Egov.kz – бренд Казахстана

8381
Азиза Шужеева, президент некоммерческой организации TechnoWomen, руководитель ОФ «Цифровая трансформация»

Эволюция электронного правительства в Казахстане – реально успешный кейс, и этот факт признается всеми международными экспертами.

Инициатива по созданию электронного правительства родилась в ходе реформы финансовой сис­темы Казахстана 2000–2005 годов, когда возникла новая парадигма цифрового взаимодействия между государством и гражданами в качестве налогоплательщиков. Базисом при этом стала первая Государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры РК на 2001–2005 годы.

Главное достижение программы – начало развития телекоммуникационной инфраструктуры, нормативной и методической базы для автоматизации работы госорганов. В этот же период был принят первый Закон «Об информатизации».

Если вспомнить, в то время техническое оснащение госорганов находилось на критически низком уровне, примерно полкомпьютера на тысячу человек. Да и уровень компьютерной грамотности чиновников оставлял желать лучшего.

«Тихую» революцию тогда совершила информатизация налоговой службы. Правда, поначалу наблюдалось серьезное сопротивление как со стороны коррумпированных налоговиков, так и бухгалтеров коммерческих компаний. Многие жаловались, что государство хочет «залезть» в их деятельность, заставить налогоплательщиков сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Ситуация выглядела крайне сложной, так как подразумевала выведение бухгалтерского учета компаний из «серой» зоны в «цифру».

Сейчас уже мало кто помнит, как это было. Предприниматели и бухгалтеры давно привыкли сдавать в электронном виде декларации и забыли о ежедневном посещении налоговых инспекций.

Налоговые комитеты были серьез­но видоизменены, впервые появились операционные залы, где по принципу «одного окна» обслуживались налогоплательщики. Созданное в этот период акционерное общество «Национальные информационные технологии» впоследствии стало оператором инфраструктуры электронного правительства.

На основе успехов и неудач была разработана совершенно новая концепция, которая предполагала революционный пересмотр самой философии государственной службы. Впервые появился термин «государственная услуга», и Правительство стало восприниматься как «услугодатель», а граж­данин – как «услугополучатель». Формировалась принципиально новая модель функционирования госорганов, основанная на цифровых технологиях.

Первым этапом внедрения электронного правительства в Казахстане стала реализация гос­программы по созданию инфраструктуры (2005–2008). Достижениями того периода можно считать запуски таких проектов, как единая транс­портная среда, национальный удостоверяющий центр, серверный центр, государственные базы данных физических, юридических лиц, недвижимости, адресов и другие.

В законодательстве закрепились понятия «электронная цифровая подпись» и «электронный документ». Это были революционные нормы, благодаря которым статус электронного документа впервые приравняли к бумажному с печатью.

И госслужащие, и население сопротивлялись: все привыкли доверять бумажке и не хотели даже вникать в суть понятия «электронный документ». Помню, как возмущались депутаты, ведь это были люди совершенно другого поколения с особым отношением к бюрократии.

В 2006 году был запущен портал egov.kz. На нем размещались тогда только сведения об услугах госорганов. То есть команда контент-менеджеров АО «НИТ» перерабатывала всю законодательную базу по стадиям жизненного цик­ла человека и просто разъясняла граж­данину, как и куда обращаться, если, например, в семье родился ребенок. Собрать всю информацию от государства и дать человеку четкий понятный алгоритм уже было серьезным достижением.

Сейчас это кажется нелепым, но в тот период оказалось невероятно сложным собрать в одну информационную услугу всю разъясняющую информацию, выставить списки роддомов, ЗАГСов, объяснить гражданину, как оформить документы. Все сведения были рассредоточены по разным министерствам и комитетам, в открытом доступе их практически не имелось. У многих госорганов отсутствовали сайты!

Люди платили «помогайкам» за то, чтобы им просто разъясняли элементарные вещи. То есть уже на первом этапе портал egov.kz, предоставляя только информационные услуги, сэкономил гражданам достаточно средств и времени.

Параллельно была запущена программа снижения информационного неравенства на 2007–2009 годы. Открывались бесплатные компьютерные классы для повышения цифровой грамотности населения – от детей до пенсионеров, проводилась оцифровка библиотек, музейных фондов. Всего было обучено около 3 млн человек.

После создания базиса начался второй этап – интерактивный. Кстати, тем, кто предлагает в 2023 году использовать эстонскую систему X-road, сообщаю: она была реализована в Казахстане уже на первом этапе создания egov.kz и называется «шлюз электронного правительства». Это технологии 2001–2006 годов, так называемый «маршрутизатор запросов».

В 2008–2010 годах получили развитие интерактивные услуги с применением ЭЦП. Люди стали получать адресную справку, справку о судимости, регистрировать акты гражданского состоя­ния через портал электронного правительства.

Революционность этого периода заключается в том, что начали действовать централизованные структуры для электронного обслуживания населения, так называемые ЦОНы, которые сильно изменили государственные бизнес-процессы. Появилось достаточно много сервисов для бизнеса, стало возможным регистрировать компании и получать лицензии онлайн, участвовать в онлайн-закупках и многое другое.

Третий этап можно назвать транзакционным. Появились более сложные многокомпонентные услуги. Большим достижением стало внедрение систем «Е-нотариат» и «Е-лицензирование». Причем опять-таки многие нотариусы уже не помнят, а ведь тогда они очень сопротивлялись изменениям, как и госорганы, которые боялись предоставлять доступ к государственным базам данных.

Нотариусы опасались, что их услуги станут не востребованными, а госслужащие не доверяли нотариусам. Но, как показала жизнь, именно благодаря этой сис­теме сегодня не нужно бегать за справками, оформление сделок стало простым и облегчило жизнь всем.

Развивалось законодательство по цифровизации и ЭЦП, были закреплены разные виды электронных услуг, появились новые институты, которые должны отвечать за совершенствование электронного правительства. В частности, холдинг «Зерде» получил статус национального института по развитию ИКТ.

В 2009 году была реализована масштабная прямая линия с Главой государства, тогда было обработано более 100 тыс. обращений граждан с помощью портала, SMS и телеобращений.

Далее на портале egov.kz появились услуги, предполагающие возможность онлайн-платежей. В первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, сборов, пошлин и штрафов за нарушения ПДД, в 2011 году – оплата услуг ЖКХ.

Четвертый этап развития е-правительства я называю «расширением электронных государственных сервисов», он реализовывался в рамках госпрограммы «Информационный Казахстан 2013–2018 годов». Началась активная интеграция информационных сис­тем госорганов, всего было реа­лизовано более 150 электронных услуг, проводилась модернизация инфраструктуры, вводились стандарты 4G.

Начался бурный рост количест­ва пользователей Интернета, повысился уровень цифровой грамотности. Появилось больше сервисов, активно развивалась электронная коммерция. В частности, была стопроцентно автоматизирована процедура подачи заявления на заключение⁄расторжение брака и регистрацию рождения ребенка, открыта база для обсуждения законопроектов и прочее.

Количество пользователей
egov.kz стало стремительно расти, портал выдавал уже по 2–3 млн справок в год. Возник вопрос перехода на платформенную модель. Принятый в 2015 году Закон «Об информатизации» ввел понятие «информационно-коммуникационной платформы электронного правительства», создание которой должно было начать АО «НИТ».

Приказом министра информации и коммуникаций 2018 года был утвержден принцип платформенности, что предусматривает «формирование и постоян­ное развитие межведомственных централизованных технологичес­ких платформ информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства и инструментов для решения общих технических задач в рамках различных отраслей (сфер) государственного управления». Также был утвержден принцип универсальности решений.

После этого АО «НИТ» планировало реализацию проекта по созданию платформы, который назывался G-Cloud. Здесь, конечно, большой вопрос к холдингу «Зерде» как к системному интегратору и национальному институту развития ИКТ-отрасли: почему данная платформа так и не была создана?

Данный пробел особенно сильно чувствовался при пандемии, когда для выдачи 42 500 тенге потребовалась оперативная доработка информационных систем госорганов. Эту задачу в короткие сроки было практически невозможно реализовать, так как в секторе госуправления культура непрерывного программирования фактически не развита.

Следующим серьезным периодом, который также можно считать революционным, стал перевод электронного правительства на мобильные технологии.

Несмотря на то что egov.kz успешно работает c 2006 года и предоставляет онлайн-услуги для физических и юридических лиц, граждане все активнее переходили на применение мобильного Интернета и пользование смартфонами в повседневной жизни. Поэтому развитие мобильного ЭП было особенно актуально.

Сегодня в eGov Mobile доступны 678 госуслуг, из которых 204 услуги и сервисы портала egov.kz, 474 услуги для физических лиц портала e-license. Ежемесячно им активно пользуются порядка 2,4 млн казахстанцев. Здесь оказывается порядка 50 тыс. государственных услуг в месяц.

Популярный среди пользователей сервис «Цифровые документы» содержит 20 документов. Ими можно воспользоваться в аэропортах страны при внут­ренних перелетах, при посадке в вагоны на железнодорожных вокзалах и покупке билетов, в отделениях «Отбасы банка» и ЕНПФ и в других местах.

Развитие мобильного ЭП способствовало совершенствованию механизмов обеспечения кибер­безопасности. В eGov Mobile уже можно авторизоваться с помощью­ биометрии. Обновления позволяют гражданам использовать больше функцио­нала. Они направлены на сохранение безопасности персональных данных.

В 2021–2023 годах начинается принципиально новый подход к реализации ЭП – это так называемое «невидимое правительство» и проактивный подход к предоставлению электронных услуг. Новый период потребует масштабной трансформации бизнес-процессов, завершения перехода на платформенную модель и интеграции с информационными системами госорганов.

Серьезным вызовом является нагрузка на инфраструктуру ввиду роста объема и сложнос­ти данных, а также повышения требований по обеспечению безопасности. Также за прошедшие с момента запуска инфраструктуры годы существенно эволюционировали технологии. В результате актуальность модернизации действующей инфраструктуры е-правительства существенно возросла.

Уже сегодня актуальны модернизация единой транспортной среды госорганов, строительство дополнительных магистральных каналов связи, повышение пропускной способности каналов связи до 100 Мбит⁄с, а в некоторых точках сети – до 10 Гбит⁄с. Особенно важно строительство новых Серверного и Резервного центров для хранения государственных баз данных и систем госорганов.

Увеличиваются риски киберугроз и кибератак, что требует обновления и оборудования, и специализированного программного обеспечения.

В 2022 году Казахстан занял 28-е место в рейтинге ООН по развитию электронного правительства (эксперты оценивают развитие электронных услуг и человеческого капитала, а также телекоммуникационную инфраструктуру). И страна продолжает планомерно улучшать показатели в этой сфере.

Кейс развития электронного правительства в Казахстане показывает, что при наличии политической воли, компетент­ной команды и мотивации к цифровой трансформации государственного управления можно добиться реальных результатов и внести серьезный вклад в развитие экономики. Экономический и социальный эффекты, а также результаты внедрения ЭП с 2005 по 2023 год требуют серьезного исследования, так как именно этот кейс может стать одним из основных составляющих национального бренда страны.

Популярное

Все
Полководец. Писатель. Патриот
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Для лесхозов Восточного Казахстана закупят больше 100 единиц техники
Будет ли в столице новый сквер?
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Фестиваль тюльпанов провели в ЗКО
Заморозки снова придут в Казахстан
Токаев произвел кадровое назначение
Взрыв в Иране: Токаев выразил соболезнования
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
Свыше 200 тысяч мешкотар заготовлено силами военнослужащих Нацгвардии в СКО
В Иране назвали причину взрыва в порту в Бендер-Аббасе
Социальный автокараван проехал по селам
Глава Казахстана поздравил президента и народ ЮАР с Днём свободы
Школьное питание: Минздрав применяет новые подходы госконтроля
Паводки в СКО: укрепляется защитный вал на реке Есиль
Большая вода: спасатели работают в СКО круглые сутки четвертый день
В Астане готовятся к военному параду
Милад Карими стал победителем этапа Кубка мира
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В каких районах Астаны появятся новые школы
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Джей Ло едет в Астану
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда

Читайте также

Состоялся полевой семинар
Воспитывать новое поколение
Новые имена выставки «Весенний салон-2025»
Продвижение обновленного подхода к мультилатерализму

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]