Экономическое процветание нашей страны, социальное благополучие населения – важный элемент достижения стратегической цели, поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым по вхождению в число 30 развитых стран мира. В Казахстане создана многоуровневая система социального обеспечения с распределением ответственности между государством, работодателем и работником. Она состоит из нескольких компонентов, за каждый из которых отвечает одна из участвующих сторон. Государство – за базовые социальные выплаты, это базовая и солидарная пенсии, государственные пособия, единовременные государственные выплаты. Работодатель ответственен за социальные отчисления в систему социального страхования для осуществления социальных выплат при наступлении риска потери дохода в связи с утратой трудоспособности, потерей кормильца, работы, в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком, обязательное страхование работника от несчастных случаев. Наконец, работник должен делать обязательные пенсионные взносы.
С 2005 года в Республике Казахстан введено обязательное социальное страхование как дополнительная форма социальной защиты занятого населения. При возникновении социальных рисков работающий гражданин, а также члены семьи, состоящие на его иждивении, в случае его смерти вправе рассчитывать на социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС). Размер выплаты напрямую зависит от тех доходов, с которых уплачивались социальные отчисления, а также от продолжительности их уплаты. Именно на таких принципах работает система обязательного социального страхования, в которой реализуются обязательства перед ее участниками, обеспечивая их дополнительной формой финансовой поддержки.
Система обязательного социального страхования основана на принципе ограниченной солидарности, то есть работодатели ежемесячно уплачивают социальные отчисления за наемных работников в ГФСС, а получателями социальных выплат из ГФСС становятся только те работники, у которых наступил социальный риск. Так построена справедливая система, предусматривающая преимущества работников формального сектора экономики, осуществляющих налоговые отчисления, перед теми, кто их не отчисляет.
При трудоустройстве для населения важным становится заключение трудового договора, поскольку в таком случае работодатель несет ответственность по уплате социальных отчислений в ГФСС и обязательных пенсионных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд (далее – ЕНПФ) за наемных работников. Следует отметить, если ежемесячные обязательные пенсионные взносы удерживаются от дохода работника, то ежемесячные социальные отчисления уплачиваются за счет средств работодателей, не будучи собственностью работника. Размер социальных отчислений установлен в размере 5% от ежемесячного дохода работника или от получаемого дохода самостоятельно занятого лица в виде заработной платы. При этом самостоятельно занятым лицом применительно к Закону РК «Об обязательном социальном страховании» выступают индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор, выполняя работу, приносящую им доход.
Своевременная и полная уплата социальных отчислений за наемных работников и самостоятельно занятых лиц обеспечивает им соответствующую социальную выплату из ГФСС. Из всех соцвыплат, кроме выплаты по потере кормильца, удерживаются ежемесячные обязательные пенсионные взносы и перечисляются в ЕНПФ. Эта мера способствует обеспечению соответствующего уровня пенсионных накоплений при достижении пенсионного возраста.
С развитием информационно-коммуникационных технологий оптимизирован процесс обращения населения за назначением социальных выплат из ГФСС. Сокращен перечень документов для их назначения, то есть заявитель представляет только те документы, информация о которых отсутствует в информационных системах государственных органов и организаций. В свою очередь необходимая информация предоставляется по запросам в информационные системы в онлайн-режиме, например, адресная справка, данные свидетельства о рождении ребенка, сведения о степени инвалидности, о регистрации в качестве безработного, об установлении опеки (попечительства) над ребенком. Отмечу, что для удобства населения за назначением социальных выплат из ГФСС участники системы обязательного социального страхования обращаются в отделения Государственной корпорации «Правительство для граждан».
Вместе с тем в целях обеспечения доступности и повышения качества предоставляемых государственных услуг с 1 января 2016 года введены композитные услуги по принципу «одного окна» для участников системы обязательного социального страхования при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери работы. Этот вид услуг предусматривает одновременное получение заявителем нескольких видов государственных услуг, оказываемых различными услугодателями.
В частности, участник системы обязательного социального страхования при обращении в подразделение медико-социальной экспертизы территориальных департаментов Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития РК за первичным установлением группы инвалидности и степени утраты общей трудоспособности одновременно может подать заявление на назначение государственного пособия по инвалидности и специального госпособия за счет бюджетных средств, а также на социальную выплату по утрате трудоспособности из ГФСС.
Таким образом, при одном обращении в уполномоченный орган эта «композитная» услуга предоставит гражданину страны сразу три услуги: проведение первичной медико-социальной экспертизы, прием заявления на назначение государственного социального пособия, специального госпособия из бюджета, а также назначение социальной выплаты на случай утраты трудоспособности из ГФСС.
Для сравнения, до введения композитной услуги при наступлении социального риска по утрате трудоспособности участнику системы обязательного социального страхования необходимо сначала обратиться в МСЭ для установления инвалидности и степени утраты общей трудоспособности, а затем адресоваться в РГКП «Государственный центр по выплате пенсий» для подачи заявления на государственное социальное пособие и специальное государственное пособие по инвалидности из бюджета, а также на социальную выплату на случай утраты трудоспособности из ГФСС.
Если участник системы обязательного социального страхования, имеющий стаж участия не менее шести месяцев, потерял работу, то при обращении в уполномоченный орган по вопросам занятости (Центр занятости населения) с одним документом, удостоверяющим личность, он может одновременно встать на учет и зарегистрироваться в качестве безработного, а также оформить документы на назначение социальной выплаты на случай потери работы из ГФСС в рамках композитной услуги «Регистрация и постановка на учет безработных граждан и назначение социальной выплаты на случай потери работы».
В результате во время одного обращения гражданину оказываются две государственные услуги: устанавливается статус безработного (в Центре занятости населения) и оформляется заявление на социальную выплату на случай потери работы (предоставляется в Государственной корпорации «Правительство для граждан»), что устранит необходимость посещения заявителем нескольких государственных органов.
Таким образом, с внедрением названных композитных услуг произошло объединение ряда государственных услуг и углубление взаимодействия различных органов социального обеспечения при их предоставлении. Исходя из этого, можно сделать вывод, что взятый за основу принцип «одного окна» не только привел к повышению эффективности предоставления государственных услуг, но и продолжает планомерную межведомственную интеграцию информационных ресурсов государственных органов и обеспечение доступа к ним из единой точки обращения.