​Дорога без конца

437
Моисей ГОЛЬДБЕРГ

– В прошлое пассажирские авто не ходят. Счетчики спидометров ныне отсчитывают километры на трассах удивительных перемен, вдоль которых развернулись грандиозные стройки нового могучего Казахстана. Каждый из нас, выпускников этого факультета, не выпускает из рук шоферскую баранку, гордится доблестными делами и свершениями, – заметил Кадырбек Какуевич.

– Довольно часто слышу вопрос: что дал вам автофакультет политеха? Отвечаю: в любой ситуации оставаться непреклонным, ни при каких бедствиях и поражениях не терять уверенности в себе, никогда не сомневаться в том, что технический прогресс является постоянной восходящей линией. Пожалуй, главное, он научил нас быть людьми. Наш политех – один из авторитетнейших учебных центров бывшего Союза. И два моих сына, Каиржан и Темиржан, получили здесь первичную фундаментальную индустриальную подготовку.

После института я стал рядовым инженером таксопарка Караганды. Но уже через год был назначен главным инженером этого транспортного предприятия. Спустя четыре года занял пост директора автопредприятия, в штате которого числилось 2,5 тысячи человек. Мне тогда было 30 лет. Вскоре был приглашен работать в Алма-Ату руководителем технического управления Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

Довольно успешная работа авто­мобилистов республики была омрачена в середине 80-х годов бессмысленным заказом опорочить казахстанское руководство. Все хорошее, что было сделано в этой сфере, было очернено. Около 100 специалистов были осуждены московскими умельцами стряпать «громкие дела» в братских респуб­ликах. Но само время сняло вину с каждого.

По возвращении в Караганду меня пригласил на разговор тогдашний аким области Петр Нефедов:

– Время дури прошло. И шахтеры, и строители требуют, чтобы транспорт­ная сфера заработала по-умному. Нужны твой опыт и твоя напористость.

– Коль доверяете мне, позвольте вернуть в автобазы, пришедшие в упадок в результате перестроек и развала страны, старую директорскую гвардию.

Я получил согласие. И произошло чудо – все автомобильные предприятия заработали на полную мощность. На площадках машины стояли по линеечке, отремонтированные, готовые выполнять любые рейсы. Здания офисов засверкали свеженькой белизной покраски. В условиях разорвавшихся связей, с пустым бюджетом, нехваткой запасных частей это было труднейшим возрождением. Но на базы вернулись все ушедшие прежде из этой сферы. Численность работающих в автоуправлении достигла 14 000 человек. В сутки мы перевозили 100 тысяч шахтеров с учетом двухсменной работы, 103 000 строителей, 35 000 металлургов и десятки тысяч горожан. За честную работу многие удостоены были высоких государственных наград. Каждый работник выполнял свое дело настойчиво, достойно. Мы были связаны единой трудовой цепью. Не помню, чтобы на нашу работу поступали жалобы, но зато слышали много похвал.

Огромные усилия в деле подготовки высококвалифицированных кадров автотранспортников проявил руководитель факультета Владимир Ли. Он сам был блестящим производственником, свою техническую мудрость передал очень многим своим выпускникам. И не случайно специалистов, подготовленных в Караганде, приглашали на работу во все братские республики тогдашней страны. Великую роль в подготовке индустриальных кадров сыграл ректор Политехнического института, видный ученый, Герой Социалистического Труда Абылкас Сагинов. Он взрастил мощное древо науки, специалистов, умеющих ясно видеть перспективу. Руководил он институтом 33 года. Представьте, какую теплоту своих чувств он передал людям. Транспортную сферу он всегда рассматривал как ускоритель экономического успеха, потерю внимания к этой структуре рассматривал как большую опасность и глубокое заблуждение.

Казахстан с его грандиозными территориями самим Всевышним определен стать уникальной авто­державой. Протяженность автодорог уже сегодня достигла почти 200 тысяч километров. В этой цифре – международные трассы, дороги республиканского значения. Продолжается строительство новых автомагистралей, воплощается в реальность указание Президента, чтобы от новой столицы во все концы страны расходились лучами современные автомагистрали. Ведется реконструкция старых дорог с разнообразным покрытием, численность мостов превышает уже 3 100 единиц. Среди них немало повышенной технической надежности. 42 тысячи километров дорог пролегли к различным предприятиям, новым рудникам, элеваторам, лесным массивам и другим зонам отдыха. Куда ни глянь – автопотоки нарастают. Кадры автомобилистов обеспечивают людям безопасность, новые удобства. Так что разговоры о снижении интереса к профессии автомобилиста не имеют никакой почвы.

Еще я бы хотел отметить высокую техническую культуру. В свое время эту интеллигентность и творческий дух принесли в Караганду сосланные ГУЛАГовцы. Достаточно назвать имя Александра Чижевского, занимавшегося здесь в годы своей ссылки проблемой космоса, новейшими открытиями в биофизике. Он дружил с Эдуардом Циолковским. Многие открытия сделали ученые, связанные с крестьянским трудом. Жизненная философия этих ученых-интеллигентов избавила нас от обывательщины, равнодушия, высветила ярко такие понятия, как труд, нужда, добро, горе, порядочность. 

Популярное

Все
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Ермек Маржикпаев: Будет нелегко, но мы настроены на результат
Ержан Нурлыбаев назначен вице-министром здравоохранения РК
Спасти уникальную породу лошадей вызвались специалисты конезавода «Кобыланды»
В Уральске запустят линию по выпуску эмалированного провода
Гиззат Байтурсынов возглавил Комитет искусственного интеллекта в Минцифры
Врачи рассказали о состоянии раненой ножом беременной в Актау
Под вечер начинается смрад
Аскар Жамбакин освобожден от должности вице-министра цифрового развития
Наша сборная завоевала четыре «бронзы» на IBO 2024
Свыше 200 коррупционных преступлений выявлено в акиматах за полгода
Скляр обсудил развитие ж/д отрасли с гендиректором Wabtec
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Сель в Кыргызстане: 6 человек погибли в Ошской области
«Цифра» на службе у недропользователей
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
Растет картофель для столицы
Борьба с саранчой: в двух регионах не удается завершить химобработку
Первый в мире паром на водородном топливе запускают в Сан-Франциско
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах

Читайте также

Жители нескольких сел по-прежнему отрезаны от мира
Второй месяц лишены горячей воды некоторые жители Петропавл…
Новый мясоцех заработал в Северном Казахстане
Слушать и быть услышанным

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]