
Как отмечено на брифинге в Службе центральных коммуникаций, изменение организационно-правовой формы вузов направлено на расширение их управленческой самостоятельности, которая будет способствовать повышению их конкурентоспособности.
Стоит напомнить, что расширение управленческой и академической самостоятельности на основе опыта Назарбаев Университета – один из 100 шагов по реализации Пяти институциональных реформ. По словам директора департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Дархана Ахмед-Заки, трансформация университетов в АО позволит вузам формировать собственную инновационную инфраструктуру, то есть открывать бизнес-инкубаторы, технопарки, которые будут способствовать процессу коммерциализации технологий, создавать эндаумент-фонды, наблюдательные советы, а кроме того, решать вопросы найма на работу, формирования студенческого контингента в разрезе специальностей и направлений подготовки. Академическая самостоятельность, как подчеркнул ректор Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева Серик Омирбаев, дает вузам право разрабатывать образовательные программы, учебные планы, решать вопросы приема студентов, установления соотношения между профессорско-преподавательским составом и контингентом обучающихся.
В настоящее время в АО преобразованы аграрные университеты, КазНИТУ им. К. Сатпаева, в 28 вузах созданы наблюдательные советы и внедряется выборность ректоров. Со следующего года планируется предоставление базовым вузам, осуществляющим подготовку кадров в рамках Программы индустриально-инновационного развития, самостоятельности на основе их программ развития. С 2021 года этот опыт будет транслироваться на остальные вузы.
– Переход к академической и управленческой самостоятельности не сформировался за один день, – подчеркнул Д. Ахмед-Заки. – Старт был дан в начале 2000-х годов, когда ряд университетов подключился к Болонскому процессу, а в 2010 году к нему присоединились и остальные казахстанские вузы, внед-рившие кредитную технологию обучения. Но Болонский процесс накладывает требования не только к организации учебного процесса, но и в целом к деятельности самих учебных заведений, потому следующий этап – это предоставление элементов автономии. Зарубежный опыт показывает, что университеты как крупные корпорации реализуют не только образовательные программы, но и проводят научные исследования, внедряют их в производство и оттуда извлекают прибыль. Мы предполагаем, что принятые в последние годы законы «О науке», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» будут всецело работать в вузах с новым статусом.
Добавим, что ныне разрабатывается законопроект по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности, также будут проработаны механизмы по трансформации частных вузов в некоммерческие организации образования.