Безопасность прежде всего

661
Инеш Бержанова

Кто виноват?

По сведениям Министерства внутренних дел, главной причиной аварий с участием автомобильного транспорта по-прежнему остается низкая транспортная дисциплина участников дорожного движения. И это не только вождение в пьяном виде, но и превышение скоростного режима, нарушение правил маневрирования. В итоге только по результатам прошлого года было зарегистрировано более 16 300 ДТП, в которых погибло, по данным ведомства, 2 405 человек. Число травмированных в 2019-м составило почти 22 тыс. (!)

Причем большинство жертв – граждане работоспособного возраста. А это значит, что кроме причинения несчетных человеческих страданий смертельные случаи и травмы в результате ДТП приносят и ежегодный финансово-экономический ущерб.

– Безопасность дорожного движения является глобальной социальной, экономической проб­лемой, равно как и проблемой здравоохранения, – считает директор Казахского научно-исследовательского института безо­пасности дорожного движения Арыстан Масанов. – И поскольку количество автомобилей растет, ситуация может быстро обост­риться. Существует назревшая необходимость в расширении усилий для сокращения количества смертельных случаев и травм, которых можно избежать.

В КазНИИ соглашаются, что зачастую причиной трагедий становится вождение на высоких скоростях или под воздействием алкоголя, неиспользование ремней безопасности, недостаток внимания к незащищенным участникам дорожного движения, включая пешеходов и велосипедистов. Однако эксперты также уверены: существующая проблема комплексная. Помимо прочего, она включает в себя и несовершенство дорожно-транс­портной инфраструктуры.

Что необходимо сделать для изменения показателей ДТП? В первую очередь определить прио­ритеты, поставив перед собой реальную цель, уверен директор НИИ, подводя нас к мысли о том, что вопрос требует теоретического осмысления.

Так, с этой целью в начале текущего года делегация нашей страны побывала в Стокгольме (Швеция), где приняла участие в III Всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения на тему «Достижение глобальных целей к 2030 году». Открывал ее сам Король Швеции Его Величество Карл XVI Густав.

Выбор страны был не случаен. Швеция – один из мировых лидеров в сфере безопасности дорожного движения (БДД), а также родина передовых технологий, в том числе в дорожном секторе.

– Трудно переоценить важность проблемы, поскольку в мире практически каждый год в авариях умирает 1,35 миллиона человек, – отмечает Арыстан Масанов. – Количество раненых исчисляется 50 миллионами, и им нужны помощь и уход родных и врачей.

По его словам, на мероприятии в Стокгольме были презентованы и обсуждены последние тенденции в развитии дорожной безопасности, успешные кейсы, новые вызовы. Среди тем конференции он отметил такие, как улучшение реагирования на случившуюся аварию, поведение водителей, необходимость укрепления международного сотрудничества, финансирования работ по созданию безопас­ной дорожной инфраструктуры.

Итогом форума стало подписание Стокгольмской декларации, отражающей цели по улучшению дорожной безопасности на ближайшее десятилетие. Среди основных ее постулатов – включение безопасности дорожного движения в число неотъемлемых элементов проектирования улиц, управления транспортной системой; обеспечение своевременного доступа к высококачественным услугам неотложной и долго­срочной медицинской помощи для пострадавших; снижение скоростных режимов; внедрение стимулов для поощрения использования ТС с улучшенными характеристиками безопасности; увеличение инвестиций в БДД.

Отдельным вопросом эксперты рассматривают проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Этой теме, к примеру, было посвящено недавнее заседание «круг­лого стола» в столице нашей страны – городе Нур-Султане. Участники встречи отметили, что ежедневно в мире от ДТП погибает порядка 500 детей! А в Казахстане практически ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях мы теряем около 200 несовершеннолетних. При этом большая часть из них – школьного возраста.

– По нашим данным, только в 2018 году ранения на дорогах получили 3 739 несовершеннолетних, а 197 детей и подростков погибли, – рассказывает Арыстан Масанов. – И эти цифры почти неизменно «шагают» за нами из года в год.

По мнению руководителя КазНИИ, большое внимание в связи с этим следует уделить дорожно-транспортной инфраструктуре в непосредственной близости от школ. Однако прежде чем размещать пешеходные переходы на дорогах вокруг учебных заведений, устанавливать здесь камеры видеонаблюдения и дорожные знаки ограничения скоростного режима, следует провести мониторинг и изучить ситуацию вокруг каждого отдельно взятого образовательного учреждения.

Что делать?

Изучение вопросов инфраструктуры и оценки состояния дорог предполагает также запуcкаемый в нынешнем году проект EuroRAP.

– Европейская программа оценки состояния дорог предусматривает использование специально оснащенных транспортных средств, проведение мониторинга и сбора данных обученным персоналом, – говорит Арыстан Масанов. – Планируется провести анализ безопасности дорожной инфраструктуры EuroRAP на более 5 000 километрах автомобильных дорог общего пользования республиканского значения и на 1 000 километрах улиц городов с разработкой детального бюджета по повышению безопас­ности дорожного движения. Также в рамках проекта намечено провести обучение более 20 национальных экспертов.

На текущий момент разработаны учебные материалы и прог­раммы. Также подготовлены видеоматериалы, определены кандидатуры национальных экспертов, которые будут обу­чены. Только после их обучения и аккредитации начнутся обследование и оценка, по результатам которых уже должны быть представлены конкретные предложения по улучшению уровня безопасности, инвестиционный план.

По мнению Арыстана Масанова, результаты указанной работы должны стать основой для законодательных изменений в сфере безопасности дорожного движения. Для реализации проекта заключен контракт между Комитетом автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития и Swedish National Road Consulting AB в ассоциации с субконсультантом – Казахским научно-исследовательским институтом безо­пасности дорожного движения.

– Уверен, что эффективные концепции и стратегии способны уменьшить масштабы потерь. Здесь главное – предупреждение, – считает директор Каз­НИИБДД. – И государство обязано обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан на дорогах.

По его мнению, необходимо преж­де всего изучить проблему обеспечения БДД и выявить ее причины, детально изучить все ДТП с летальными исходами, оценить уровень рисков инфраструктуры и участников дорожного движения. Далее следует исследовать и апробировать эффективные решения по снижению смертнос­ти от ДТП, внедрить все это и применить на практике, после чего отслеживать и мониторить.

Конкретные рекомендации от института выглядят следующим образом: определить ведущее агентство в Правительстве, которое будет руководить нацио­нальными усилиями по БДД, оценить проблему и потенциал для предотвращения дорожно-транспортного травматизма, подготовить национальную стратегию БДД и план действий, выделить финансовые и человеческие ресурсы для решения проблемы, поддерживать развитие национального потенциала и международного сотрудничества.

Между тем в МВД работа по этому направлению ведется уже давно. И как говорят сотрудники ведомства, есть положительные результаты. В ответе на наш зап­рос, в частности, было указано, что в министерстве «активизирована работа по установке камер автоматической фиксации таких нарушений ПДД, как превышение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, проезд по выделенной полосе для общественного транспорта и пересечение стоп-линии. Работа по внедрению автоматических систем фиксации нарушений ПДД продолжается».

Параллельно в рамках проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по воп­росам дорожного движения» предусмот­рены обязательные нормы по обустройству металлическими или бетонными дорожными ограждениями, скотопрогонами и проездами для сельхозтехники на разных уровнях при строительстве и реконст­рукции автомобильных дорог и улиц с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более.

«Кроме этого, в целях профилактики ДТП на регулярной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Безопасная дорога», «Автобус», «Пешеход», «Внимание, дети» и другие», – комментируют в ведомстве, также напомнив об изменениях в законодательстве в декабре прошлого года.

Так, Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты личности» приняты внесенные МВД поправки по ужесточению ответственности за нарушение правил дорожного движения и управление транспортными средствами в состоянии опьянения.

Словом, работа с непосредственными участниками дорожного движения идет полным ходом. Надеемся, вкупе с проектами по развитию инфраструктуры ее результаты станут в конце концов очевидны.

Популярное

Все
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
В Сирии повстанцы назначили первых министров в правительстве
США нанесли удар по столице Йемена
Компания Маска может построить трансатлантический туннель за 20 млрд долларов
Китай заявил протест США в связи с решением Байдена о продаже оружия Тайваню
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Адмюстиция – новый институт доверительных отношений власти …
Поехали?
Отказ от карательного подхода: применение закона к бизнесу …
Чем я могу Вам помочь?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]