Юный музыкант идет по стопам своего старшего брата – дирижера с мировой известностью Алана Бурибаева, для которого в 1999 году первым шагом к признанию стало звание дипломанта на международном конкурсе в Тренто (Италия). Молодой дирижер рассказывает, что конкурсов оперных дирижеров в мире, пожалуй, всего два или три. Поэтому он решил участвовать в соревновательном форуме в Констанце.
Первый тур был заочным: участники присылали свои видеозаписи на сайт конкурса. Элмар послал два видео. На первом он дирижирует ученическим оркестром РССМШ им. К. Байсеитовой Симфонию Шуберта. Второе видео записано в ГАТОБ им. Абая, здесь ему довелось продирижировать Концерт Луи Шпора для струнного квартета с оркестром.
Месяц прошел в напряженном ожидании. И вот радостная весть: жюри конкурса отобрало 24 дирижера и в их числе Элмар Бурибаев! На конкурсе он стал единственным представителем Казахстана, причем самым молодым из всех участников. Из главных «оперных» стран – Италии, Франции, Испании, Германии, Австрии, России, Японии – приехали по несколько конкурсантов. Также приехали дирижеры из США, Южной Америки и даже Австралии.
Признание, конечно, далось непросто. Элмар много занимался, учил сцены из мирового оперного репертуара по списку, опубликованному в Положении конкурса. Большую помощь ему оказал старший брат, маэстро Алан Бурибаев: большинство из этих опер он не раз продирижировал на лучших сценах мира. «В нашем доме оперное и симфоническое искусство – главная тема, – рассказывает Элмар. – И у меня уже сложилось представление о мировых дирижерских школах, и есть свои кумиры: это Риккардо Мутти, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Микко Франк. И конечно, мой брат Алан».
Конкурс был усложнен тем, что все четыре тура шли каждый день без перерывов. Какое произведение дирижировать, конкурсанты узнавали только перед началом прослушиваний. В первом туре, который проходил без оркестра, а концертмейстер играл по клавиру на рояле, Элмару достался Дуэт из первого акта оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини. Эмоциональный максимализм музыки Пуччини позволил Элмару сразу же овладеть вниманием исполнителей и заслужить одобрение жюри.
На втором туре уже играл оркестр. По жребию Элмар дирижировал сцены из опер «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» Моцарта. Эти комические оперы требуют веселости, остроумия в музыкальном исполнении. Замечательно, что трактовки Элмара были по достоинству оценены жюри.
На третьем туре молодому казахстанцу досталась сцена из первого акта оперы «Богема» Пуччини. Изображать в оркестре непогоду, холод, момент знакомства и зарождения любви главных героев – бедного художника и вышивальщицы – это задачи, совершенно противоположные комедийному настрою предыдущего дня. Но Элмар смог прочувствовать искренность героев, преобразованную в потоки гениальной музыки Пуччини. Она глубоко его взволновала, что юный маэстро и передал в своем дирижировании оркестром и певцами. В завершающем, четвертом туре Элмар дирижировал весь третий акт оперы «Богема».
На церемонии награждения председатель жюри профессор Миланской консерватории Витторио Паризи, вручая Элмару диплом, улыбнулся: «Вы очень талантливый, несмотря на свою молодость для этой профессии!» Следует сказать, что почти все участники конкурса – состоявшиеся музыканты, давно окончившие вузы и работающие в театрах и оркестрах. И это придает особую значимость диплому Элмара.
– Свою первую международную награду я посвящаю родному Алматы, который в нынешнем году празднует 1000-летний юбилей. Вся творческая интеллигенция Казахстана обязана нашему городу своим становлением и расцветом! – уверен молодой дирижер. – И еще я мечтаю о том, когда, окончив учебу в Казахской национальной консерватории, встану за пульт, чтобы повести за собой музыкантов и увлечь слушателей. Тем более что публика у нас в Казахстане просвещенная и высокодуховная.