пограничники прошли долгий и тернистый путь и за 30 лет внесли в хронику Пограничной службы КНБ Респуб­лики Казахстан немало ярких и значимых эпизодов. Впереди – много намеченных целей, и сегодняшние стражи морских рубежей также будут продолжать славные боевые традиции старшего поколения.

Популярное

Все
В страну завезли еще одну партию керкуланов
Е-Qurylys обеспечит прозрачность
Миссия на космическую станцию
На одной волне
Под сенью Вечно Синего Неба
Будущее – в руках молодежи
Когда язык – это сказка
Июнь открывает лето
Поселок Актау готовится к 75-летию
И хомяки целы, и дачники сыты
Практика и погружение в профессиональную среду
«Ювелиры» своего дела
Реформы, доступность, инновации: что меняется в отечественном здравоохранении
Хотел быть хирургом и стал им
Закон Республики Казахстан Об аквакультуре
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
За пластиковую бутылку – шоколад
Вот куда слетаются аисты!
Без предварительных договоров
Не ходи, если не хочется
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Назначен новый министр обороны Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
Десятое дыхание
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
На перекрестках братских встреч
Дофаминовое счастье: как не угодить в ловушку зависимости
Раскопки археологического комплекса «Рахат» привлекли внимание гостей из Китая
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
Половину из возвращенных государству 12,2 млн га земель распределили для пользования
Главе государства поступают телеграммы по случаю праздника Курбан айт
Нужны прогнозы на 20 лет вперед
Восточный путь Турсуна Султанова
Во имя идеалов добра и милосердия
Президент поздравил казахстанцев с праздником Курбан айт
Астана и Лондон продлили военное сотрудничество до 2026 года
Безглютеновая диета нужна единицам, а запреты на сахар и жиры могут ухудшить ваше состояние
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков

Читайте также

И хомяки целы, и дачники сыты
Июнь открывает лето
Поставлена цель – вывести сотрудничество на новый уровень
Казахстан – Болгария: новая глава стратегического партнерст…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]