Как большегрузы «убивают» наши дороги

3170
Талгат Жунусов, депутат Сената Парламента РК

Автомобильных трасс высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало. Общая протяженность тех, что в хорошем состоянии, увеличилась за последние четыре года на три тысячи километров, главным образом за счет республиканских дорог.

фото из архива «КП»

На недавнем расширенном заседании Правительства Президент страны обозначил актуальные задачи на ближайшую перспективу практически по всем направлениям, в том числе и по развитию дорожной отрасли. Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «Все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. Пока этого не наблюдается».

На качество наших дорог на встречах с населением особенно сетуют сельские жители. Это послужило поводом для депутатского запроса в Правительство.

Думаю, никого не нужно убеж­дать в том, что качественные и современные автодороги имеют огромное, стратегическое значение для нашей страны. Они содействуют привлечению инвестиций и наращиванию экспорта, помогают лучше раскрыть потенциал прилегающих к ним территорий, способствуют развитию экономики, улучшают качество жизни людей.

Сегодня республиканских дорог, полностью соответствующих нормативным требованиям, 92%. Нужно отметить, что в 2018 году было чуть более 80%. То есть в этой час­ти мы наблюдаем положительную динамику. Между тем доля дорог областного значения в отдельных регионах, к большому сожалению, не дотягивает даже до 60%.

Не секрет: одна из больших отечественных проблем – это порядок привлечения к дорожным работам в рамках конкурсных процедур. Зарубежные подрядчики зачастую выходят на конкурс, заведомо занижая цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы. В итоге отечественные компании вынуждены либо отказываться от таких подрядов, либо «демпинговать». В итоге получаем дороги не лучшего качества, срыв графиков выполнения запланированного объема дорожного строи­тельства.

В связи с этим хотелось бы еще раз обратить внимание отраслевых и заинтересованных ведомств на сложившуюся дис­позицию.

Как известно, безопасность дорожного движения во многом зависит от качест­венного обустройства дорог, наличия остановок, пешеходных переходов. Важная составляющая – освещенность автотрасс. Однако за пределами городов республиканского значения, областных центров на многих участках дорог освещение отсутствует. И дело здесь не только и не столько в неразвитой инфраструктуре. Свою негативную роль играет дефицит средств: тариф на электроэнергию достаточно высокий. Вынуж­денная в какой-то степени экономия приводит к авто­авариям и трагедиям…

От жителей Акмолинской области, куда с каждым годом увеличивается приток туристов, в том числе иностранных, нам регулярно поступают жалобы на качество придорожного сервиса либо его полное отсутствие. Давно и много говорится о необходимости согласованного, пошагового решения этих вопросов. Но, к сожалению, прогресса не наблюдается.

Еще одна большая страновая проблема, которую необходимо, наконец, решить, связана с эффективностью регулирования проезда тяжеловесных машин. Всем известно, какой урон они наносят дорогам. Проезд много­тонников – основная причина разрушения дорог в Казахстане. А на разбитых трассах неизбежны дорожно-транспортные происшествия.

Сейчас в Казах­стане допус­тимая нагрузка на ось составляет до 10 тонн. У нас же само­свалы китайского производства ездят с еще большей нагрузкой. Их владельцы, а это в основном недропользователи, загружают до 40 тонн и более. А в итоге «убивают» наши дороги, на ремонт которых выделяются огромные бюджетные средства.

Такой груз нужно возить только по рельсам. К примеру, в западных странах подобные карьер­ные самосвалы не выезжают за пределы карьеров. У нас же многотонники спокойно курсируют по асфальтированным дорогам. Складывается впечатление, что применяемые к их водителям штрафы, мягко говоря, не всегда эффективны.

К примеру, в Акмолинской облас­ти «вредному воздействию» большегрузов наиболее подвержены дороги пристоличных Аршалынского, Целиноградского и Шортандинского районов. Только в Целиноградском районе действует 60 контрактов на недропользование общерас­пространенных полезных ископаемых.

В целом вопрос разрушения дорог тяжеловесным транспортом стоит остро во всех регионах республики. Поэтому нужно ужесточить, наконец, контроль либо ограничить проезд большегрузных машин, не соблюдающих нагрузку на ось на дорогах страны.

Решение вышеуказанных и других задач, накопившихся в сфере дорожного строительства, положительно скажется на экономике. А для этого, на мой взгляд, назрела необ­ходимость принимать по-настоящему действенные меры.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Когда отходы превращаются в доходы
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Основа стабильного будущего
Браконьеры наносят огромный ущерб
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

Проект «Марафон добрых дел» возобновляется в Казахстане
От сердца к сердцу
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Вредная? Ну и пусть

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]