​​​​​​​Экономика Казахстана: три сценария развития

9099

Политическая модернизация в Казахстане идет быстрыми темпами. Однако экономическая ситуация складывается пока не лучшим образом. Каковы перспективы? Над этим вопросом мы попросили поразмышлять директора Института экономической политики, члена Национального курултая и консультативного комитета Высшего совета по реформам РК Каирбека Арыстанбекова.

– В инаугурационной речи Президент Касым-Жомарт Токаев выделил ряд ключевых направлений развития страны. В их числе построение справедливой рыночной экономики, защита частной собственности, усиление конкуренции, искоренение коррупции...

– Да, но добиться этого будет невозможно без обеспечения подлинного верховенства права.

Президент предлагает ряд серьезных и системных мер в целях улучшения благосостоя­ния и социального самочувствия населения. Первая группа предложений была проработана еще на площадке Национального совета общественного доверия, вторая сформулирована по линии консультативных комитетов Высшего совета по реформам. Главное, что их объединяет и стимулирует, – создание справедливой рыночной экономики. С точки зрения государственной политики, общество нуждается в гарантированных и единых правилах игры.

В начале 2000-х годов США и ЕС предоставили Казахстану статус страны с рыночной экономикой. Однако в период с 2008 по 2018 год мы начали терять позиции, скатываясь к основам государственного капитализма при сужении размеров рыночной экономики.

Были созданы компоненты корпоративистского государства, наблюдались элементы дискриминационной политики, экономические и денежные власти открыли «шлагбаум» для национализации убыточных и приватизации прибыльных компаний (этот процесс получил название «казахской экономичес­кой болезни»), доминировали интересы узких групп олигархов и финансово-промышленных групп.

Вследствие чего государство, по сути, перестало быть слышащим. В силу упомянутых причин и других факторов ежегодные послания Касым-Жомарта Токаева и проводившиеся конституционные реформы предопределили новую повестку дня для развития Казахстана. Отсюда необходимость и значимость тезиса о создании рыночной экономики в стране.

– Президент получил мандат доверия от казахстанцев на ближайшие семь лет. Сможет ли он за свой однократный президентский срок принять решительные меры, для того чтобы Казахстан развивался более высокими темпами? Каков ваш прогноз по социально-экономическому развитию страны?

– На мой взгляд, предстоящие семь лет перед страной и Президентом будет стоять сложнейшая дилемма. Мы находимся на перепутье различных сценариев экономического развития. Преж­де всего отмечу, что имеются серьезные различия между характером существующей в стране экономики (рыночной, полурыночной или нерыночной) и проводимой Правительством экономической политикой (патерналистской, популистской, ответственной, либеральной). Исходя из упомянутых различий и выбора направленности экономической политики, мы можем сформулировать три сценария социально-экономического развития.

Первый предполагает развитие экономики Казахстана умеренными темпами – речь идет о ежегодном росте ВВП примерно от 2 до 3%. В настоящее время в республике наблюдается именно такой тренд.

Здесь есть одно уточнение. Наша экономика распалась на пять структурообразующих секторов. Когда достигается рост ВВП в 2–3%, то основными бенефициарами, то есть получателями выгод, становятся экспортно-сырьевой сектор, сектор торговли и государственный бюджет.

Иными словами, социально-экономический эффект для всего 18-миллионного населения при таком росте особо не ощущается.

Второй сценарий предусматривает развитие Казахстана с ежегодным темпом роста ВВП от 3 до 5%. В этом случае численность основных бенефициаров становится чуть больше: экспортно-сырьевой сектор, ряд отраслей внутренне ориентированного сектора, торговля, сектор социальных услуг.

Однако и второй сценарий также не гарантирует получения социально-экономического эффекта всем населением страны, он охватит лишь около 60–70% казахстанцев.

И, наконец, третий сценарий – достижение высоких темпов экономического роста, от 5 до 7% ежегодно. В этом случае охват населения республики может достичь 90%. В результате государство получит возможность увеличить размер заработной платы казахстанцев в два-три раза, пенсий – в три-четыре раза, пособий и стипендий – в пять раз.

Наш анализ показывает, что при таком росте социально-экономическую отдачу получает все население без исключения. Поэтому и для Президента, и для всей страны привлекательным и жизненно важным в пользу национальных интересов становится третий амбициозный сценарий.

На инаугурации Касым-Жомарт Токаев заверил, что «приложит все усилия для того, чтобы оправдать доверие народа и превратить Казахстан в процветающее и благополучное государство». Я убежден: добиться этого можно в случае принятия политического решения по третьему сценарию.

– Что требуется, для того чтобы направить Казахстан на орбиту третьего сценария?

– Нам необходимо разработать амбициозный и стратегически важный документ. Речь идет о программе Правительства по стимулированию и ускорению экономического роста, а именно – удвоению ВВП. Будучи членом НСОД, мне посчастливилось быть на приеме у Касым-Жомарта Токаева, и в ходе беседы я поднял ряд острых социально-экономических и политических вопросов. В том числе о целесообразности разработки такой программы с применением опыта Китая. Глава государства поддержал это предложение.

Между прочим состоявшееся в 2000–2008 годах «экономическое чудо» Казахстана началось, когда Премьер-министром страны был Касым-Жомарт Кемелевич. Тогда именно его Правительство заложило основу для экономического бума. Следовательно, теперь он может повторить это уже на посту Президента.

Отмечу, что после вышеуказанной встречи с Главой государства наш институт приступил к разработке данной программы. Это заняло два года, и ее концептуальные аспекты мы озвучили в «Казахстанской правде» в статье «Реально ли удвоить ВВП?» в номере от 23 сентября 2021 года.

На сегодняшний день проект программы предварительно проработан с различными экс­пертами, Агентством по стратегическому планированию и реформам, экономическим блоком Канцелярии Премьер-министра. Конечно, документ все еще корректируется, совершенствуется. Но я убежден: утверждение и реализация программы удвоения ВВП дает шанс для достижения поставленных Главой государства целей и мы должны воспользоваться этим шансом.

В центре Пекина и других городов Китая можно увидеть плакаты с надписью: «Мао Дзэдун поднял страну с колен, Дэн Саяопин обогатил, а Си Цзиньпин укрепил ее мощь». Исходя их этого, мы должны обратить внимание на меры, которые принимал великий реформатор в 1978–1979 годах.

Так вот первым стартовым условием для ускорения ВВП Китая было радикальное сокращение размера государства. Под этим термином понимается не численность населения или территория страны, а расходы Правительства. То есть предполагается сокращение расходов государственного бюджета, квазигосударственного сектора, всех предприятий, созданных с участием государства.

Когда власти КНР начали эту реформу, Дэн Сяопин радикально сократил расходы расширенного правительства до 12–15% ВВП, и этот шаг стал решающим для сотворения китайского «экономического чуда».

Что касается нашей страны, то данный показатель составляет около 50% ВВП. Поэтому у нас нет достаточных оснований говорить, что Казахстан сможет достичь высоких темпов экономического роста – до 7% при сохранении нынешних расходов. Таким образом, первая радикальная задача для удвоения ВВП – сокращение расходов расширенного Правительства.

Второе базовое условие вытекает из первого. Когда экономичес­кие власти сокращают расходы государства, это влечет за собой сокращение налоговых и неналоговых изъятий из экономики.

Как объявил Глава государства, в 2023 году начинается серьезная реформа налоговой системы. И мы должны воспользоваться этим шансом, чтобы новое налоговое законодательство способствовало ускорению экономического роста. Безусловно, есть и другие базовые условия, они предусмотрены нашей программой.

– Возникает закономерный вопрос: если концептуально применить зарубежный опыт, включая опыт КНР, то есть сократить расходы, этого будет достаточно?

– Конечно, нет. Поскольку Казахстан является страной, которая экспортирует углеводородные ресурсы. Прежде чем утвердить и осуществить указанную программу, необходимо проработать и принять ряд системных мер по нейтрализации структурных дисбалансов в экономике.

За истекшие 30 лет по итогам исполнения различных программ и стратегий экономика Казахстана фактически распалась на пять ключевых структурообразующих секторов. Это экспортно-сырьевой сектор (горнодобывающая и нефтегазовая промышленность, экспортная часть АПК и так далее) – 14–16% ВВП; внутренне-ориентированный сектор (24–26% ВВП), включающий в себя обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, строительство. Далее идет инфраструктурный сектор (транс­порт, складирование, связь, электроснабжение и водоснабжение) – 11–12% ВВП; торговля и ремонт – 16–17% ВВП.

Наконец, есть сектор социальных услуг (здравоохранение, образование и другое), занимающий 7–8% ВВП. В результате перетока валовой добавленной стоимости между указанными секторами возникли структурные дисбалансы и диспропорции, создающие основу для структурного кризиса в экономике.

К примеру, сектор торговли играет двоякую роль: с одной стороны, обеспечивает нагрузку и развитие отечественных товаропроизводителей (речь идет о легкой и других сегментах обрабатывающей промышленнос­ти) за счет массового импорта, с другой – сконцентрированный капитал «растворяется» по двум каналам, часть идет на выплату теневой заработной платы, часть вывозится за рубеж.

Самое интересное, что баланс между этими пятью секторами поддерживался и все еще поддерживается за счет компенсаторов. Один из них – низкая заработная плата. Если в экспортно-сырьевом секторе доходы выше, то во внутренне ориентированном зарплата почти вдвое ниже.

Второй компенсатор – обменный курс тенге, третий – государственный контроль над ценами на социально значимые товары. Четвертый – низкий уровень тарифов по линии инфраструктурного сектора. Однако запас проч­ности данных компенсаторов из года в год ослабевал, начался процесс снижения конкурентоспособности экономики.

Яркий пример, к чему приводят жесткие тарифы на определенные виды услуг, допустим, тепло, – недавняя авария в Экибастузе. К сожалению, в официальных документах Правительства и центральных государственных органов речь о каких-то компенсаторах вообще не идет.

В Казахстане было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, его руководители Кайрат Келимбетов и Асет Иргалиев провели большую работу по созданию и реализации новой системы госпланирования, включая сокращение перечня документов. Разработан и утвержден Нацио­нальный план развития РК до 2025 года, которым предусмот­рено достижение ежегодных темпов роста экономики в 5%.

Однако прошло уже два года, но, к сожалению, наш ВВП растет всего на 2–3%. То есть мы уже отстаем от утвержденного графика. Значит, можно сделать выводы о необходимости коррекции ряда параметров Нацплана и действующей системы государственного планирования.

Одновременно необходимо напомнить, что Нацплан до 2025 года представляет собой платформу для реализации предвыборной программы партии «Amanat».

Однако исследования показывают: когда правящая партия занимает в Парламенте 80% мест, то в таких странах темпы роста ВВП на душу населения ежегодно падают. Получается, что такая конструкция, как «предвыборная платформа правящей партии равно Нацплан» как документ сис­темы госпланирования противоречит задачам удвоения ВВП.

В то же время разработанные и принятые документы системы госпланирования сверстаны с учетом возможностей и утвержденных параметров госбюджета. Мы знаем, что для претворения в жизнь десяти национальных проектов и документов национальных холдингов и компаний нам нужны расходы расширенного Правительства на уровне 50% ВВП. Как я ранее говорил, такие расходы ни при каких условиях не позволяют достичь высоких темпов экономического роста.

Другими словами, мы уже заранее заложили противоречие в систему госпланирования. В этом и состоит парадокс Казахстана. Мы двигаемся в неправильном направлении.

Кроме того, квазигоссектор в последние десять лет оказался ориентирован на расширение производства – повышение эффективности для него не стало приоритетной задачей. Также он вступает в неформальные отношения с госорганами и имеет искаженную мотивацию.

Вместе с тем Правительство Алихана Смаилова мною воспринимается как полуреформаторское. Да, в его составе есть выпускники «Болашака», но нет либерального крыла, с точки зрения экономической политики.

Общеизвестно, что Правительство всегда загружено решением текущих вопросов социально-экономического развития. Но хотелось бы, чтобы вновь наз­наченные министры озадачились и таким стратегическим направлением, как удвоение ВВП, тем более что теоретически это возможно.

В завершение скажу: если Казахстан пойдет по пути первого либо второго сценариев экономического развития, игнорировав третий, то не придется удивляться, почему рано или поздно практически неисполненным станет Комплексный план Правительства «Программа повышения доходов населения до 2025 года».

Дело в том, что его осуществление охватывает мероприятия по четырем направлениям, включая, во-первых, обязательства по повышению заработных плат из бюджета; во-вторых, повышение доходов населения путем создания новых рабочих мест;
в-третьих, защиту покупательной способности доходов населения; в-четвертых, системные меры, обеспечивающие повышение уровня доходов.

Так вот, мировая история экономики не знает случаев повышения доходов населения при низком темпе роста ВВП. Мировая практика не знает случаев создания рабочих мест при отсутствии экономического роста.

В то же время мировая экономика сулит повышение благосостояния всего населения только единственным способом – путем достижения высоких темпов роста ВВП.

Беседовала Асель Муканова

Популярное

Все
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
«Тұмар» называет победителей
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
Вода придет на поля
Пример служения Отечеству
Награда за профессионализм
Елена Брусиловская: Мы работаем для людей
Газета как традиция
Законодательная поддержка реформ
Задача – наращивать показатели
Родители – главная ролевая модель для ребенка
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Информационное крыло Ассамблеи народа Казахстана
Правовое равенство и справедливость
Обеспечить контрольную функцию на территории
Распоряжение
Высадить легко, да вырастить непросто
Незаконно ловили судака
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Дожди с градом обрушатся на Казахстан
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Ураган не щадил никого
Двум казахстанцам вернули зрение путем трансплантации роговицы
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Трамп: Ключевые ядерные объекты Ирана полностью уничтожены
Видеть в повседневном вечное
Госслужащие пробежали антикоррупционный марафон в Семее
Polpharma Group расширяет инвестиции в Казахстан
Бублик одержал победу на турнире ATP 500 в Германии
Когда региональная сила становится мировым аргументом
МИД Казахстана сделал заявление по ситуации на Ближнем Востоке
«Пасынки степи»: атырауский писатель рассказал о своей книге столичным читателям
Королеву красоты выберут ночью и под землей
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства

Читайте также

Защита от неправды
Социальные расходы – инвестиции в развитие нации
С рождения и до 18
Поколение белоручек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]