Как большегрузы «убивают» наши дороги

4282
Талгат Жунусов, депутат Сената Парламента РК

Автомобильных трасс высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало. Общая протяженность тех, что в хорошем состоянии, увеличилась за последние четыре года на три тысячи километров, главным образом за счет республиканских дорог.

фото из архива «КП»

На недавнем расширенном заседании Правительства Президент страны обозначил актуальные задачи на ближайшую перспективу практически по всем направлениям, в том числе и по развитию дорожной отрасли. Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «Все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. Пока этого не наблюдается».

На качество наших дорог на встречах с населением особенно сетуют сельские жители. Это послужило поводом для депутатского запроса в Правительство.

Думаю, никого не нужно убеж­дать в том, что качественные и современные автодороги имеют огромное, стратегическое значение для нашей страны. Они содействуют привлечению инвестиций и наращиванию экспорта, помогают лучше раскрыть потенциал прилегающих к ним территорий, способствуют развитию экономики, улучшают качество жизни людей.

Сегодня республиканских дорог, полностью соответствующих нормативным требованиям, 92%. Нужно отметить, что в 2018 году было чуть более 80%. То есть в этой час­ти мы наблюдаем положительную динамику. Между тем доля дорог областного значения в отдельных регионах, к большому сожалению, не дотягивает даже до 60%.

Не секрет: одна из больших отечественных проблем – это порядок привлечения к дорожным работам в рамках конкурсных процедур. Зарубежные подрядчики зачастую выходят на конкурс, заведомо занижая цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы. В итоге отечественные компании вынуждены либо отказываться от таких подрядов, либо «демпинговать». В итоге получаем дороги не лучшего качества, срыв графиков выполнения запланированного объема дорожного строи­тельства.

В связи с этим хотелось бы еще раз обратить внимание отраслевых и заинтересованных ведомств на сложившуюся дис­позицию.

Как известно, безопасность дорожного движения во многом зависит от качест­венного обустройства дорог, наличия остановок, пешеходных переходов. Важная составляющая – освещенность автотрасс. Однако за пределами городов республиканского значения, областных центров на многих участках дорог освещение отсутствует. И дело здесь не только и не столько в неразвитой инфраструктуре. Свою негативную роль играет дефицит средств: тариф на электроэнергию достаточно высокий. Вынуж­денная в какой-то степени экономия приводит к авто­авариям и трагедиям…

От жителей Акмолинской области, куда с каждым годом увеличивается приток туристов, в том числе иностранных, нам регулярно поступают жалобы на качество придорожного сервиса либо его полное отсутствие. Давно и много говорится о необходимости согласованного, пошагового решения этих вопросов. Но, к сожалению, прогресса не наблюдается.

Еще одна большая страновая проблема, которую необходимо, наконец, решить, связана с эффективностью регулирования проезда тяжеловесных машин. Всем известно, какой урон они наносят дорогам. Проезд много­тонников – основная причина разрушения дорог в Казахстане. А на разбитых трассах неизбежны дорожно-транспортные происшествия.

Сейчас в Казах­стане допус­тимая нагрузка на ось составляет до 10 тонн. У нас же само­свалы китайского производства ездят с еще большей нагрузкой. Их владельцы, а это в основном недропользователи, загружают до 40 тонн и более. А в итоге «убивают» наши дороги, на ремонт которых выделяются огромные бюджетные средства.

Такой груз нужно возить только по рельсам. К примеру, в западных странах подобные карьер­ные самосвалы не выезжают за пределы карьеров. У нас же многотонники спокойно курсируют по асфальтированным дорогам. Складывается впечатление, что применяемые к их водителям штрафы, мягко говоря, не всегда эффективны.

К примеру, в Акмолинской облас­ти «вредному воздействию» большегрузов наиболее подвержены дороги пристоличных Аршалынского, Целиноградского и Шортандинского районов. Только в Целиноградском районе действует 60 контрактов на недропользование общерас­пространенных полезных ископаемых.

В целом вопрос разрушения дорог тяжеловесным транспортом стоит остро во всех регионах республики. Поэтому нужно ужесточить, наконец, контроль либо ограничить проезд большегрузных машин, не соблюдающих нагрузку на ось на дорогах страны.

Решение вышеуказанных и других задач, накопившихся в сфере дорожного строительства, положительно скажется на экономике. А для этого, на мой взгляд, назрела необ­ходимость принимать по-настоящему действенные меры.

Популярное

Все
Дроны вывели к табуну
Будущее спорта рождается в селе
В Усть-Каменогорске открылась резиденция Аяз Ата
Премию Namys вручили в столице
Технологии будущего создавать молодым
Это не просто стены!
Наступил сезон гололеда
Верность заветам Бауыржана Момышулы и солдат Великой Победы
Шампиньоны – в чемпионы
Тревожные мысли – первый признак опасности
Почти 800 домов возводят для очередников в Талдыкоргане
Голова варит, и руки заняты делом
Наследие Смагула
Вторая жизнь пластика
Новоселье под Новый год
За соблюдение чистоты – трактор в подарок
Почему подростки уходят из дома?
Слова благодарности – ветерану
Укрепляя позиции региона-лидера
Более 4 млн сельчан получат доступ к высокотехнологичной медпомощи
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Преемственность поколений – опора Satbayev University
Получи и путешествуй
Сверхвысотная башня Джидды уже достигла отметки в 80 этажей
Центр академического превосходства
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
Год за решеткой: нетрезвого водителя без прав осудили в Жезказгане
Стоит ли лишать свободы за все экономические преступления?
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
«Я казах от земли...»
Важный выбор студентов
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Институциональным инвесторам дадут приоритет в недропользовании
Знание и осведомленность – самая надежная защита
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду
Новый центр мировой металлургии
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова

Читайте также

Слова благодарности – ветерану
Новоселье под Новый год
В Усть-Каменогорске открылась резиденция Аяз Ата
Парад Дедов Морозов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]