
Всем известна поговорка о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке, однако каждый из нас сотни раз им наслаждался. Не верите?
Каждый из нас может совершенно бесплатно получать и использовать по своему усмотрению огромные богатства, несравнимые по своей ценности с модной шмоткой или машиной. «Идите и берите. Уносите сколько сможете!» – предлагают общедоступные библиотеки и бесплатные образовательные порталы Интернета. Берите знания – величайшую ценность человечества! Но далеко не все стремятся заполучить это богатство. Причины очевидны. Чтобы освоить культурные массивы, накопленные человечеством, нужно работать. Много, серьезно, творчески. Да и потом, нередко «сыр» знаний, культурные богатства кажутся... невкусными.
А между тем это не только абстрактная и вечная ценность. Это еще и важнейший товар новой эпохи. В современной экономике они буквально, а не фигурально дороже золота. Самые быстрорастущие рынки глобальной неоэкономики – рынки инноваций, образовательных услуг и научно-исследовательских работ.
Удивительно и то, что знания – это такой своеобразный пирог, объем которого становится тем больше, чем больше «едоков» его поглощают. Александр Сергеевич Пушкин подарил нам поэму «Евгений Онегин», а Петр Ильич Чайковский написал удивительно красивую музыку. В результате человечество имеет и поэму, и оперу. Такие же примеры есть в науке. Альберт Эйнштейн освоил прежнюю теоретическую физику, не отменил законы, открытые Исааком Ньютоном, но дополнил их новым миром теорий и гипотез...
Главные ценности человека нигде и никогда нельзя было купить. Их можно было только обрести. Своим собственным трудом и вдохновением. В открытом диалоге с другими личностями. Нельзя купить ваши собственные знания. Можно купить учителей и «корочки», но знания, творческие способности можно обрести только самому. Через труд.
Когда интеллектуалы размышляют о креативности, они обычно имеют в виду великих ученых, художников, политиков, менеджеров... А почему они забывают об учителях, врачах, воспитателях детского сада, садовниках, социальных работниках, библиотекарях, создателях новых технологий? Удивительно, но денежная мотивация зачастую для них не главная. Этим увлеченным людям гораздо важнее творческая составляющая профессии, ее социальная востребованность.
– Вы кому-нибудь завидуете? – спросила на днях успешного преподавателя вуза.
– Своим студентам, – ответил он, – не потому, что они молоды, а их возможностям. Будь они в свое время у меня, я, наверное, бы стал другим человеком. В «мое» время книжные магазины были забиты всяким второсортным хламом. А все, сколько-нибудь ценное, приходилось либо втридорога покупать у букинистов, либо на черном рынке. А сейчас наша университетская библиотека обеспечивает студентам и преподавателям доступ практически ко всем серьезным базам данных журналов, книг, статистики, социологии.
И впрямь! У самых успешных людей мотор конкуренции – не зависть к другому, а стремление поднять собственную планку. Это своеобразная самоконкуренция. Гениальные и успешные люди чаще всего оказываются новаторами. А кому может завидовать новатор? Кому завидовали Ньютон, Эйнштейн или Фрейд? Просто рождалась некая идея, которая манила к себе и заставляла вкалывать.
Интересные, хотя и жестокие опыты проводились в свое время американским исследователем Хосе Дельгадо. Он сажал обезьяну в клетку и ставил перед ней лоток с апельсином. Чтобы получить фрукт, нужно было потянуть за рычаг. А от него шли электроды, закороченные на болевые зоны мозга рядом сидящей «родственницы». И когда одна тянула к себе апельсин, другая кричала. Дельгадо сажал в клетку обезьян разного иерархического уровня. Выяснилось, что представители «дна» тянули апельсины к себе, не обращая внимания на вопли ближнего. А обезьяны из числа «элиты» отказывались от апельсинов…
Все колонки автора
Каждый из нас может совершенно бесплатно получать и использовать по своему усмотрению огромные богатства, несравнимые по своей ценности с модной шмоткой или машиной. «Идите и берите. Уносите сколько сможете!» – предлагают общедоступные библиотеки и бесплатные образовательные порталы Интернета. Берите знания – величайшую ценность человечества! Но далеко не все стремятся заполучить это богатство. Причины очевидны. Чтобы освоить культурные массивы, накопленные человечеством, нужно работать. Много, серьезно, творчески. Да и потом, нередко «сыр» знаний, культурные богатства кажутся... невкусными.
А между тем это не только абстрактная и вечная ценность. Это еще и важнейший товар новой эпохи. В современной экономике они буквально, а не фигурально дороже золота. Самые быстрорастущие рынки глобальной неоэкономики – рынки инноваций, образовательных услуг и научно-исследовательских работ.
Удивительно и то, что знания – это такой своеобразный пирог, объем которого становится тем больше, чем больше «едоков» его поглощают. Александр Сергеевич Пушкин подарил нам поэму «Евгений Онегин», а Петр Ильич Чайковский написал удивительно красивую музыку. В результате человечество имеет и поэму, и оперу. Такие же примеры есть в науке. Альберт Эйнштейн освоил прежнюю теоретическую физику, не отменил законы, открытые Исааком Ньютоном, но дополнил их новым миром теорий и гипотез...
Главные ценности человека нигде и никогда нельзя было купить. Их можно было только обрести. Своим собственным трудом и вдохновением. В открытом диалоге с другими личностями. Нельзя купить ваши собственные знания. Можно купить учителей и «корочки», но знания, творческие способности можно обрести только самому. Через труд.
Когда интеллектуалы размышляют о креативности, они обычно имеют в виду великих ученых, художников, политиков, менеджеров... А почему они забывают об учителях, врачах, воспитателях детского сада, садовниках, социальных работниках, библиотекарях, создателях новых технологий? Удивительно, но денежная мотивация зачастую для них не главная. Этим увлеченным людям гораздо важнее творческая составляющая профессии, ее социальная востребованность.
– Вы кому-нибудь завидуете? – спросила на днях успешного преподавателя вуза.
– Своим студентам, – ответил он, – не потому, что они молоды, а их возможностям. Будь они в свое время у меня, я, наверное, бы стал другим человеком. В «мое» время книжные магазины были забиты всяким второсортным хламом. А все, сколько-нибудь ценное, приходилось либо втридорога покупать у букинистов, либо на черном рынке. А сейчас наша университетская библиотека обеспечивает студентам и преподавателям доступ практически ко всем серьезным базам данных журналов, книг, статистики, социологии.
И впрямь! У самых успешных людей мотор конкуренции – не зависть к другому, а стремление поднять собственную планку. Это своеобразная самоконкуренция. Гениальные и успешные люди чаще всего оказываются новаторами. А кому может завидовать новатор? Кому завидовали Ньютон, Эйнштейн или Фрейд? Просто рождалась некая идея, которая манила к себе и заставляла вкалывать.
Интересные, хотя и жестокие опыты проводились в свое время американским исследователем Хосе Дельгадо. Он сажал обезьяну в клетку и ставил перед ней лоток с апельсином. Чтобы получить фрукт, нужно было потянуть за рычаг. А от него шли электроды, закороченные на болевые зоны мозга рядом сидящей «родственницы». И когда одна тянула к себе апельсин, другая кричала. Дельгадо сажал в клетку обезьян разного иерархического уровня. Выяснилось, что представители «дна» тянули апельсины к себе, не обращая внимания на вопли ближнего. А обезьяны из числа «элиты» отказывались от апельсинов…
Все колонки автора