Каким должен быть город для людей?

4671
Айгуль Турысбекова

Как избавиться от пробок и превратить Алматы в город для людей? Об этом рассказывает немного утопичный, но крайне привлекательный мастер-план транспортного каркаса.

фото из архива "КП"

В Алматы утвержден мастер-план транспортного каркаса до 2030 года. Его основная задача – пересадить население с личного транспорта на общественный. Объем перевозок таким образом увеличится, по мнению разработчиков документа, на 64% до 2030 года.

Что для этого нужно сделать? Прежде всего создать адекватную транспортную инфраструктуру. В управлении городской мобильности отметили, что «пилотным» коридором нового транспортного каркаса выбран участок проспекта Райымбека протяженностью около 17 км – от проспекта Абая (район рынка «Барлык») до улицы Пушкина. Реализация начнется в текущем году.

В акимате подчеркнули, что в 2025–2026 годах будет осуществлен переходный этап, включающий формирование сети транспортного каркаса из 14 коридоров. Первые значимые результаты ожидаются к концу 2026-го. В том числе в экологическом плане.

Планируется, что к этому времени парк автобусов будет переведен на газовое топливо и электрические двигатели, ожидаются запуск первой линии ЛРТ, открытие станции метро «Калкаман» и строительство трех транспортно-пересадочных узлов на западном, северном и восточном направлениях.

Согласно мастер-плану, 2027–2030 годы – завершающий этап. К этому времени планируется сформировать 42 коридора скоростного общественного транспорта (296 км БРТ, 31 км ЛРТ и 20 км метро) и 39 узловых станций. Все это позволит охватить 75% мест проживания и 81% рабочих мест пассажиров.

Важным элементом транс­портного каркаса и его привлекательности для жителей будет являться пассажирская инфраструктура. Поэтому пересадочные узлы должны быть организованы таким образом, чтобы экономить время пассажира на пересадку, быть интуитивно понятными и обеспечивать ощущение безопасности.

Предполагается расширение остановок с действующих 1 208 до 1 245. Все проектируемые остановочные и пересадочные пункты будут соответствовать принципам Vision Zero. Исходя из прогнозируемого увеличения числа поездок на общественном транспорте до 3 млн в год, оценочный парк подвижного состава ЛРТ составит 30 единиц (для первой линии), метро – 25 составов по 4 вагона. Парк колесного общественного транспорта (автобусы, электробусы, троллейбусы) совокупно составит 3,9 тыс. единиц.

Но что говорят об этом эксперты? Директор ТОО «Казахский Промтранспроект» Арнур Аханов отметил, что сегодня значительная доля населения Алматинской агломерации проживает на расстоянии нескольких десятков километров от мест работы, учебы и отдыха. Это приводит к ежедневному использованию личного и общественного транспорта, так как 70% мест приложения труда располагаются в центральной части города.

Специалисты отмечают свое­временность выхода данного документа. Создание транспорт­ных коридоров в периферийной части города устранит ряд инфраструктурных проблем, позволит ликвидировать социальное неравенство между районами города и обеспечить более свободный доступ пассажиров, прибывающих из населенных пунктов Алматинской агломерации.

Организация каркаса общественного транспорта, учитывающего создание мультимодальных перевозок пассажиров по линиям скоростного автобусного движения (БРТ), легкорельсового транспорта (ЛРТ) и метрополитена со строительством транс­портно-пересадочных узлов (ТПУ), сократит время пересадок пассажиров из одного вида транспорта в другой и увеличит скорость движения общественного транспорта. Это повысит его конкурентоспособность по сравнению с личным транспортом.

По мнению руководителя ТОО «Дорожный научно-производственный центр», доктора технических наук, профессора Багдата Телтаева, вопрос мобильности населения в мегаполисе является одним из основных. Но несмотря на реализацию мер по повышению пропускной способности городских дорог, проблемы в этом секторе еще далеки от полного решения.

– Нужны более эффективные подходы, новые взгляды и прорывные проекты для кардинального решения. На наш взгляд, идея и проект транспортного каркаса являются одними из таких, – подчеркнул профессор.

Отвечая на вопросы о том, не приведут ли предстоящие изменения к еще большим пробкам, разработчики отмечают, что в городе пробки могут достигать 9–10 баллов. Если сегодня не начать изменения на системном уровне – через год-два дороги вообще «встанут», и это обернется значительным ущербом для экономики и социальной сферы.

Международный опыт крупных городов мира, использованный при разработке мас­тер-плана, показывает, что единственный способ преодоления транспортных проблем на дорогах – системное развитие магистрального общественного транспорта и создание удобной пассажирской инфраструктуры.

Учитывая, что транспортный каркас предусматривает пересадки, не приведет ли это к повышению стоимости поездок?

В управлении городской мобильности отметили, что наи­более эффективный способ организации маршрутной сети подразумевает наличие одной пересадки при поездке. Для подавляющего большинства пассажиров это будет означать, что автобусы будут ходить чаще, и даже с одной пересадкой поездка будет короче и более предсказуемой.

При этом планируется, что уже в следующем году будет введен пересадочный тариф, и пересадки в рамках одной поездки будут для пассажиров бесплатными.

Другой не менее важный воп­рос: как акимат планирует стимулировать отказ от личных автомобилей? Разработчики намерены в составе транспорт­но-перегрузочных узлов создавать удобные перехватывающие парковки, чтобы поездки на общественном транспорте были быстрее и доступнее за счет выделенной инфраструктуры, гибких тарифов.

Рост охвата маршрутной сети позволит сделать его доступнее для тех, у кого сейчас нет такой альтернативы. Вместе с тем будут и разумные ограничительные меры, способствующие снижению приоритета личного автомобиля. Так, уже начат ввод платной парковки в городе, и этот процесс будет продолжаться.

Популярное

Все
Завершена реконструкция Центрального стадиона
Стекольный завод запущен в Алматы
Ученые разработали новый инструмент для борьбы с фейками
Помощь окажут быстрее
Обещания в бензобак не зальешь
Нужна новая Концепция антикоррупционной политики
Акцент – на промышленность
Построено реанимационное отделение
Зима проверит качество работы
Район демонстрирует рост
По следам земельных махинаций
Необходимо действовать вместе в общих интересах
На смену стружечной плите придет соломенная
Подкрепить знания практикой
ИИ приходит в школы: опыт Актау
Не поставщики сырья, а создатели добавленной стоимости
Завоевали 19 медалей
Важно не допускать потерь воды при ее транспортировке
На конвейере – сыр и детские смеси
Баурсаков много не бывает
Пенсионерам вход бесплатный
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Чем может гордиться Темиртау?
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь
Пустующую площадку под мостом превратили в место досуга в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Наши шахматисты выиграли командный зачет
День учителя отметили в Талдыкоргане
В Таразе открылся Дом культуры
В Акмолинской области задержали пенсионерку за хранение трамадола
Международный день пожилых людей отмечают в Казахстане
«Астана Балет»: серебро на фестивале в Корее
После падения трубы: энергетики СКО обещают зиму без аварий
Маленькая империя для больших начинаний
Игры стран СНГ пройдут в Алматы
На трассах ВКО в условиях снега и гололеда встали автомобили
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане

Читайте также

Аида Балаева обсудила с представителями НПО направления дал…
Пример трудолюбия и патриотизма
Нужна новая Концепция антикоррупционной политики
«Видим не только системные проблемы»: детский омбудсмен – о…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]