
По сути, медиаторы – те же третейские судьи, улаживающие чьи-либо споры, не имея личной заинтересованности в их исходе.
– Если говорить о юридической практике древних времен применительно к нашей стране, то медиацию можно сравнить с функционированием института биев, – высказывает мнение психолог Игорь Зуев. – Это были уважаемые народом мудрецы, способные вынести решение, устраивающее все стороны.
Принятый в 2013 году Закон РК «О медиации» определил современные правила игры в этой сфере. И сегодня в республике уже есть определенный опыт и пул специалистов, способных на профессиональном уровне осуществлять примирительные процессы. Созданы ассоциации медиаторов в регионах, а также реестры, где они регистрируются.
Сегодня специалисты поднимают вопрос о необходимости популяризации процедур примирения. Ведь не секрет, что к медиаторам люди часто идут лишь по рекомендации судьи, а не по личной инициативе.
Существующие категории медиаторов позволяют разделить потоки спорящих. При этом сами примирители шутят, что профессионалы в их среде разгружают суды, а непрофессионалы – акиматы, куда граждане часто идут, к примеру, с жалобами на соседей.
Но именно непрофессиональные медиаторы могут стать отличными помощниками государства в решении конфликтов местного сообщества.
– Задача непрофессиональных медиаторов в сельской местности – в большей степени не разрешение, а предупреждение конфликтов, – отмечает президент общественного фонда «Ассоциация медиаторов Костанайской области» Сергей Богатырев. – Такой человек живет в конкретном сообществе, потому может держать руку на пульсе и работать на опережение. Считаю, что медиатор имеет право пойти в акимат и рассказать о назревающем конфликте. Но его необходимо обучать. К сожалению, пока практика работы с такими медиаторами примитивна: выбрали или назначили человека, включили его в реестр и... отправили в свободное плавание.
Вопрос подготовки медиаторов сегодня актуален как никогда. Но в Законе «О медиации» не предусмотрели обязательного обучения непрофессиональных примирителей, полагаясь на жизненный опыт человека, которому должно быть больше 40 лет и который имеет авторитет у местного сообщества. Но этого, как показала практика, недостаточно.
В пример приводится множество случаев, когда медиативный процесс обрывался, едва начавшись. Одна из сторон просто покидала встречу после нескольких минут беседы. Позже выяснялось, что человеку не понравились вид, обстановка и даже интонации в голосе медиатора. Мелочи? Вовсе нет.
Попыткой решить назревшую проблему стал проект, в рамках которого в 4 регионах Казахстана профессиональные медиаторы обучат коллег для работы в сельской местности. В Костанае в рамках обучения поднят также вопрос о необходимости развития культуры примирения в школах.
Не секрет, что конфликты, которые происходят между родителями, педагогами и детьми, всегда болезненны и нередко приводят к серьезным
последствиям вплоть до судебных разбирательств. И иски о защите чести и достоинства – самые безобидные в этом смысле. Потому технологии примирения и поиска разрешения конфликтных ситуаций для самих школьников – безусловно полезный и нужный навык.
То же самое касается и психологов, а также завучей по учебно-воспитательной работе. Однако краеугольным камнем в этом случае становится вопрос: кто же будет мирить? Сами непрофессиональные медиаторы отметили, что в спорах «родители – педагоги» первые не пойдут на медиацию, если речь пойдет о представителе администрации школы.
– Если мы создадим условия для развития медиации в школах, то получим цепную реакцию, которая приведет к тому, что с жалобами педагоги и родители будут бежать не к директору, а к школьному медиатору, – уверен психолог Игорь Зуев. – Можно сделать реестр медиаторов в отделах образования, чтобы родители могли выбирать примирителя не из своего учебного заведения, но такого, кто знает нюансы возникающих проблем.
Профессиональные медиаторы считают, что в сельской местности именно школы служат центрами культурной жизни, ведь до сих пор не во всех акиматах есть реестры медиаторов. Не везде понимают, что это за технология и что с нею делать. На деле же она помогает снижать напряженность в обществе, устраняя конфликты к взаимному удовлетворению спорящих.
При этом, считают медиаторы, нагружать школы новыми обязанностями не совсем верно. А вот наладить тесный контакт с примирителями, которые смогут подняться над конфликтом, нужно.