В скором времени мавзолей Айши-биби обзаведется собственным визит-центром.
В сердцах людей
Мазар, чья история тесно переплетена с двумя другими мавзолеями – Карахана и Бабаджи-хатун, а также городом на берегу реки Талас, можно по праву считать одним из неповторимых памятников средневековой архитектуры и настоящей жемчужиной Древнего Тараза.
Это культовое сооружение эпохи династии Караханидов, датированное XI–XII веками и называемое в народе усыпальницей вечной невесты, расположено на окраине одноименного села в Жамбылском районе, в 18 км к западу от современного Тараза и недалеко от города Джувиката, известного по письменным источникам X века. Рядом с ним некогда пролегало одно из направлений Великого шелкового пути.
– Документальных сведений об истории создания мавзолея Айши-биби учеными не обнаружено. Однако в народной памяти сохранилось почти три десятка легенд и преданий о том, как появился мазар и кем была женщина, для которой он был построен, – отметила заместитель директора Государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева.
Наиболее распространенная легенда повествует о большой, но трагической любви красавицы Айши и правителя Тараза Карахана. Согласно ей, властитель древнего города отправился в деловую поездку в Самарканд, где встретил красивую девушку по имени Айша, оказавшуюся дочерью сахаба Зенги-баба и его супруги Ануар-бегим. Карахан влюбился с первого взгляда и решил взять ее в жены. Девушка ответила взаимностью. Но, к сожалению, родители оказались против ее замужества.
– Зенги-баба не желал ничего слышать о свадьбе. Возможно, причина заключалась в происхождении молодых людей, – считает специалист Областной дирекции по охране и восстановлению историко-культурных памятников Акжан Орозбакова. – Считается, что Айша принадлежала к известному роду «белой кости», а Карахан, хотя и был правителем города, не имел знатных корней такого ранга. После получения отказа родителей девушки гость решил вернуться домой. Узнав о произошедшем, Айша сильно огорчилась. Не сумев переубедить отца и подавить в себе пылкие чувства к Карахану, она решила сбежать из дома без благословения семьи.
Ночью вместе со своей няней Бабаджи-хатун девушка отправилась в Тараз. Услышав о побеге дочери, Зенги-баба разозлился и проклял ее, крикнув вслед, что шесть рек она перейдет, но седьмую не сможет. К несчастью, согласно преданию, так и случилось.
– Увидев голубые купола Тараза, Айша успокоилась и на берегу реки Аса решила устроить привал перед встречей с возлюбленным. Умывшись, она стала надевать свадебный головной убор, но не заметила, что в него заползла змея, укус которой стал для девушки роковым, – напомнила легенду Акжан Орозбакова.
Бабаджи-хатун поспешила сообщить о беде Карахану, и правитель Тараза успел попрощаться с умирающей девушкой. Он решил провести свадебный обряд прямо на месте. Перед тем, как та навсегда закрыла глаза, он три раза прошептал ей на ухо: «Айша, теперь ты стала биби». Услышав эти слова, она скончалась.
В память о своей любимой Карахан велел воздвигнуть мавзолей небывалой красоты. Каждое утро он приходил к мазару и приносил в знак своей любви пять красных роз. Говорят, правитель Тараза посещал это место до конца своих дней. А когда умер, по его приказу был похоронен на расстоянии нескольких километров от могилы Айши-биби. Их разделяла «непреодолимая» река. Над местом его погребения построили мазар в похожем стиле.
Что касается няни девушки, то Бабаджи-хатун осталась в роли смотрительницы и до самой смерти ухаживала за могилой своей любимой воспитанницы. Ее похоронили рядом с мавзолеем Айши. На месте, где некогда стоял ее дом, тоже воздвигли мазар.
Автор книги «Священные места на Великом шелковом пути» Анвар Мамраимов написал: «Мавзолей Айши-биби – вершина мастерства наших предков-строителей. Здесь можно увидеть искусство архитектора, дизайнера, ремесленника. История не сохранила имен людей, создавших это чудо. Но этот мавзолей – подтверждение тому, что только в самые благоприятные времена для Великого шелкового пути процветало строительное искусство».
Особенности национального зодчества
Перед учеными мазар красавицы Айши предстал далеко не таким, каким он выглядит сегодня. Время оказалось беспощадно к уникальному сооружению.
В книге «Памятники истории и культуры республиканского значения по Жамбылской области» Анна Крокошева отметила, что до середины XX века мавзолей дошел в полуразрушенном состоянии. Сохранились лишь фрагменты северного, южного и часть западного фасадов с двумя угловыми башнями. Купол перекрытия утрачен еще до начала первых научных обследований памятника, проводившихся историками, искусствоведами и архитекторами в середине XIX века.
В заповеднике-музее «Памятники древнего Тараза» сохранились фотографии, сделанные в XX веке, еще до того, как остатки мазара были накрыты стеклянной конструкцией и подверглись консервации, а затем и реставрации. На них видно, что мазар был в очень плачевном состоянии, и повезло, что сохранилась хоть какая-то его часть.
В центре уцелевшей западной стены располагалась ниша со стрельчатой аркой. По ее бокам остались колонны, верхняя часть которых выполнена в виде вазы. Угловые колонны несколько большего диаметра декорированы растительными и геометрическими орнаментами. Они будто стянуты рельефным поясом с надписью и в верхней части завершаются раструбом.
Исследователи предположили, что мавзолей представлял собой купольно-центрическое и квадратное в плане сооружение с равнозначными фасадами, углы которого были оформлены трехчетвертными колоннами. Вход в него устроен в нише с восточной стороны, в остальных проемах находятся окна арочной формы.
Еще в 1972 году известный историк и археолог Таисия Сенигова в своем научном труде «Средневековый Тараз» подробно описала представшие перед учеными руины мавзолея и высказала свое мнение о том, какой у него был первоначальный вид: «… Он сложен из жженого кирпича. Все его фасады имеют глубокие арочные ниши, завершенные оконными проемами, опирающимися на углы, оформленные трехчетвертными колоннами. Исключением является ниша западного портика, к которому, по-видимому, изнутри примыкал михраб. Она имеет полукупольное заполнение в виде полуарки и угловых парусов. Вход расположен в восточной стене. Остатки угловых арочек-тромпов свидетельствуют о купольном перекрытии мавзолея».
По заключению советского археолога Александра Бернштама, они представляют собой начало простого тромпа, осуществляющего конструктивный переход к восьмиграннику, поддерживавшему купол.
С внешней стороны остатки стен были полностью покрыты резными глиняными плитками. По мнению Таисии Сениговой, судя по их тыльной стороне, они соединялись со стеной посредством особых отростков-гребней, что обеспечивало их прочную связь. В оформлении мазара использовано более 60 видов орнаментальных плиток различной формы. Среди них встречаются квадратные, крестообразные, восьмиугольные изразцы.
Еще разнообразнее узоры на плитках. Попадаются растительные – цветы и стебли, геометрические – в виде плетеных многоугольников, крестов и звезд, а также зооморфные, напоминающие бараньи рога. Все они гармонично переплетаются, образуя единое полотно, покрывающее всю поверхность усыпальницы. Именно благодаря своему необычному декору мазар и получил широкую известность.
Исследование учеными близлежащих пашен вокруг юго-восточной части мавзолея выявило значительное количество бракованных примороженных изразцов, прокаленные участки грунта и кучи шлаков, свидетельствующих об изготовлении орнаментальных плиток местными мастерами. Мавзолей объединил орнаментальные мотивы местных племен разных поколений и времен. И он позволил понять линию развития архитектуры.
Таисия Сенигова подчеркнула, что «анализ орнаментального декора памятника Айши-биби дает возможность не только установить существование исторической и художественной связи архитектурного орнамента с бытовым, но и выяснить способы их заимствования. Это может быть выяснено путем сопоставления керамики с орнаментированными кирпичами мавзолея».
Наиболее распространенным на плоскостях кирпичей оказался мотив вихревой розетки, известный еще в виде отпечатков на глиняных столиках Тараза VI–VIII веков. То же самое можно сказать и о других мотивах: четырех рогах барана и лепестковых виньетках, встречавшихся на терракотовых плитках городища. Не менее популярным мотивом были и концентрические круги, расчлененные крестообразной сеткой на четыре части. Он также бытовал на керамике и кости в предшествующий период.
Как видно, узоры терракотовых плиток мавзолея Айши-биби, как и современные казахские, своими корнями уходят в традиционное орнаментальное искусство древних племен, населявших территорию аулиеатинского края.
По мнению Таисии Сениговой, портальная конфигурация, неполивной изразец и своеобразная тематика орнамента мавзолея Айши-биби позволяют судить о его принадлежности к северотуркестанской школе XI–XII веков, значительный вклад в искусство которой внесли зодчие Тараза, украсившие надмогильное архитектурное сооружение мотивами, уходящими своими корнями в культуру тюркско-карлукской эпохи Семиречья.
– В 18-м ряду кладки на высоте 3,4 метра западных колонн различаются слова, написанные куфическим стилем арабского алфавита, – отметила Анна Крокошева. – В переводе на русский язык строки на мазаре звучат как «Осень… Тучи… Земля прекрасна…»
Многие исследователи пытались понять смысл этих слов. Но пока точного объяснения им нет. Можно лишь предположить, что это поэтические строки о бесконечном цикле времен года, смысле жизни, трагической любви, о которой люди должны были помнить долгие века. И, думается, у древних зодчих это получилось.
Внутри мавзолея сохранилось небольшое ступенчатой формы надгробное сооружение. Как сообщили в заповеднике-музее, археологического вскрытия самого захоронения не производилось.
Особый интерес вызывает конструкция стен. Они имеют толщину около 80 см и состоят из трех частей: внутренней, которая выложена из жженого кирпича; наружной, состоящей из терракотовых плиток с резным узором; и пространства между ними, забутованного глиной, обломками, вяжущим материалом и бракованными плитками.
Для более прочного соединения стен с колоннами внутри проложены деревянные балки. Фрагмент одной из них можно увидеть через стеклянное окошко в стене северного фасада. Из-за большого содержания смолы в волокнах арчи она обладает высокой прочностью, что очень ценится в строительстве. По этой причине древние зодчие использовали именно арчу. Бытует мнение, что она играла и антисейсмическую роль. Применение креплений из арчи являлось новшеством.
– Усыпальница Айши-биби – один из интереснейших памятников. Ее формы и внешнее оформление не имеют аналогов в архитектуре Казахстана и Центральной Азии. Это единственный образец средневековой архитектуры в регионе, который полностью декорирован резными терракотовыми плитками, – отметила Анна Крокошева.
Известный советский архитектор Толеу Басенов в свое время писал: «Памятник Айши-биби по существу является своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и в котором содержится ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов».
В 2002–2004 годах в рамках программы «Культурное наследие» сооружение было отреставрировано специалистами РГП «Казреставрация»: восстановлены утраченные стены фасадов и колонны, воссоздано декоративное оформление, сконструирован купол, о форме которого шел долгий спор в научных кругах. В результате было принято решение построить кумбез в виде свадебного казахского женского головного убора – саукеле.
Весной 2005 года мавзолей Айши-биби получил вторую жизнь. И сегодня он является одним из самых посещаемых туристических и исторических объектов области, который в 2017-м включен в карту сакральных мест Казахстана.
Не зарастет народная тропа
Местные власти уверены, что строительство визит-центра поможет сделать этот уникальный сакральный объект еще более привлекательным для туристов, исследователей и паломников. Специальное строение для гостей разместится в непосредственной близости к памятнику средневековой архитектуры и информационному туркиоску.
– Проект разработан в прошлом году. Мы отталкивались от готовых эскизных проектов трех визит-центров в других областях, – сказал директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Нурлан Быкыбаев. – В первую очередь нас интересовала компактность строения из-за небольшого земельного участка. В итоге за основу взят визит-центр музея «Сауран» в Туркестанской области. Немного изменив его, мы адаптировали под выделенную нам в дар частным лицом территорию. С руководством региона уже все оговорено и согласовано. Со своей стороны мы внесли предложения по экспозиционному залу, фойе и другим моментам.
По замыслу руководства музея визит-центр украсит символика Тараза, предметы, связанные с легендой об Айше-биби и Карахане, и археологические находки, обнаруженные при раскопках города на реке Талас.
Для молодоженов, которые по традиции в день свадьбы посещают храм вечной невесты, теперь будут созданы более комфортные условия. Влюбленные пары смогут не только сфотографироваться здесь, попросить благословения у священнослужителя, провести обряд материнства, но и скрепить свой союз узами брака по канонам ислама и получить соответствующее свидетельство государственного образца.
Также предусматривается, что в конференц-зале визит-центра можно будет проводить научные конференции и форумы, встречи исследователей и любителей истории.
Во дворе нового объекта предполагается установить LED-экран и памятник Айше-биби и Карахану, который станет еще одной местной достопримечательностью.
Вниманию туристов, помимо музейной выставки экспонатов, будет предложен небольшой этноаул из четырех юрт, который разместится рядом с визит-центром. В них будут выставлены казахские национальные костюмы, сувениры в этническом стиле, выполненные современными ремесленниками, кухонная утварь, предметы быта, музыкальные инструменты… Здесь гости также смогут отведать национальные напитки кумыс и шубат.
Работники музея намерены сделать этноаул доступным круглый год. Открытие этноаула запланировано на предстоящий март.
– Мы не хотим, чтобы здание пустовало, поэтому для привлечения сельских школьников в визит-центре откроются детская библиотека и творческие кружки. Будет хорошо, если новое учреждение послужит народу и станет одним из любимых мест жителей аула Айша-биби, – сказал Нурлан Быкыбаев.
Планируется, что реализация проекта начнется уже весной этого года.
– Гости и паломники издалека приезжают к мавзолею, но там нет нормальных условий, чтобы остановиться, покушать, отдохнуть с дороги. Основная цель этого проекта – как раз создать их и заодно помочь в развитии туристического кластера области, – отметил руководитель управления строительства акимата Жамбылской области Ерлан Орынбаев. – Идея строительства подобного сооружения принадлежит главе региона. Эта схема уже успешно апробирована в других областях, так что, уверен, со временем проект стоимостью более 300 миллионов тенге докажет свою эффективность.
Общая площадь визит-центра составит более 450 кв. м. Это современное здание с несколькими десятками комнат, среди них – экспозиционный зал, столовая-кафетерий, мини-гостиница, кабинеты заведующего и экскурсовода, технические помещения.
– На сегодняшний день проектно-сметная документация разработана, заключение экспертизы получено, подана заявка на финансирование из областного бюджета, – сказал Ерлан Орынбаев. – Как только ее одобрят и выделят средства, проект будет запущен.