– Спасибо за предоставленную возможность выступить на страницах вашего издания. Я рад вновь посетить Казахстан. В 2014 году я был удостоен чести присутствовать на VII Астанинском экономическом форуме и III Международной научно-практической конференции «От социальной защиты – к социальному прогрессу». На этот раз я приму участие в XIV Конференции Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) по информационным и коммуникационным технологиям в области соцобеспечения.
В последние годы ИКТ стали центральным стратегическим фактором в работе систем социального обеспечения. Не случайно именно институты социального обеспечения часто становились центром новых разработок в сфере ИКТ для правительственного и государственного секторов. Применение ИКТ позволило не только автоматизировать определенные процессы, но и преобразовать многие операции и услуги, улучшив таким образом не только производственную эффективность, но и качество услуг, предоставляемых организациями социального обеспечения.
Если мы обратимся к мировому опыту, то увидим разнообразные примеры эффективных инициатив и решений в области ИКТ. Интеграция позволила учреждениям повысить эффективность и производительность социальных программ за счет устранения дублирования и раздробленности государственных функций, а также за счет улучшения связи между учреждениями и субъектами. Повышение качества работы и точности процессов в значительной степени повысили надежность контроля и расчетов.
Сегодня повышение качества услуг является приоритетом организаций социального обеспечения. Цель заключается в том, чтобы приблизить услуги к гражданам и расширить возможности пользователей в осуществлении большого набора операций, которые несколько лет назад могли быть выполнены только при непосредственном общении с сотрудниками учреждений социального страхования.
Важно также подчеркнуть, что современные менее затратные технологии, главным образом основанные на Интернете и мобильных устройствах, способствовали внедрению новых механизмов оказания услуг, которые в большей степени сконцентрированы на гражданах.
– Социальное обеспечение должно быть целостной интегрированной системой, независимо от количества государственных организаций, включенных в систему предоставления услуг. Приведите, пожалуйста, опыт стран, которые уже сейчас успешно и эффективно управляют базами данных различных организаций и достигли взаимной административной интеграции. Насколько при такой интеграции снижаются расходы на предоставление услуг?– Я полностью согласен: цель этих разработок в области ИКТ – поддержка эффективной интеграции и повышение качества услуг. Растущая реализация общих информационных ресурсов и операционных платформ в социальном обеспечении и в других сферах государственных услуг предоставляет возможность создания новых организационных моделей, основанных на интеграции систем. Это повышает операционную эффективность и производительность комплекса процессов, управляемых несколькими агентствами, в то же время уважая определенные правила и обязанности участвующих организаций.
Конференция в Астане проанализирует опыт и передовые практики разных стран, которые часто сталкиваются с общими проблемами и необходимостью увязывать свои приоритеты развития с экономическими возможностями. Например, я могу упомянуть французские организации социального обеспечения, которые объединяют свои операции, используя отраслевую структуру на основе стандартизированных обменов данными. Такой подход позволяет не только повысить качество услуг, но выявляет случаи уклонения от уплаты взносов и различные мошенничества. В ряде стран Латинской Америки (в частности, Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и Уругвае) программы социальной защиты осуществляются путем интеграции информационных систем различных учреждений, отвечающих за разные направления социального обеспечения.
Последняя тенденция в области сбора взносов в программы социального страхования заключается в использовании единой платформы ИКТ для организаций, ответственных за сбор взносов, и работодателей. В Республике Корее и Уругвае, например, такое сотрудничество осуществляется между учреждениями социального обеспечения и работодателями, в то время как в Аргентине такая работа ведется между работодателями и Налоговым агентством в сотрудничестве с учреждениями социального обеспечения.
Все приведенные примеры оказались успешными, хотя они и требуют значительного межведомственного координирования и внедрения систем ИКТ за рамками работы каждой отдельной организации.
– При том что в социальном обеспечении проводится большое количество операций, каким образом должны осуществляться безопасность, защита данных и конфиденциальность информации?– Учреждения социального обеспечения собирают и хранят большие объемы информации о работниках, работодателях, бенефициарах, программах социального обеспечения и другие данные. Большая часть этой информации собирается, хранится, обрабатывается и передается через сети. Обеспечение безопасности в области ИКТ, особенно относительно рисков мошенничества, всегда было частью обязанностей органов социального обеспечения. Но разработка новых общих услуг населению на веб-основе потребовала принятия и новых мер защиты систем учреждений и соответствующих баз данных.
Эти учреждения решают вопросы информационной безопасности и конфиденциальности данных по-разному. В то время как ИКТ и безопасность данных связаны с использованием стандартных коммуникационных каналов на веб-основе, задача обеспечения конфиденциальности данных решается в основном в соответствии с национальными или международными правилами. Приемлемый баланс между защитой конфиденциальности личных данных и растущим объемом обмена информацией между учреждениями, с целью повышения эффективности социальной защиты, по-прежнему остается открытым вопросом.
– В XIV Международной конференции по информационно-коммуникационным технологиям в социальном обеспечении принимают участие представители организаций – членов МАСО более чем из 50 стран. Каких результатов вы ожидаете?– Эта конференция по информационно-коммуникационным технологиям в Астане «На пути к стандартам и единым решениям в области ИКТ для целей социального обеспечения» является одним из центральных событий в текущей программе МАСО и, безусловно, станет важной вехой для развития социального обеспечения во всем мире.
Хочу отметить, что МАСО является пионером в развитии международных стандартов в области управления социальным обеспечением, включая область ИКТ. Поэтому одним из важных пунктом повестки дня конференции станет обсуждение новых руководств МАСО по управлению данными, а также использованию ИКТ для применения международных договоров.
Поскольку развитие ИКТ для социального обеспечения зависит в большой степени от эволюции технологий и более широких тенденций, мы решили организовать в рамках конференции отраслевой форум с участием ключевых компаний, работающих с государственными администрациями по всему миру, чтобы поделиться идеями, а также видением на проблемы.
И наконец, само место проведения конференции в Астане является символом того, как сочетание политической воли и инвестиций может обеспечить условия для впечатляющего социально-экономического развития государства на благо граждан.
– Интересы и потребности каждого человека нашей страны являются доминирующим приоритетом для Правительства Казахстана. Нынешняя конференция подтверждает, что Казахстан стремится к созданию комфортных и достойных условий для населения через социальные выплаты и пособия, а также оказание услуг для каждого человека без исключения. Ваша оценка системы социального обеспечения Казахстана и пожелания на будущее?– Я полностью уверен в том, что уровень социального обеспечения в стране – это тест на социальную зрелость государства. МАСО высоко оценивает тот факт, что Казахстан признает социальное обеспечение как необходимое условие современного общества и устойчивого развития. Меня впечатляет, как благодаря выверенной политике Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева экономические достижения Казахстана используются для укрепления социальной защиты своего населения.
По нашим оценкам, Казахстан имеет развитую многоуровневую модель социальной защиты населения, особенностью которой является сочетание базового государственного соцобеспечения, построенного на принципах солидарности между поколениями, дополнительного социального страхования и накопительного пенсионного обеспечения, а также добровольных накоплений.
В отличие от ряда бывших советских стран в Казахстане удалось сохранить всеобщий охват населения системой социального обеспечения, устойчивость которой обеспечивается достаточными ресурсами текущего экономического развития.
Хотелось бы также отметить, что ваша национальная система достаточно динамично развивалась в последние десятилетия, отвечая на нужды населения в быстро меняющемся экономическом контексте и сохраняя политический приоритет обеспечения социальной защитой всех граждан без исключения. Подобные задачи также стоят и перед другими администрациями социального обеспечения в мире и могут реализовываться только в том случае, если система рационализирована и эффективно управляема.
Именно поэтому знаменательно видеть усилия вашего Правительства, постоянно корректирующего программы социального обеспечения и ресурсы для обеспечения адекватности уровня услуг, выплат и пособий.
Например, создание Фонда обязательного медицинского страхования в Казахстане в рамках вашей универсальной системы здравоохранения будет важным шагом на пути укрепления финансовой устойчивости системы медицинской помощи. Я хотел бы также подчеркнуть недавнее слияние государственного и негосударственных пенсионных фондов в один единый накопительный пенсионный фонд. Эта мера наверняка приведет к снижению административных расходов и централизует управление всей пенсионной системы.
МАСО строго придерживается позиции, что социальное обеспечение является решающей инвестицией в здоровье и благополучие общества. Более того, такие вложения являются ключевым фактором сбалансированного экономического и устойчивого социального развития. МАСО надеется на продолжение тесного сотрудничества Казахстана с членами организации в целях дальнейшего укрепления социального страхования для всех.
СПРАВКА. Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) основана в 1927 году и является универсальной организацией, ставящей своей целью осуществление единой мировой политики в сфере социальной защиты населения. Генеральный секретариат МАСО расположен в Женеве (Швейцария). Ассоциация, объединяющая 145 стран, принимает активное участие в мероприятиях других международных организаций, направленных на совершенствование системы социальной защиты населения. Основные цели МАСО: внедрение мировой политики социальной защиты населения и ее адаптация в национальной, региональной и международной экономике; совершенствование систем социального обеспечения; внедрение и поддержка административных институтов социальной защиты населения в различных странах в целях глобализации международных методов социальной защиты; установление связей между национальными и региональными институтами социальной защиты населения; обучение менеджеров по социальной защите населения; анализ и концептуальная разработка международного законодательства в сфере социального обеспечения; формирование механизмов социального обеспечения (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание); проведение статистических исследований и прочее.