История
Порт Актау расположен на восточном побережье Каспийского моря и является пока единственным морским портом Казахстана, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов.
История порта начинается в далеком 1963 году. Его появление сделало возможным реализацию таких проектов, как строительство атомной электростанции, заводов химической промышленности, а также самого города Шевченко (ныне – Актау). В те времена большая часть перевозок через порт приходилась на нефть (он изначально создавался как танкерный), перевозка же сухих грузов не превышала и 300 тыс. тонн в год. При обретении РК независимости порт Актау стал важным транспортным узлом, связывающим между собой страны бассейна Каспия, и принял стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса суверенного Казахстана. Правда, в течение нескольких лет в порту было затишье, и лишь, начиная с 1995 года объемы перевозок здесь стали стабильно расти – на экспорт пошли металл и нефть от «Тенгизшевройл». В 1999 году морской порт Актау провел полную реконструкцию. Это и стало поворотным этапом в истории его развития.
Сегодня порт полностью интегрирован в международные транспортные коридоры – Новый шелковый путь и Транскаспийский международный транспортный маршрут (Китай–Турция–Европа).
Выгода – в расположении
Природно-климатические условия Мангистау обуславливают режим работы порта. С одной стороны, он незамерзающий, способный вести свою деятельность круглогодично, а с другой – из-за сильных ветров в зимний период очень часто возникают штормовые ситуации. В этой связи приходится выстраивать производственный процесс максимально жестко, чтобы рационально использовать каждый час.
– Расположение порта на пересечении нескольких транспортных коридоров имеет стратегическое значение для государства. Наращивание портовых мощностей вскоре позволит Казахстану стать активным участником процесса обслуживания международных грузопотоков в рамках мировых стратегических программ. Главой государства перед портом поставлены важные задачи в рамках интеграции нашей страны в международные транспортно-коммуникационные потоки, – говорит президент АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт» Михаил Ялбачев.
Новые подходы – быстрый результат
На сегодня максимальная пропускная способность порта – 17,6 млн тонн грузов в год. Максимальная же пропускная способность сухогрузных причалов – 2,5 млн тонн. Основной объем перевалки через эти причалы приходится на металл, строительные материалы и зерно.
За 9 месяцев нынешнего года Актауским международным морским торговым портом обработано свыше 4 млн 149 тыс. тонн сухих и нефтеналивных грузов. Общая перевалка нефти и нефтепродуктов составила 1 млн 723 тыс. тонн, сухих грузов – 1 млн 706 тыс. тонн.
На фоне снижения объемов перевалки нефти (она все больше уходит « в трубу», и все меньше ее перевозят танкеры), наблюдается рост по металлу, зерну и паромным перевозкам. К слову, способность порта по перевалке металла стала возможной за счет технологических изменений.
Отдельно стоит остановиться на паромных грузах в направлении Баку – Актау. Только за сентябрь через порт прошли 1 377 автомобилей, тогда как за весь прошлый год их было не более 800. Всего же с начала года обработано больше 8 тыс. единиц большегрузных автомашин. Это в 13 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение объемов перевалки большегрузных автомашин через паромный комплекс стало возможным благодаря внедрению принципа «одного окна» в порту Актау и взаимодействию с азербайджанскими коллегами.
Сегодня оформление транзитной декларации и согласование с контролирующими службами осуществляется портом в круглосуточном режиме. Время выезда первой машины из порта после прихода судна не превышает 2,5 часа. Это позволяет в рабочем режиме обрабатывать более 1 000 единиц колесной техники в месяц. Потенциально же порт готов обрабатывать в два раза больше. На сегодня в рамках «одного окна» таможня, пограничная служба, другие контролирующие государственные органы осуществляют свои функции круглосуточно. На такой же режим работы переведен и склад временного хранения, и отделение АО «Казпочта», где доступны обмен валюты, оплата услуг, осуществление денежных переводов.
Работая над улучшением услуг по обработке автомобильных паромных грузов, порт Актау тесно взаимодействует с Азербайджанским каспийским морским пароходством и портом Баку. В настоящее время рассматривается возможность интеграции информационных систем обоих портов для более эффективной реализации принципа «одного окна».
Теперь пойдем на север
Порт не только увеличивает мощности, но и расширяется. Проект по северному расширению начался в 2006 году. Его стоимость составляет 38 млрд тенге. В результате пропускная способность порта увеличится с нынешних 17,6 до почти 20 млн тонн. Следует отметить, что Актауский северный морской терминал – отдельный субъект хозяйственной деятельности. Это совместное предприятие, в котором порт имеет 10% акций, еще 30% принадлежит компании «КТЖ экспресс» и 60% – инвесторам, которые участвуют в строительстве.
Проект расширения включал в себя три этапа: строительство защитных гидротехнических сооружений, проведение дноуглубительных работ и строительство сухогрузных терминалов. Последний этап уже завершен. На северном терминале ведутся работы по приему зерна и генеральных грузов.
Сегодня в порту созданы все условия для его успешного функционирования, а портовики могут воспользоваться многими социальными возможностями, которые предоставляет предприятие. К примеру, недавно здесь начала действовать программа фондирования жилья. По этой программе сотрудники порта смогут покупать жилье под низкие проценты. Программа заключается в том, что предприятие кладет деньги на депозит в одном из банков, а тот, в свою очередь, выдает жилищные займы портовикам. Это позволит многим сотрудникам приобрести собственное жилье.
Сейчас порт ищет и находит новые контракты, привлекает новые грузы. А портовики уверенно смотрят в будущее.
Прямая речь
Ануар КЕНЖИН, начальник смены погрузочно-разгрузочного комплекса АО «НК «Актауский международный морской торговый порт»:
– За несколько последних месяцев мы явно ощутили, как растут объемы перевалки грузов. Для работников нашего комплекса это очень важный момент, поскольку работа здесь сдельная, и никто не любит проводить праздно время. Очень ощутимы проведенные преобразования, выработаны новые подходы ко всему погрузочно-разгрузочному процессу. К примеру, пару лет назад в морпорту Актау была введена технология загрузки зерна из биг-бэгов. Это большие мешки, которые могут вместить до 10 тонн. Теперь погрузку и выгрузку производим круглосуточно. Приблизительно за сутки можем загрузить более 5 тыс. тонн грузов из биг-бэгов.
Кайрат ЕЛАМАНОВ, стивидор:
– Сегодня мы можем по праву гордиться тем предприятием, на котором работаем. Морской порт стал значимым звеном в проекте «Новый Шелковый путь» по реализации транзитного потенциала Казахстана. И теперь главная задача всех сотрудников порта – сохранить и приумножить имеющийся потенциал, двигаться дальше единой командой, которой по плечу любые сложности. А моя главная задача как стивидора – правильно организовать процесс обработки вагонов и судов. Для этого мы должны распределить погрузочную технику, расставить докеров, провести инструктаж по технике безопасности при проведении работ, ведь для каждого груза есть свои правила. Сейчас, когда увеличились объемы перевалки, работа кипит, и мы все, как звенья одной цепи, работаем слаженно, появился трудовой азарт.
Болат РАИСОВ, докер:
– Я работаю в порту 8 лет. И на моих глазах в последние годы объемы перевалки неуклонно растут. Еще каких-то полтора года назад в порту почти не было металла, и мало кто знал особенности его перевалки. Сегодня все докеры прошли обучение и специальный инструктаж, усилились меры контроля над соблюдением техники безопасности, бесперебойно работает вся погрузочная техника. В последние 3 месяца объемы перевалки металла растут, и докеры этому очень рады, так как погрузка хорошо оплачивается. Мы уверенно смотрим в завтрашний день и надеемся, что порт Актау и дальше будет наращивать мощности. А значит, появятся новые рабочие места.
Бауржан УТЕПОВ, начальник погрузочно-разгрузочного комплекса:
– Порт Актау очень активно взял курс на диверсификацию направлений своей деятельности: несмотря на уменьшение перевалки нефти, сегодня возможности порта позволяют качественно производить перевалку любого груза. При этом здесь реагируют на любые внешние изменения гибко и оперативно. Одним из главных примеров стало неожиданное увеличение более чем в 13 раз с конца 2015 года перевалки большегрузной автомобильной техники. Уже через несколько месяцев в порту Актау были созданы все условия для автомобильных перевозчиков, а успешно внедренный принцип работы «одного окна» заинтересовал коллег из других стран.