Безопасность прежде всего

695
Инеш Бержанова

Кто виноват?

По сведениям Министерства внутренних дел, главной причиной аварий с участием автомобильного транспорта по-прежнему остается низкая транспортная дисциплина участников дорожного движения. И это не только вождение в пьяном виде, но и превышение скоростного режима, нарушение правил маневрирования. В итоге только по результатам прошлого года было зарегистрировано более 16 300 ДТП, в которых погибло, по данным ведомства, 2 405 человек. Число травмированных в 2019-м составило почти 22 тыс. (!)

Причем большинство жертв – граждане работоспособного возраста. А это значит, что кроме причинения несчетных человеческих страданий смертельные случаи и травмы в результате ДТП приносят и ежегодный финансово-экономический ущерб.

– Безопасность дорожного движения является глобальной социальной, экономической проб­лемой, равно как и проблемой здравоохранения, – считает директор Казахского научно-исследовательского института безо­пасности дорожного движения Арыстан Масанов. – И поскольку количество автомобилей растет, ситуация может быстро обост­риться. Существует назревшая необходимость в расширении усилий для сокращения количества смертельных случаев и травм, которых можно избежать.

В КазНИИ соглашаются, что зачастую причиной трагедий становится вождение на высоких скоростях или под воздействием алкоголя, неиспользование ремней безопасности, недостаток внимания к незащищенным участникам дорожного движения, включая пешеходов и велосипедистов. Однако эксперты также уверены: существующая проблема комплексная. Помимо прочего, она включает в себя и несовершенство дорожно-транс­портной инфраструктуры.

Что необходимо сделать для изменения показателей ДТП? В первую очередь определить прио­ритеты, поставив перед собой реальную цель, уверен директор НИИ, подводя нас к мысли о том, что вопрос требует теоретического осмысления.

Так, с этой целью в начале текущего года делегация нашей страны побывала в Стокгольме (Швеция), где приняла участие в III Всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения на тему «Достижение глобальных целей к 2030 году». Открывал ее сам Король Швеции Его Величество Карл XVI Густав.

Выбор страны был не случаен. Швеция – один из мировых лидеров в сфере безопасности дорожного движения (БДД), а также родина передовых технологий, в том числе в дорожном секторе.

– Трудно переоценить важность проблемы, поскольку в мире практически каждый год в авариях умирает 1,35 миллиона человек, – отмечает Арыстан Масанов. – Количество раненых исчисляется 50 миллионами, и им нужны помощь и уход родных и врачей.

По его словам, на мероприятии в Стокгольме были презентованы и обсуждены последние тенденции в развитии дорожной безопасности, успешные кейсы, новые вызовы. Среди тем конференции он отметил такие, как улучшение реагирования на случившуюся аварию, поведение водителей, необходимость укрепления международного сотрудничества, финансирования работ по созданию безопас­ной дорожной инфраструктуры.

Итогом форума стало подписание Стокгольмской декларации, отражающей цели по улучшению дорожной безопасности на ближайшее десятилетие. Среди основных ее постулатов – включение безопасности дорожного движения в число неотъемлемых элементов проектирования улиц, управления транспортной системой; обеспечение своевременного доступа к высококачественным услугам неотложной и долго­срочной медицинской помощи для пострадавших; снижение скоростных режимов; внедрение стимулов для поощрения использования ТС с улучшенными характеристиками безопасности; увеличение инвестиций в БДД.

Отдельным вопросом эксперты рассматривают проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Этой теме, к примеру, было посвящено недавнее заседание «круг­лого стола» в столице нашей страны – городе Нур-Султане. Участники встречи отметили, что ежедневно в мире от ДТП погибает порядка 500 детей! А в Казахстане практически ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях мы теряем около 200 несовершеннолетних. При этом большая часть из них – школьного возраста.

– По нашим данным, только в 2018 году ранения на дорогах получили 3 739 несовершеннолетних, а 197 детей и подростков погибли, – рассказывает Арыстан Масанов. – И эти цифры почти неизменно «шагают» за нами из года в год.

По мнению руководителя КазНИИ, большое внимание в связи с этим следует уделить дорожно-транспортной инфраструктуре в непосредственной близости от школ. Однако прежде чем размещать пешеходные переходы на дорогах вокруг учебных заведений, устанавливать здесь камеры видеонаблюдения и дорожные знаки ограничения скоростного режима, следует провести мониторинг и изучить ситуацию вокруг каждого отдельно взятого образовательного учреждения.

Что делать?

Изучение вопросов инфраструктуры и оценки состояния дорог предполагает также запуcкаемый в нынешнем году проект EuroRAP.

– Европейская программа оценки состояния дорог предусматривает использование специально оснащенных транспортных средств, проведение мониторинга и сбора данных обученным персоналом, – говорит Арыстан Масанов. – Планируется провести анализ безопасности дорожной инфраструктуры EuroRAP на более 5 000 километрах автомобильных дорог общего пользования республиканского значения и на 1 000 километрах улиц городов с разработкой детального бюджета по повышению безопас­ности дорожного движения. Также в рамках проекта намечено провести обучение более 20 национальных экспертов.

На текущий момент разработаны учебные материалы и прог­раммы. Также подготовлены видеоматериалы, определены кандидатуры национальных экспертов, которые будут обу­чены. Только после их обучения и аккредитации начнутся обследование и оценка, по результатам которых уже должны быть представлены конкретные предложения по улучшению уровня безопасности, инвестиционный план.

По мнению Арыстана Масанова, результаты указанной работы должны стать основой для законодательных изменений в сфере безопасности дорожного движения. Для реализации проекта заключен контракт между Комитетом автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития и Swedish National Road Consulting AB в ассоциации с субконсультантом – Казахским научно-исследовательским институтом безо­пасности дорожного движения.

– Уверен, что эффективные концепции и стратегии способны уменьшить масштабы потерь. Здесь главное – предупреждение, – считает директор Каз­НИИБДД. – И государство обязано обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан на дорогах.

По его мнению, необходимо преж­де всего изучить проблему обеспечения БДД и выявить ее причины, детально изучить все ДТП с летальными исходами, оценить уровень рисков инфраструктуры и участников дорожного движения. Далее следует исследовать и апробировать эффективные решения по снижению смертнос­ти от ДТП, внедрить все это и применить на практике, после чего отслеживать и мониторить.

Конкретные рекомендации от института выглядят следующим образом: определить ведущее агентство в Правительстве, которое будет руководить нацио­нальными усилиями по БДД, оценить проблему и потенциал для предотвращения дорожно-транспортного травматизма, подготовить национальную стратегию БДД и план действий, выделить финансовые и человеческие ресурсы для решения проблемы, поддерживать развитие национального потенциала и международного сотрудничества.

Между тем в МВД работа по этому направлению ведется уже давно. И как говорят сотрудники ведомства, есть положительные результаты. В ответе на наш зап­рос, в частности, было указано, что в министерстве «активизирована работа по установке камер автоматической фиксации таких нарушений ПДД, как превышение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, проезд по выделенной полосе для общественного транспорта и пересечение стоп-линии. Работа по внедрению автоматических систем фиксации нарушений ПДД продолжается».

Параллельно в рамках проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по воп­росам дорожного движения» предусмот­рены обязательные нормы по обустройству металлическими или бетонными дорожными ограждениями, скотопрогонами и проездами для сельхозтехники на разных уровнях при строительстве и реконст­рукции автомобильных дорог и улиц с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более.

«Кроме этого, в целях профилактики ДТП на регулярной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Безопасная дорога», «Автобус», «Пешеход», «Внимание, дети» и другие», – комментируют в ведомстве, также напомнив об изменениях в законодательстве в декабре прошлого года.

Так, Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты личности» приняты внесенные МВД поправки по ужесточению ответственности за нарушение правил дорожного движения и управление транспортными средствами в состоянии опьянения.

Словом, работа с непосредственными участниками дорожного движения идет полным ходом. Надеемся, вкупе с проектами по развитию инфраструктуры ее результаты станут в конце концов очевидны.

Популярное

Все
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
BI Group и BAZIS произвели доплату налогов после предупреждения Бектенова
Возможности и силы Казахстана как средней державы
Центральная Азия и Япония: современные тенденции и перспективы
За знаниями – на Skills Enbek
Чтобы половодье не застало врасплох
Мошенники используют фиктивные счета-фактуры и компании
В Кокшетау прошли встречи правоохранителей со студентами
Обсужден функционал Единой платформы недропользования
Нюансы цифровой трансформации
В стране создается политическая система, устойчивая к любым вызовам и угрозам
Взять в долг и ездить с этажа на этаж
Распоряжение Главы государства о Кульшманове К. А.
Распоряжение Главы государства о Нукенове А.Н.
В лидерах «Кайрат» и «Астана»
Распоряжение Главы государства о Шайназаровой А.Б.
Сегодня нужна только победа
Снег растает, проблемы останутся
Чтоб фасады сияли, а не дырами зияли
Новый облик старой улицы
В МСХ – новое назначение
Мощный циклон угрожает Австралии
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
Астанчане получили национальное оповещение на телефон: что случилось
В центре «Өрлеу» педагоги получают основы цифровой грамотности
Путь творчества – путь новаторства
Редких животных поймали фотоловушки в Туркестанской области
Международный форум Астана-2025 пройдет 29–30 мая
Генассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении в Алматы Регионального центра
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Глобальные проблемы требуют глобальных решений
Урожай со школьной грядки
Глава государства посетил праздничный концерт
Что важнее: НДС или инвестиционный климат?
В борьбе с финансовыми пирамидами
Сенатор предлагает госмонополию в сфере повышения квалификации педагогов
Обеспечить безопасность, не ограничивая развитие
Зачем перекрывают республиканские автострады?
ИИ в законе
Гвардейцы поздравили фронтовика
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
Актау будет расширяться вдоль побережья Каспия
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Правила организации и проведения техосмотра изменили в Казахстане
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Аким области Абай призвал бизнесменов вкладывать инвестиции в Семей
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Мария Мудряк выступит с концертом в Павлодаре
Овечкин вплотную приблизился к «вечному» рекорду Гретцки
Косшы станет городом школ, садов и дворцов
Новая услуга появилась в мобильном приложении eGov Mobile
Какие лекарства станут выдавать бесплатно в Казахстане
Казахстанцам упростили выдачу кредитов на отечественные авто
В Казахстане хотят лицензировать психологов
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Закон и порядок должны быть аксиомой жизни

Читайте также

Адмюстиция – новый институт доверительных отношений власти …
Поехали?
Отказ от карательного подхода: применение закона к бизнесу …
Чем я могу Вам помочь?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]