
История музея начинается задолго до его официального открытия. Мухтар Омарханович Ауэзов сначала жил на улице Узбекской (ныне ул. С. Сейфуллина, д. 136, корпус 20, кв. 6), затем на улице М. Калинина (ныне Кабанбай-батыра, 33, кв. 29), но всегда мечтал построить собственный дом. И в 1949 году он купил участок с небольшим домом по улице Абая (ныне ул. М. Тулебаева). Затем участок освободили от лишних построек. Вместе с архитектором – заслуженным строителем КазССР Георгием Герасимовым – М. Ауэзов разработал проект дома, сам делал наброски и эскизы. В письме московскому литератору и другу Зое Кедриной от 18 августа 1951 года он сообщает, что переехали всей семьей в конце июня. И в этом двухэтажном доме по улице Абая писатель прожил последние десять лет жизни.
Это были годы напряженного творческого труда, активной научной, общественной и педагогической деятельности. Будучи действительным членом Академии наук Казахстана, он плодотворно работал в составе Президиума АН, долгие годы занимался изучением казахской литературы в Институте языка и литературы. А в 1961 году по предложению М. Ауэзова был основан Институт литературы и искусства, где он заведовал отделом фольклора (сегодня институт носит его имя).
Научные труды М. Ауэзова по казахскому фольклору, истории дореволюционной литературы оказали влияние на исследователей проблем национальной литературы, а также способствовали возникновению новой отрасли казахского литературоведения – абаеведения.
Итоги изучения литературного наследия Абая были воплощены в книге «Абай Кунанбаев. Статьи и исследования». Среди литературоведческих работ Ауэзова видное место занимают «Проблемы изучения истории казахской литературы», «Традиции русского реализма и казахская дореволюционная литература», «Ф. М. Достоевский и Ч. Ч. Валиханов». М. Ауэзов – один из авторов и редактор первых двух томов «Истории казахской литературы», других изданий. Он принимал непосредственное участие в создании ряда учебных пособий по литературе для казахских средних школ и вузов.
В своем доме он завершил многолетнюю работу над эпопеей «Путь Абая», которая выдержала 160 изданий во многих странах мира, а также создал пьесы, очерки, крупные работы по литературоведению и последний роман «Племя младое».
После смерти писателя Совет Министров Казахской ССР от 10 августа 1961 года принял постановление об увековечении его памяти. Литературно-мемориальный Дом-музей Мухтара Ауэзова открыл двери для первых посетителей 28 ноября 1963 года.
Этот дом и богатейший фонд, включающий в себя рукописное наследие и личную библиотеку, передала в дар Институту литературы и искусства жена писателя Валентина Николаевна Ауэзова. Договор дарения был подписан 14 мая 1962 года.
Всю основную работу по созданию музея возглавила дочь писателя Лейля Мухтаровна Ауэзова. Она руководила им 30 лет, вплоть до своей кончины в 1993 году.
Также большую помощь оказали в деле создания музея первый президент Академии наук республики Каныш Сатпаев, директор Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова Муслим Базарбаев и его заместитель Оразгуль Нурмагамбетова.
Интересно, что еще до официального открытия экспозиции Каныш Имантаевич посетил будущий музей и высказал ряд своих замечаний и советов. Например, предложил особенно усилить раздел, посвященный истории дореволюционной казахской литературы.
В доме, где жили Ауэзовы, семь комнат: четыре на первом этаже и три на втором. Обстановка в них воссоздана полностью с помощью семейных фотографий, макета дома, выполненного художником В. Твердохлебовым при участии В. Н. Ауэзовой, а также по рассказам членов семьи – Лейли Мухтаровны и Эрнара Мухтаровича. Многие экспонаты, которые придают особый уют и достоверность всему дому, были переданы родными и близкими Мухтара Омархановича.
Первая экспозиция музея, автором которой был художник Н. П. Александров, просуществовала 10 лет – до 1973 года. Экспозиция располагалась только на первом этаже дома. Каждый небольшой раздел был яркой страницей в жизни художника. Единственной мемориальной комнатой тогда являлся рабочий кабинет Мухтара Омархановича.
В 1973 году была создана новая экспозиция (автор – художник Я. Нимиц, чья интересная работа привлекала пристальное внимание посетителей музея в течение 20 лет). Была открыта вторая мемориальная комната – спальня, а затем и уголок интерьера столовой, построили дополнительные помещения для научных сотрудников и технических работников, а также кинозал.
И, наконец, третья, действующая по настоящее время экспозиция музея, подготовленная художником Бердалы Кушербаевым, открыта к 100-летию М. О. Ауэзова в 1997 году.
Решением ЮНЕСКО 1997 год был объявлен Годом Мухтара Ауэзова и занесен в Список памятных дат. В связи с предстоящим юбилеем писателя в 1994 году Правительство РК приняло постановление о переименовании музея в научно-культурный центр «Дом Ауэзова» и проведении реставрационных и строительных работ. За четыре года полная реконструкция и реставрация музея были проведены, построены дополнительные помещения для архива и уникального рукописного фонда.
27 сентября 1997 года обновленный комплекс музея открыл Президент Нурсултан Назарбаев в присутствии многочисленных гостей, приехавших на празднование 100-летия М. О. Ауэзова.
[caption id="attachment_11032" align="alignleft" width="263"]
За годы своего существования музей превратился в один из крупнейших очагов казахстанской и мировой культуры. Мемориальные ценности «Дома Ауэзова» – рукописи, архивные материалы, фотографии, негативы, экспонаты, личные вещи, эпистолярное наследие, кино-, видео- и аудиоматериалы – являются народным достоянием, символом духовной культуры нации.
Музей за прошедшие годы посетило более 500 тыс. человек – казахстанцев и зарубежных гостей. Здесь часто бывают многочисленные группы школьников и студентов со всей республики, которые имеют возможность получить полное представление о жизненном и творческом пути классика казахской литературы.
Сотрудники музея принимали и принимают делегации из многих стран мира, а также политических деятелей, выдающихся писателей и ученых. В «Дом Ауэзова» приходили шахиншах Ирана Мохамед Реза Пехлеви, руководитель Намибии Сэм Нуйома, президент Азербайджана Гейдар Алиев, выдающийся пакистанский поэт Фаиз Ахмад Фаиз, южноафриканский писатель Алекс ла Гума, всемирно известные ученые и путешественники из Чехии Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка.
Здесь также побывали Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, Мирзо Турсун-заде, Гафур Гулям, Кайсын Кулиев, Давид Кугультинов, Аалы Токомбаев, Леонид Соболев, Николай Тихонов, Михаил Дудин, Лев Ошанин и многие другие.
«Дом Ауэзова» имеет особый статус, что отличает его от других музеев и учреждений культуры – он входит в состав Института литературы и искусства им. М. Ауэзова и помимо своей большой культурно-просветительской работы ведет и научно-исследовательские изыскания.
Главное направление научной работы – собирание, изучение, публикация и пропаганда творческого наследия М. Ауэзова, которое рассматривается во взаимосвязи казахской литературы с мировой.
Являясь единственным мемориальным научно-культурным центром по ауэзоведению, «Дом Ауэзова» вот уже много лет занимается не только изучением жизни и творчества писателя, но и публикацией его произведений. Здесь были подготовлены и увидели свет 5-, 12-, 20-томные собрания сочинений М. Ауэзова. При подготовке изданий коллективом отдела осуществлялась тщательная собирательская и текстологическая работа с рукописями писателя. Сотрудниками были составлены обстоятельные научные комментарии. Выход в свет 20-томника явился крупным событием в культурной жизни республики, так как в нем был опубликован ряд художественных произведений (пьеса «Хан Кене»), научных трудов и статей, находившихся под запретом с 20-х годов.
В настоящее время закончена работа над изданием 50-томного полного академического собрания сочинений, в которое входит огромное количество новых архивных материалов, писем, неизвестных рукописей, набросков, блокнотных записей, докладов, выступлений на различных форумах и дискуссиях, лекций, отзывов, рецензий, составляющих огромное творческое и научное наследие М. Ауэзова. Шедевры художественной мысли великого гуманиста ХХ века М. Ауэзова стали духовным достоянием не только казахской нации, поскольку имеют общечеловеческое значение. Он поднял национальное самосознание, художественное, историческое мышление своего народа на мировой уровень.
Сотрудниками музея определены варианты рассказов, повестей, романов, произведений драматургии, публицистики, киносценариев, переводов, научных статей, монографий. Выверены исторические прототипы его героев, даты написания произведений, их изданий, постановки спектаклей, имена участвовавших в них актеров, режиссеров, а также окружения писателя – общественных деятелей, деятелей культуры, науки, литературы.
Специалисты музея разработали фундаментальные вопросы поэтики, стиля, творческой лаборатории, эстетики писателя, представили конкретный анализ его прозы и драматургии, определили их объективную историческую и культурную значимость как в современном национальном литературоведении, так и в мировом литературном процессе.
В 2011 году вышел последний 50-й том, завершающий этот уникальный проект.
При Доме-музее создан Народный университет казахской литературы и искусства. Под руководством известного ученого Рахманкула Бердибаева там проведено более 500 занятий. Читали лекции, делились своими мыслями крупные ученые, деятели культуры, маститые писатели, среди которых Алькей Маргулан, Габит Мусрепов, Габиден Мустафин, Ильяс Есенберлин, Абди-Жамил Нурпеисов, Серик Кирабаев, Зейнолла Кабдолов, Еркегали Рахмадиев и многие другие.
Диар КУНАЕВ,
Алматы