Как большегрузы «убивают» наши дороги

2772
Талгат Жунусов, депутат Сената Парламента РК

Автомобильных трасс высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало. Общая протяженность тех, что в хорошем состоянии, увеличилась за последние четыре года на три тысячи километров, главным образом за счет республиканских дорог.

фото из архива «КП»

На недавнем расширенном заседании Правительства Президент страны обозначил актуальные задачи на ближайшую перспективу практически по всем направлениям, в том числе и по развитию дорожной отрасли. Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «Все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. Пока этого не наблюдается».

На качество наших дорог на встречах с населением особенно сетуют сельские жители. Это послужило поводом для депутатского запроса в Правительство.

Думаю, никого не нужно убеж­дать в том, что качественные и современные автодороги имеют огромное, стратегическое значение для нашей страны. Они содействуют привлечению инвестиций и наращиванию экспорта, помогают лучше раскрыть потенциал прилегающих к ним территорий, способствуют развитию экономики, улучшают качество жизни людей.

Сегодня республиканских дорог, полностью соответствующих нормативным требованиям, 92%. Нужно отметить, что в 2018 году было чуть более 80%. То есть в этой час­ти мы наблюдаем положительную динамику. Между тем доля дорог областного значения в отдельных регионах, к большому сожалению, не дотягивает даже до 60%.

Не секрет: одна из больших отечественных проблем – это порядок привлечения к дорожным работам в рамках конкурсных процедур. Зарубежные подрядчики зачастую выходят на конкурс, заведомо занижая цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы. В итоге отечественные компании вынуждены либо отказываться от таких подрядов, либо «демпинговать». В итоге получаем дороги не лучшего качества, срыв графиков выполнения запланированного объема дорожного строи­тельства.

В связи с этим хотелось бы еще раз обратить внимание отраслевых и заинтересованных ведомств на сложившуюся дис­позицию.

Как известно, безопасность дорожного движения во многом зависит от качест­венного обустройства дорог, наличия остановок, пешеходных переходов. Важная составляющая – освещенность автотрасс. Однако за пределами городов республиканского значения, областных центров на многих участках дорог освещение отсутствует. И дело здесь не только и не столько в неразвитой инфраструктуре. Свою негативную роль играет дефицит средств: тариф на электроэнергию достаточно высокий. Вынуж­денная в какой-то степени экономия приводит к авто­авариям и трагедиям…

От жителей Акмолинской области, куда с каждым годом увеличивается приток туристов, в том числе иностранных, нам регулярно поступают жалобы на качество придорожного сервиса либо его полное отсутствие. Давно и много говорится о необходимости согласованного, пошагового решения этих вопросов. Но, к сожалению, прогресса не наблюдается.

Еще одна большая страновая проблема, которую необходимо, наконец, решить, связана с эффективностью регулирования проезда тяжеловесных машин. Всем известно, какой урон они наносят дорогам. Проезд много­тонников – основная причина разрушения дорог в Казахстане. А на разбитых трассах неизбежны дорожно-транспортные происшествия.

Сейчас в Казах­стане допус­тимая нагрузка на ось составляет до 10 тонн. У нас же само­свалы китайского производства ездят с еще большей нагрузкой. Их владельцы, а это в основном недропользователи, загружают до 40 тонн и более. А в итоге «убивают» наши дороги, на ремонт которых выделяются огромные бюджетные средства.

Такой груз нужно возить только по рельсам. К примеру, в западных странах подобные карьер­ные самосвалы не выезжают за пределы карьеров. У нас же многотонники спокойно курсируют по асфальтированным дорогам. Складывается впечатление, что применяемые к их водителям штрафы, мягко говоря, не всегда эффективны.

К примеру, в Акмолинской облас­ти «вредному воздействию» большегрузов наиболее подвержены дороги пристоличных Аршалынского, Целиноградского и Шортандинского районов. Только в Целиноградском районе действует 60 контрактов на недропользование общерас­пространенных полезных ископаемых.

В целом вопрос разрушения дорог тяжеловесным транспортом стоит остро во всех регионах республики. Поэтому нужно ужесточить, наконец, контроль либо ограничить проезд большегрузных машин, не соблюдающих нагрузку на ось на дорогах страны.

Решение вышеуказанных и других задач, накопившихся в сфере дорожного строительства, положительно скажется на экономике. А для этого, на мой взгляд, назрела необ­ходимость принимать по-настоящему действенные меры.

Популярное

Все
Назад в будущее
Олжас Бектенов: Мы должны видеть практические результаты научных исследований
Как нам трансформировать АПК
Главный ориентир – эффективное правосудие
Криминал уходит в «цифру»
Дорога к знаниям открыта!
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Экологическое «нездоровье» подтверждено наукой
В добрый путь, «Айналайын»!
Рыбная среда
Подиум для равных
Проблему нехватки пастбищ решает возврат земель
Жителей Темиртау напугало видео с разгуливающим тигром
Триумфальный «Экспромт» и неудержимый «Тумар»
Дмитрий набирает форму
Офтейк-контракты повышают конкурентоспособность
Переход на единый часовой пояс основан на множестве факторов
Из незаконного оборота изъято более пяти тонн запрещенных веществ
Тридцать детей с аутизмом будут заниматься велоспортом
Деньги любят счет
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Чем будут кормить в школьных столовых?
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
Эволюционирует «ныряющая» нить
С чего начинается «Родина»
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Еще одно непьющее село появилось на карте СКО
Алматинке удалось вернуть деньги за некачественный онлайн-к…
Сколько дней казахстанцы отдохнут на новогодние праздники
Генетические тесты: гадание или наука

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]