Доходное место

3060
Юлия Пулина

Высокие идеалы, вера в свои силы, стремление изменить мир к лучшему… На сцене Жезказганского казахского музыкально-драматического театра им. Серке Кожамкулова рассказали историю о том, есть ли у молодого человека шанс добиться успеха честным путем.

фото из архива Жезказганского казахского муздрамтеатра им. С. Кожамкулова

На фоне сегодняшних громких сообщений о задержаниях чиновников за взятки, коррупцию понимаешь, что пьеса Николая Островского «Доходное место» актуальна как никогда. Забегая вперед, скажу, что спектакль «Саке-Маке» вызвал у меня настоя­щее смятение чувств. Глубоко симпатизируя положительному главному герою Олжасу, которого сыграл Нурлыхан Файзиев, я понимала и антигероев, мотивы их поступков.

Персонажи, созданные двести лет назад, со своими страстями и надеждами перевоплотились в наших современников из любого казахстанского города. Режиссером спектакля выступил актер театра и кино Азамат Нигманов. Это вторая успешная коллаборация российского режиссера и труппы Жезказганского театра – первой был спектакль «Джут». И это первое сотрудничество труппы с режиссером по плас­тике, тоже из России – Ильей Подчезерцевым. Их постановка держит зрителя в напряжении до самой последней сцены.

Игра актеров Еркеша Байдешева, Кенжетая Абильдина, Медета Сламгазы, Канагат Бейсенбай, Гулдер Сейткеновой, Еркебулана Жанатова, Мейрамбека Еркебекова, Айнур Кабдырашовой и Жумакул Туребековой заслужила аплодисменты и неподдельный восторг зрителей.

Пьеса рассказывает о молодом человеке Олжасе, который вернулся домой после учебы за границей. Воодушевленный, он верит, что его талант и знания, трудолюбие позволят ему самостоятельно добиться успеха в жизни. Но в родном городе его идеи высмеиваются обществом. Здесь верят, что начать хорошо жить без поддержки и протекции невозможно. Давление на него оказывают не только родня и коллеги, но даже любимая жена, которая не хочет быть умной, а хочет жить как все – весело и роскошно. Нежные чувства слишком сильны, и подчинение героя, его ломка происходят на наших глазах. Впрочем, финал истории открытый.

Публике предстоит самостоятельно ответить на многие вопросы: могут ли ужиться любовь и порядочность рядом с жадностью и порочностью? Уместны ли сегодня высокие идеалы или это лишь иллюзия? Что важнее – талант и мозги или умение договориться, польстить нужному человеку?..

Постановка наполнена символическими образами. Один из них – «разрезание пут» героя.

– Человек рождается чистым, но в социуме он формируется и ведет себя по его правилам, – объясняет Азамат Нигманов. – Когда он попадает в другую страну, где другой менталитет, у него в голове происходит некий разрез. Образ связан с нашей культурой, потому не случайно разрезание пут делает дядюшка, желающий, чтобы родственник пошел по его стопам. При этом я не хотел, чтобы все выглядело так, будто дядюшка плохой, а он хороший.

На самом деле, считает режиссер, высокопоставленный дядя действительно желает ему доб­ра. Олжас – сирота, которого он воспитал. И молодого человека просят не рефлексировать, не задавать лишних вопросов, а приспосабливаться.

– Я много общался с людьми, которые учились за рубежом, – отметил Азамат Нигманов. – По возвращении у многих происходил диссонанс, даже несмотря на то, что они родились и выросли здесь. За рубежом они увидели, что жить можно по-другому. Были случаи депрессии, кто-то уезжал обратно.

Открытый финал постановки как раз и дает зрителям самим решить, как поступит герой: сломается и станет брать взятки на доходном месте или, может быть, уедет за границу? Или вовсе окажется под прицелом недругов?

На самом деле, признается режиссер, есть надежда на некий хэппи-энд. Молодежь требует эволюции, перестройки системы общества, старшее поколение после катаклизмов ХХ века хочет стабильности.

Задумка Азамата Нигманова показать, как мы живем сегодня, а не быть судьей для героев, удалась. Здесь и позиция матери возлюбленной Олжаса очень даже понятна: ни один родитель не желает дочери перебиваться с хлеба на воду. Режиссер признает, что характер персонажей может задеть за живое зрителя – это тоже нормально. И важно понимать, что позиция Олжаса, его бескомпромиссность – чистый наив.

У многих зрителей вызвали вопрос маски на лицах актеров, грим был у всех участников дейст­ва, кроме главного героя – Олжаса. Что это – знак лицемерия или что-то еще?

– Хотелось вывести спектакль на художественные позиции, чтобы это не было бытовое отражение, чтобы некая выпуклость была, – объясняет Азамат Нигманов. – Когда Олжас начинает поддаваться уговорам жены, она замазывает его лицо гримом, делает его таким же, как все, хотя этот штрих был додуман по ходу спектакля.

Пластика актеров на сцене – это еще один новаторский ход постановщиков. Илья Подчезерцев – творческий друг Азамата Нигманова, и это вторая их совместная работа. Год назад в Павлодаре тандем создал удачную постановку «Ұждан» («Совесть») по одноименной притче Шакарима Кудайбердиева. Она была представлена в Москве на международном фестивале, где победила в номинации «Лучший актерский ансамбль».

– Азамат Нигманов – большой артист, – отмечает директор Жезказганского театра им. С. Кожамкулова Досхан Сакен. – Он удостоен премии Олега Табакова, премии за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Кинотавр». Он работал с Константином Райкиным, Олегом Табаковым, Сергеем Безруковым, то есть с лучшими. И он всегда требует от артистов лучшее. Я очень рад, когда он приезжает делать спектакли.

По мнению Досхана Сакена, в сотрудничестве они создают новые тенденции, новый театр, новый театральный язык. Как говорил Олег Табаков, театр должен быть как универсальный магазин, где каждый зритель может найти то, что ему по вкусу – комедию, драму, современный спектакль.

А пока что жезказганцы в предвкушении обещанной в будущем премьеры спектакля «Султан Бейбарыс». Кожамкуловцы обещают большой проект к 800-летию улуса Жошы, а также коллаборацию с коллегами из Павлодара, посвященную 125-летию со дня рождения Каныша Сатпаева.

Популярное

Все
Чем может гордиться Темиртау?
От промышленных манипуляторов к гуманоидным помощникам
В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века
Вовремя выявить риски и поддержать
Цифровая трансформация городской инфраструктуры
Ремесла как дипломатия и двигатель туризма
Берлин с боями шел на Берлин
Осень на Святом ключе
«Верность Родине, как знамя, поднял он...»
Башня, колодцы и тайны древних обрядов
ИИ – это невероятные возможности для построения Справедливого, Безопасного и Сильного Казахстана
Власти США могут погасить факел статуи Свободы в Нью-Йорке
Ботай – место притяжения
Новый этап партнерства
Сёла Туркестанской области подключили к Интернету
В регионе впервые открыт Центр поддержки детей с расстройством аутистического спектра
Душевное лекарство
Определены первые победители ЧК по спортивной гимнастике
Учитель растет в сельской школе
Лжеполицейского задержали в Атырау
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Продукты стали дешевле
Борьба с наркоманией дает результаты
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
А я и здесь не промолчала
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
Стартовала кампания по вакцинации от гриппа и ОРВИ
Единый счет и smart-контроль тепла
«Барыс» дома обыграл «Сибирь»
FIFA показала талисманы ЧМ-2026
Ключевой костяк энергетики
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
35 школ Атырауской области остались без директоров
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]