– Человек может отказать себе в одежде, не покупать жилье, машину, но обедать он будет каждый день, – говорит Сауле. – Большинство при этом пойдет не в ресторан, а в доступный общепит. К этому формату меня подтолкнула моя французская подруга Жаклин. Познакомившись и подружившись с ней на проходившей в Алматы выставке по недвижимости, я пригласила ее в известный ресторанный комплекс, где представлены кухни фактически всех народов, проживающих в Казахстане. Попробовав мясо по-казахски, куырдак, плов, манты и хычины, она назвала это место городом-рестораном. А побывав в наших ущельях, на Шымбулаке и Медео, Жаклин была потрясена еще больше. «Зачем вам Швейцария?!» – искренне удивлялась она. А перед отъездом спросила: «Можно один неудобный вопрос? У вас столько дорогих машин в городе. У нас на всем Лазурном берегу нет и десяти процентов того, что я увидела здесь. Зачем это?» Я ответила, что потомки кочевников-скотоводов, всю жизнь проводившие на лошади, не любят ходить пешком. И уж если выбирать «лошадь», то самую хорошую.
Прежде чем заняться бизнесом в сфере общепита, Сауле Cабитова побывала во всех торговых центрах, где есть фаст-фуды. И ни один из них ее не устраивал: везде непривычная для нашего желудка еда – гамбургеры, бургеры, пиццы, пасты… И она с подругой, объединив усилия, решила открыть не просто национальный фаст-фуд, а, используя только казахстанские продукты, создать свой бренд. Прежние хозяева продавали свой бизнес не из-за отсутствия прибыли. Созданное ими кафе, достигнув определенного уровня, в принципе окупало себя. То есть все шло ни шатко ни валко. И они, опрометчиво посчитав его неперспективным, расстались с наработанным местом. Самой большой их ошибкой было то, что у них работали повара с низким разрядом.
То, как С. Сабитова нашла специалистов шестого разряда, похоже на мистику. Не успела задуматься об открытии общепита, найти объявление о продаже бизнеса, как случайно встретила профессионального технолога Раису Казей. На тот момент она трудилась у знакомых, и те дорожили сотрудничеством с ней. Чтобы предприятие работало стабильно, все блюда должны периодически проходить дегустацию у технолога, хотя другие предпочитают обходиться без него. Сдружившись с Раисой Михайловной, предложила в будущем совмещать две работы. Та, заинтересовавшись, помогла наладить связь с квалифицированными шеф-поварами. Трудясь в ресторанах, работу они заканчивали вместе с последним клиентом, домой приходили под утро. Поэтому предложение Сауле показалось им привлекательным: рабочий день в кафе-столовой заканчивается в восемь вечера.
Кафе купили вместе с оборудованием и посудой. Позже еще столько же вложили, чтобы поменять интерьер. А после оформления акта купли-продажи оставалось только переоформить аренду и перерегистрировать кассовый аппарат. Аренда, пусть и немаленькая, 285 тыс. тенге в месяц, но вполне подъемная. Очень долго колебались с названием и наконец решили оставить прежнее – «Асаль», что в переводе с арабского означает «мед». Этот продукт и вкусен, и полезен. Потом дождались, когда пройдет отработка основных блюд. Повара-то умеют все, но ставку надо было делать на пользующиеся наибольшим спросом. По образованию финансист, Сауле знает, как грамотно вести торговую политику, чтобы налоги были вполне подъемными. Поэтому налоговыми и другими проверками ее не напугаешь.
Рассчитывать на прибыль можно только в случае, когда твердо знаешь рынок сбыта продукции. Девиз на пути к успеху: качество и доступность ресторанной еды по «столовской» цене. К примеру, горячие колбаски в ресторане стоят 3 000, у С. Сабитовой – 1 200. Лагман – 600–700, а самса с хорошей мясной начинкой – 100 тенге. Когда близлежащий народ распробует кухню, проблема будет решена за счет увеличения объемов, бизнесвумен думает расширять сеть своих столовых. Дело в том, что случайно оказавшиеся в районе Зеленого базара клиенты, распробовав кухню, спрашивают, нет ли таких точек в других местах.
Возможно, что-то будет дорожать, но не настолько, как доллар, потому что продукты используются в основном местные. Хозяйка заведения говорит, что они придерживаются такой политики, чтобы повышать цены по-умному. Ввели, к примеру, порции 0,7 и даже 0,5, от которых еще вчера отказывались. Решили также налегать на выпечку. Она зачастую заменяет обед, если человек не может позволить себе добротное блюдо.
Ее заветная мечта – открыть казахский фаст-фуд в Аравии. Там такой бизнес всегда будет идти в рост, потому что людской поток в края, где располагаются мусульманские святыни, не иссякнет до конца света.