Как большегрузы «убивают» наши дороги

2906
Талгат Жунусов, депутат Сената Парламента РК

Автомобильных трасс высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало. Общая протяженность тех, что в хорошем состоянии, увеличилась за последние четыре года на три тысячи километров, главным образом за счет республиканских дорог.

фото из архива «КП»

На недавнем расширенном заседании Правительства Президент страны обозначил актуальные задачи на ближайшую перспективу практически по всем направлениям, в том числе и по развитию дорожной отрасли. Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «Все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. Пока этого не наблюдается».

На качество наших дорог на встречах с населением особенно сетуют сельские жители. Это послужило поводом для депутатского запроса в Правительство.

Думаю, никого не нужно убеж­дать в том, что качественные и современные автодороги имеют огромное, стратегическое значение для нашей страны. Они содействуют привлечению инвестиций и наращиванию экспорта, помогают лучше раскрыть потенциал прилегающих к ним территорий, способствуют развитию экономики, улучшают качество жизни людей.

Сегодня республиканских дорог, полностью соответствующих нормативным требованиям, 92%. Нужно отметить, что в 2018 году было чуть более 80%. То есть в этой час­ти мы наблюдаем положительную динамику. Между тем доля дорог областного значения в отдельных регионах, к большому сожалению, не дотягивает даже до 60%.

Не секрет: одна из больших отечественных проблем – это порядок привлечения к дорожным работам в рамках конкурсных процедур. Зарубежные подрядчики зачастую выходят на конкурс, заведомо занижая цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы. В итоге отечественные компании вынуждены либо отказываться от таких подрядов, либо «демпинговать». В итоге получаем дороги не лучшего качества, срыв графиков выполнения запланированного объема дорожного строи­тельства.

В связи с этим хотелось бы еще раз обратить внимание отраслевых и заинтересованных ведомств на сложившуюся дис­позицию.

Как известно, безопасность дорожного движения во многом зависит от качест­венного обустройства дорог, наличия остановок, пешеходных переходов. Важная составляющая – освещенность автотрасс. Однако за пределами городов республиканского значения, областных центров на многих участках дорог освещение отсутствует. И дело здесь не только и не столько в неразвитой инфраструктуре. Свою негативную роль играет дефицит средств: тариф на электроэнергию достаточно высокий. Вынуж­денная в какой-то степени экономия приводит к авто­авариям и трагедиям…

От жителей Акмолинской области, куда с каждым годом увеличивается приток туристов, в том числе иностранных, нам регулярно поступают жалобы на качество придорожного сервиса либо его полное отсутствие. Давно и много говорится о необходимости согласованного, пошагового решения этих вопросов. Но, к сожалению, прогресса не наблюдается.

Еще одна большая страновая проблема, которую необходимо, наконец, решить, связана с эффективностью регулирования проезда тяжеловесных машин. Всем известно, какой урон они наносят дорогам. Проезд много­тонников – основная причина разрушения дорог в Казахстане. А на разбитых трассах неизбежны дорожно-транспортные происшествия.

Сейчас в Казах­стане допус­тимая нагрузка на ось составляет до 10 тонн. У нас же само­свалы китайского производства ездят с еще большей нагрузкой. Их владельцы, а это в основном недропользователи, загружают до 40 тонн и более. А в итоге «убивают» наши дороги, на ремонт которых выделяются огромные бюджетные средства.

Такой груз нужно возить только по рельсам. К примеру, в западных странах подобные карьер­ные самосвалы не выезжают за пределы карьеров. У нас же многотонники спокойно курсируют по асфальтированным дорогам. Складывается впечатление, что применяемые к их водителям штрафы, мягко говоря, не всегда эффективны.

К примеру, в Акмолинской облас­ти «вредному воздействию» большегрузов наиболее подвержены дороги пристоличных Аршалынского, Целиноградского и Шортандинского районов. Только в Целиноградском районе действует 60 контрактов на недропользование общерас­пространенных полезных ископаемых.

В целом вопрос разрушения дорог тяжеловесным транспортом стоит остро во всех регионах республики. Поэтому нужно ужесточить, наконец, контроль либо ограничить проезд большегрузных машин, не соблюдающих нагрузку на ось на дорогах страны.

Решение вышеуказанных и других задач, накопившихся в сфере дорожного строительства, положительно скажется на экономике. А для этого, на мой взгляд, назрела необ­ходимость принимать по-настоящему действенные меры.

Популярное

Все
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Новогодняя ёлка зажглась в южной столице
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими …
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях к…
Около 6 тысяч ДТП зарегистрировано с начала года в Алматы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]