
Путь длиною в 30 лет вместе со страною она прошла, будучи твердо убежденной в том, что сделать основательный рывок вперед Казахстан сможет тогда, когда все поймут, что детей нужно развивать, параллельно углубившись в обучение специалистов и повсеместно открывая для этого курсы повышения квалификации.
Подобный вывод учредителя международной академии «Алиар-UCMAS» Гульнары Усеновой основан на двух десятилетиях работы в системе образования. Она неоднократно на практике видела, какие умопомрачительные объемы информации способны усваивать дети, для которых обучение – естественный и необходимый процесс, позволяющий гармонично развиваться с раннего возраста.
В систему образования Гульнара Каримовна пришла, когда ей было под 40, а собственные дети уже достигли подросткового возраста.
– Мне было уже 38 лет, – рассказывает Гульнара Усенова.– После окончания исторического факультета педагогического института я работала в Енбекшинском райкоме комсомола, потом – в горкоме комсомола, потом стала секретарем комсомольской организации. Когда родились дочери, муж посчитал, что самое главное для женщины – дом и воспитание детей. А тут и 90-е годы грянули с их бесконечными пертурбациями и непредсказуемостью.
Молодая мама с головой ушла в хозяйственные заботы, занималась детьми, но все равно рвалась на работу. Для ее неуемного характера домашние рамки были тесными. Хотелось приложения своим рукам, идеям и энергии.
– Я каждый вечер говорила супругу, что хочу работать, – Гульнара Усенова вспоминает эпопею своего трудоустройства. – Муж вроде как и соглашался, что дочки выросли и мне уже хватит сидеть дома. Оставалось определиться, куда пойти работать. Сначала он советовал идти в школу, но потом из-за разгоревшегося скандала в системе образования решил, что не следует этого делать. Предложил устроиться в детский сад. Но вдруг случилось массовое отравление малышей в одном из дошкольных учреждений города. В итоге я сама нашла себе работу...
Как-то во время прогулки Гульнара Каримовна сама зашла к ректору одного из частных вузов, заявив с порога, что хочет здесь работать. Тот диалог она даже спустя десятилетия помнит слово в слово. «Вы доктор наук?» – спросила руководитель университета. – «Нет!» – «Кандидат наук?» – «Нет». – «А мы принимаем специалистов только с ученой степенью!»
Уже выходя из кабинета, у самой двери, Гульнара Каримовна резко повернулась и заявила, что, дескать, зря отказали. Мол, много и успешно работала в комсомоле, энергичная, полна идей и могла бы принести пользу молодому вузу.
Ректор сдалась под таким напором, предложив оставить в приемной резюме, которого с собой, разумеется, не было, и соискательница работы написала его от руки на листе бумаги.
Это было в начале декабря 2000 года. А уже к концу месяца раздался телефонный звонок. Оказалось, звонят из университета с предложением работать преподавателем.
– Я бросила все дела и бежала до вуза, словно марафонец, – улыбается моя собеседница. – Оказалось, что один преподаватель истории заболел, а вторая вышла замуж. Найти им замену в середине учебного года оказалось практически невозможно. Один за другим пошли срывы лекций и семинарских занятий. И тут вспомнили обо мне.
Начинающий преподаватель была на седьмом небе от счастья, несмотря на то, что первое время ей платили 5 тыс. тенге. Сказывалось отсутствие стажа работы по специальности и той самой ученой степени.
В университет и обратно ходила пешком. В целях экономии. Не пугало и то, что по ночам писала лекции и тут же переводила их на казахский язык, на котором тогда практически не говорила. Пришлось быстро выучить, поскольку лекции надо было читать на двух языках. Муж уговаривал ее поначалу бросить эту затею, переживая, что не справится. Но упорства Гульнаре Каримовне было не занимать.
Она легко брала одну вершину за другой... Нескольких лет хватило, чтобы освоиться в вузовской среде. Вскоре ее пригласили на работу директором частного колледжа, который предприниматель только планировал открыть. И с этой задачей тоже успешно справилась, параллельно получив предложение стать вице-президентом одного из крупных частных вузов города.
Работа в колледже, средней и высшей школе вызывала все больше вопросов. Вдумчивого педагога многое не устраивало, хотелось сделать по-другому, привнести много нового. В такие минуты Гульнара Каримовна осаждала себя, мысленно задавая вопрос: кто ты такая, чтобы что-то менять в устоявшейся системе образования? В конце концов она формировалась десятилетиями, к ее созданию приложили руки доктора наук, миллионы педагогов.
Так бы и дальше отвергала все свои сомнения и идеи, если бы совершенно случайно не попалась на глаза книга Масару Ибука «После трех уже поздно». Сознание буквально перевернулось после ее прочтения. Стала изучать, как зародилась Ассоциация раннего развития детей, и открыла для себя удивительные факты.
– Оказывается, после того как на Японию сбросили атомные бомбы, президент страны собрал всех ученых и состоятельных людей и задал им один-единственный вопрос: «Как мы можем поставить весь мир на колени без единого выстрела?» – возвращается к истокам своего увлечения методиками раннего развития Гульнара Усенова. – Я часто рассказываю эту историю, но она очень показательна. Решено было начинать с малого – с детей, их образования, главным компонентом которого стало раннее развитие. Именно в этой стране создали первую Ассоциацию раннего развития детей, которую возглавил Ибука, основатель компании «Сони». Оттуда методики распространились по всему миру. Мы сейчас видим, каких грандиозных успехов добилась Страна восходящего солнца.
Простые мысли Масару Ибука были сродни озарению. Педагог осознала, что надо что-то предпринимать, стала искать существующие и доступные методики, связалась с Москвой, убедившись в том, насколько прав Пауло Коэльо, утверждающий, что, если у тебя есть огромное желание, вся вселенная, каждая звездочка начинают тебе помогать.
Личный опыт Гульнары Усеновой свидетельствует, что это действительно так. Идею открыть школу ментальной арифметики ей подсказала приятельница. На тот момент эта методика уже пришла в Казахстан и применялась для раннего развития детей в Алматы и ряде регионов Казахстана.
– Спустя годы могу сказать, что раннее развитие детей – это главная задача любого государства, – убеждена Гульнара Каримовна – Те, кто работает рядом, и знают об отсутствии финансового интереса, порой говорят мне: «Что же это за бизнес, который не приносит дохода?!» Да, это так, учитывая, что только на подарки детям при проведении ежегодного интеллектуального марафона уходит до полутора миллионов тенге. Участников много, и никого не хочется обижать. Говорить о больших деньгах в образовательном бизнесе вообще не приходится. Наверное, поэтому в нем в основном работают женщины. Они живут этой идеей, хотят изменить ситуацию, сделав хотя бы один маленький шаг, и тем самым приблизить перемены.
Все эти годы руководитель международной академии «Алиар-UCMAS» занимается только тем, что убеждает родителей в необходимости уделять больше внимания детям с первых же дней их жизни. Правда, признается, что продвигаются эти идеи очень тяжело. Но руки опускать она отнюдь не намерена, потому как хочет донести до каждого родителя элементарную истину: если не заняться сейчас детьми, которые растут очень быстро, то можно запросто потерять время.
– Сейчас переходный возраст у детей не в 15–16 лет, а в 10, – продолжает Гульнара Усенова. – Дети быстро в состоянии найти любую интересующую их информацию в Интернете без нашей помощи. И если не стать ребенку другом, не помочь ему усвоить правильные нравственные установки, то можно потерять не только время, но и, возможно, ребенка. Более того, статистика свидетельствует, что сейчас порядка 90% детей рождаются с разного рода отклонениями в здоровье и требуют особого внимания. Многие родители не могут это принять. Не могут понять, что у ребенка отстает психическое развитие либо имеются врожденные дефекты речи и необходимы занятия с логопедом. Они просто не хотят осознать, что ребенку нужна их помощь.
А еще Гульнара Каримовна говорит, что заметила такую тенденцию: на развитие здоровых детей родители готовы тратить деньги, а на ребенка, которому нужна помощь, они почему-то скупятся, не хотят раскошеливаться, закрывают глаза на существующие проблемы развития личности.
Об этом она готова без устали трубить с любой трибуны, на телевидении, в камерных аудиториях – где угодно, лишь бы донести до общества, что развивать ребенка надо с раннего возраста. Желательно с полутора лет и до семи. Это оптимальный возраст, когда дети, как губка, впитывают буквально все. Она хочет научить мам, как надо развивать ребенка, поскольку не все семьи могут себе позволить центры раннего развития и ежемесячно платить по 20–30 тыс. тенге. Рассказать им, как заниматься с детками, познакомить их с новыми методиками, каждая из которых имеет что-то такое, за что можно зацепиться, понять суть и дать определенные навыки своему ребенку.
Каждая мама, находясь дома, может ненавязчиво использовать эти знания и развивать малыша. Увы, большинство наших родительниц заняты чем угодно, но не детьми. Они готовы днями стоять у акимата, выпрашивая все, что только можно, но забывая о своих главных обязанностях. Родители, стремясь заработать, часто не уделяют должного внимания детям. Понятно, что нужно кормить семью, но и о детях тоже забывать нельзя.
Чтобы идеи раннего развития детей дошли до каждой семьи, руководитель международной академии «Алиар-UCMAS» перевела на казахский язык книгу Масару Ибука «После трех поздно». И обратилась в посольство Японии в Казахстане, пытаясь получить официальное разрешение на издание. Чтобы все родители смогли прочесть книгу на родном языке, понять ее простую суть, получить руководство к действию.
– Да, у нас на каждом шагу развивающие центры и подготовительные группы, но кто в них работает? Вы задавались этим вопросом? – вопрошает Гульнара Каримовна. – В составе «Алиар-UCMAS» есть сертифицированный центр тестирования. Так что я не понаслышке знаю, что есть педагоги, которые из 70 вопросов с трудом отвечают правильно на десяток. Даже если сделать скидку на то, что некоторым учителям сложно ответить на компьютере, это все равно лично для меня очень тревожный показатель. Неужели нельзя все это сесть и выучить? Я в свои 60 ежедневно занимаюсь, ищу, открываю и читаю книги, собираю дополнительную информацию.
Постоянный поиск знаний позволяет педагогу держать в тонусе себя и весь коллектив, усилиями которого дети «Алиар-UCMAS» добиваются блестящих побед на международных соревнованиях и школьных олимпиадах. Причем не только по математике, но и по многим другим предметам. Добиться успеха в учебе им помогают занятия ментальной арифметикой.
Казалось бы, какая связь между быстрым счетом и той же литературой? Оказывается, самая что ни на есть прямая. В процессе обучения ментальной арифметике у детей улучшаются память, внимание, развиваются логика, умение и желание учиться.
UCMAS – это методика комплексного развития интеллекта. Мотивация на успех, амбициозность вкупе с разносторонностью, уверенностью в себе, упорством в достижении цели отличают детей, которые по ней обучаются. Все они хорошо учатся в школе. Умение концентрироваться позволяет таким детям на подготовку домашних заданий тратить значительно меньше времени, чем их сверстникам. Так что есть возможность читать книги, заниматься спортом и творчеством, не жалуясь на загруженность.
– Наши дети заметно отличаются от своих сверстников, – говорит Гульнара Усенова. – И это видно при первом же знакомстве с ними. Они очень умные, много читают, имеют широкий кругозор и огромную мотивацию к обучению. Наша методика формирует характер. Дети знают, что хорошо занимаясь, они станут победителями. Обычно их настолько захватывают собственные успехи, что они начинают проявлять свои лидерские способности. Это очень мощная методика, не зря в Японии она введена в обязательную программу образования.
Дискуссии о том, стоит ли «грузить» ребенка с младых ногтей, считает Гульнара Каримовна, от лукавого. И в качестве примера приводит собственного внука, который не очень-то хотел заниматься ментальной арифметикой, жаловался, что у него болит голова, устает. И дочь даже хотела освободить его от таких занятий.
– Я возразила: разве ребенок знает, кем он хочет стать? – продолжает Гульнара Каримовна. – Или он знает, как может измениться мир, пока он будет расти? Он вообще знает, что будет завтра? Нет, нет и нет! Задача родителей – дать ребенку все, что можно. Здесь и сейчас. Не спрашивать надо, хочет он или нет, нравится или нет, а заставлять. А дальше он выберет сам, что ему нужно, а что нет. Вот это я хочу донести буквально до каждого родителя. И пример моего внука тому доказательство: сейчас он прекрасно считает и стал совсем другим ребенком, освоив эту методику.
А еще в «Алиар-UCMAS» занимается мальчик, у которого было атрофировано 60% мозга. В центр раннего развития его привели родители, когда ему было 4 года. Сейчас он лучший ученик в школе. Родители считают, что стать таким ему помогла ментальная арифметика, а со своим абакусом ребенок не расстается. Сейчас в центре готовятся обучать детей с проблемами со зрением, перенимая опыт алматинцев, уже достигших в этом направлении хороших успехов.
Идей и новых проектов у коллектива много. Один из них исходит из прошлогоднего Послания Президента народу Казахстана. В нем Касым-Жомарт Токаев большое внимание уделил дополнительному образованию школьников, отметив необходимость переориентации всей системы образования на формирование компетенций, востребованных на рынке труда. И подчеркнул, что ставку нужно делать на формирование новой волны бизнесменов, поручив ввести предмет «Основы предпринимательства» на всех уровнях образования – от школ до вузов.
Обучение школьников бизнесу будет вестись в школе Business Kids. Здесь намерены обучать детей и подростков мыслить, как бизнесмены. Дать навыки, которым никто и никогда не обучит. Нынешние предприниматели получали их на практике методом проб и ошибок. Детей будут учить не только считать, но и давать такие понятия, как биржа, как продавать и выходить на рынок. А еще – ораторскому искусству, поиску нужной информации, умению писать проекты и бизнес-планы, правильно презентовать их, думать самостоятельно и искать нестандартные подходы, принимать решения, договариваться, искать компромиссы, ставить цели и достигать их.
– Через сколько лет мы, как Япония, станем страной гениев? – спросила я в конце интервью у своей героини.
– Думаю, что лет 10–15 нам еще надо. Как-то на курсах ораторского искусства я задала вопрос своим юным слушателям: в компании 47% роботов, с ними не надо заключать трудовые договоры. Это сегодня. Как вы думаете, какой человек нужен на рынке труда завтра? Мои дети в 8 лет, но все продвинутые, ответили так: с мозгом робота и сердцем человека. То есть даже детям понятно, что роботы пришли, это – наша реальность. Но в то же время роботами надо управлять, а значит, нужны специалисты совершенно другого видения и мышления. Многие профессии умирают, это очевидно уже сейчас. Пандемия просто подтолкнула этот процесс. Надо понимать, что мы должны измениться, и пока педагоги и другие специалисты идут к этому, необходимо изнутри создавать питательную среду.
Стремительный научно-технический прогресс подталкивает к тому, чтобы идти в ногу со временем. А это невозможно без того, чтобы не уделять должное внимание образованию современных детей. Причем нужны инновационные методики в обучении детей, поскольку стандартных школьных и дошкольных программ для этого недостаточно.